Отвечает специалист: Курзова Ксения

перейти к списку вопросов

Товаровед-эксперт 21.09.2011, 20:01

ЗРР

Ксения, добрый день! Дочке 2 и 9. В августе проходили специалистов перед садом, невролог поставил дочке задержку речевого развития. Патологии со стороны ЦНС никакой нет, психическое развитие на уровне ее возраста (любит собирать паззлы, резать ножницами, собирать мозайку, играть в лото, домино, очень любит книги - и сказки, и развивающие с разными заданиями, все понимает, делает если попросишь, показывает, научилась кататься на 4-хколесном велосипеде), а вот говорить не хочет. Как объяснила врач, она просто ленится. Ее все устраивает. Мама с папой ее понимают и так - если кушать хочет - накормим, если упала и ей больно - поднимем и пожалеем... и все в таком роде. И у ребенка нет стимула. Очень нам рекомендовала идти в садик. Там будет новая обстановка, новые дети и взрослые - и она просто будет вынуждена заговорить, т.к. ей надо будет как-то общаться, объяснять, что она хочет. Думали, летом у нее будет сдвиг из-за смены обстановки и новых впечатлений (ездили на поезде к бабушкам, оставляла ее одну с бабушкой и дедушкой, много играла с сестренками 7 лет, 2,5 лет и 6 мес, катались на трамвае и т.д.) - эффекта ноль. При этом звуки произносит правильно, повторяет за мной почти все буквы (когда азбуку читаем или мелками ей рисую), а из слов - ням-ням, га-га (причем, это и утки, и гуси, и лошадь), ав-ав, Ми (это кот), дай, моё, моя, уйди, саша (на днях выучили), ти (чай), мама, папа, баба, Ай (это кто-то из людей - подружка, наши гости, крестный, дедушка и т.д.), фу (воздушный шарик) ну и дальше такого плана... Сейчас пошли в сад. Пока были только 1 день - пришли на 2 часа и заболели. Вторую неделю лечимся уже. В сад идет с радостью, сама просится, я ей много рассказываю, как там хорошо, что они там будут делать. В первый день не плакала, ходила за воспитательницей хвостиком - очень ей было все интересно, что она там делает. Кушать, правда, не стала совсем. Думаю, в садик будет ходить нормально, по этому поводу (зная дочку) как то особо не переживаю... Проблема наша заключается в том, что мы в последнее время не понимаем, что хочет дочка! Вот она что-то себе придумала и от нас просит. Я пытаюсь ее понять, перебираю возможные варианты - дочка говорит "нет" или мотает головой, объясняет на "своем языке", а я не понимаю, хоть тресни! Она начинает злиться, плакать и в итоге все это перерастает в жуткую истерику ((( муж при этом тоже весь на взводе, вот последний раз рыкнул на нее (нервы сдали), чтоб сначала разговаривать нормально научилась, а потом требовала! Я боюсь, что она так вообще может в себе замкнуться, говорю ему, что нужно подождать немного - в садике разговорится, придет время... Пытаюсь не доводить до истерик - если не может сказать, прошу показать, что ей надо - дочка тогда подходит, например, к шкафу и показывает наверх. Тогда приходится перечислять все, что там можно взять. Муж говорит, что я неправильно делаю, что не надо так делать - у нее стимула нет заговорить. Я сама за нее все говорю и показываю. Мол, пусть сама говорит, что хочет. А у нее истерика начинается, если ее не понимают. Как быть - не знаю, устали уже от этого мычания и "китайского" языка...

k-zaika 10.10.2011, 20:42

Здравствуйте!

Судя по тому, что Вы описываете, дело действительно не в том, что ребенок не может, а в том, что не хочет говорить. Ребенок хорошо развит, по ЦНС и логопедии проблем нет. И то, что, как Вы сами говорите, проблема в том, что Вы перестали ее понимать, свидетельсвует о нектором естественном кризисе, который у нее настал - ее потребности речевые и познавательные расширяются, а объяснить это на понятном для Вас языке она не может. И если сейчас повести себя правильно, можно помочь ребенку заговорить.

Правы и Вы, и Ваш муж. Он - в том, что когда Вы за нее все говорите и показываете, у нее нет стимула говорить. Вы - в том, что не игнорируете потребность ребенка донести до вас информацию и пытаетесь идти на контакт с ней. Вам сейчас нужно найти золотую середину между вашими позициями.

Для начала, когда возникает подобная ситуация, когда она что-то просит, но вы не понимаете, что именно, нужно очень спокойно и даже ласково ребенку объяснить, например вот так: "Солнышко, когда ты не говоришь словами, что ты хочешь, мне очень сложно тебя понять. Давай я помогу тебе объяснить, но ты тоже старайся. Ты хочешь что-то на полке? Покажи, с какой стороны это лежит? Тааак, вот тут... может быть, это ябло... (постараться стимулировать ребенка закончить слово), нет? Тогда, может быть, чаш...?" И т.д. И постоянно предоставлять ей возможность самой обяснять, что она хочет.

Читайте больше стихов и так же не заканчивайте слова. Это как игра, дети очень любят играть во что угодно.И читайте эмоциональнее, чем принято, иногда даже утрированно.

Чаще говорите с ребенком не только на бытовом уровне, но и на уровне рассуждений, обсуждений. Можно даже пробовать ее мнения спрашивать, и к кивкам и мотанию головы тоже прислушиваться.

Кроме того, чтобы просто все сопровождать речью - говорить обо всем, что видите, что делаете, важно больше совместно играть с ребенком. В игре вы ставите ребенку речевую задачу и ему некуда деваться, чтобы игра продолжалась, он должен говорить. Например, берете мишку, у дочки в руках зайка. Вы подносите к зайке мишку и говорите: "Привет! Меня зовут Мишка. А тебя как?" Помогаете, поощряете ответы. И выдумываете море подобных игровых ситуаций.

Активно заменйте детские слова дочери на взрослые. Но не пытайтесь ее поправлять, а сами говорите только взрослыми словами. Например, идете по улице, проезжает машина. Ребенок: "Би-би!!!", вы: "Да, правильно, машина проехала". Или, рассматриваете картинку, спрашиваете: "Кто это нарисован?". Ребенок: "Ав-ав". Вы: "Точно, собачка!".

Когда говорите что-то, обращенное непосредственно к дочке ("ТЫ будешь кушать суп?"), старайтесь присесть на ее уровень и попасть в поле ее внимания, чтобы она не только слышала текст, но и постоянно видела, КАК он произносится.

А вообще, думаю, что когда начнете ходить в сад постоянно, если там большинство детей хорошо говорят - результат не заставит себя долго ждать! Сейчас постарайтесь не зацикливаться на проблеме, воспринимайте ее как некий переходный период и не ждите результатов каждую минуту. Чем меньше мы их ждем, тем быстрее они приходят!

Удачи Вам, терпения и здоровья девочке! Пишите, пожалуйста, о Ваших успехах!

Товаровед-эксперт 13.10.2011, 14:25

Ксения, спасибо! Очень ценные советы!

Отходили мы в сад 2 недели. Адаптация прошла хорошо. Не плакала совсем. Сейчас уже остается до вечера, уходить из сада не хочет. Очень ей там нравится! Моя мама говорит, дочка вся в меня пошла - я с таким же желанием ходила в сад. Вот вчера пришла за дочкой в 17.30, они на улицу собирались. Дочка меня увидела - давай руками махать и объяснять на своем, что они сейчас гулять идут и я очень не вовремя пришла. Пришлось гулять с ними на площадке, пока всех деток не разобрали. Любит что одну, что вторую воспитательницу (но они у нас и вправду "золотые"), вчера на улице воспитательница предложила деткам собирать листочки для гербария (поделки потом делать) - мальчишки озровали, девочка одна листочки собирала, но воспитательнице не отдавала, а собирала себе букетик, а наша мадам самая примерная была - выбирала самые красивые листочки - отдавала воспитательнице, обращая ее внимание на красоту листочка или на его необычную форму... Воспитательница спрашивает у Полины: "Что это?". Наша молчит. Воспитательница: "Лииистооочек". Наша: "Да!" {#bk} Воспитательницы ее часто не понимают, Полинка пытается объяснить, но все больше жестами. Появился новый жест - дотрагивается пальчиком до глаза (чаще до брови) и потом этим пальцем показывает в каком-то направлении (мол, смотри туда). В группе детки все хорошо разговаривают, мы одни немушки... Хотя в первый день "принесла" из садика новое слово "Ляля" и сегодня, когда зашли в сад, в Полинкой поздоровалась нянечка и та ей в ответ "Здати!". Не очень понятно, больше похоже на "дати!", но и это для нас прогресс {#ay} 

Появилась у нас другая проблема, после сада совсем не хочет идти домой. Мы возим в сад в соседний поселок (утром папа отвозит на машине, а обратно едем на автобусе). Последние 3 дня эта дорога затягивается на 2-3 часа, хотя ехать 15 минут. Дочка идти не хочет, еле ноги передвигает, то упирается, то ножки у нее болят, то живот (если пойти через детскую площадку - там бегает и играет, и ничего не болит). Перестала играть дома в игрушки, капризничает. Штаны мама сними, ручки мама помой...

Единственное, чем можно отвлечь - это 1. Книжки - слушает внимательно, отвечает на вопросы. И 2. Мультики (приносит одеялко, ложится на диван и смотрит), но смотрит спокойно так (раньше более эмоционально смотрела, переживала за героев, комментировала, жестикулировала), а сейчас лежит смотрит без эмоций.

Думаю, то ли ей дома стало скучно, ведь в саду так интересно, новые впечатления, игрушки, а дома все по прежнему... то ли устает так от сада?.. Эмоционально все-таки тяжело влиться в новый коллектив (хоть и ходит с удовольствием) да и просыпается рано, хоть и встает с хорошим настроением, но видно, что из постели вылезать не хочет. Попробую укладывать вечером пораньше.

k-zaika 14.10.2011, 21:33

Добрый вечер!

То, что Полину в садике понимают с трудом, как раз очень хорошо. Она скоро поймет, что другим детям легче добиться от взрослых желаемого с помощью речи, а не жестами. И то, что она стала, пусть не спеша, осваивать новые слова - говорит о том, что потенциал для этого есть.

Что касается Вашей новой продлемы. Честно говоря, чаще родители обращаются с совершенно противоположными жалобами))) Вполне вероятно, что ей действительно стало дома сучновато. Попробуйте придумывать каждый раз какие-то интересные дела, которые будете делать дома. Например, можно предложить дочке сделать дома подарочек для воспитательницы, чтобы утром его подарить. Или просто заинтересовать какой-то поделкой. А вообще, можно просто предложить ей выбор: "Ну хорошо, Полина. Ты знаешь, у меня дома еще много дел, так что мне придется идти. Если хочешь - пойдем со мной, а если нет - давай тогда ты тут посидишь, пока все детки и воспитатели побудут дома, поспят и утром придут в садик снова. Ты в это время посидишь ночь на площадке, а утром садик откроют и тебя пустят". И это должно быть не как уговоры, а именно как варианты для выбора. И Вы доствточно уверенно поднимаетесь и делаете вид, что уходите. Если на площадке уже никого нет, думаю, она довольно быстро решит, что ей лучше поти с Вами!

Усталость тоже, безусловно, есть. В садике дети затрачивают энергии в раз больше, чем многие взрослые на работе. Именно по этому часто детки, которые дома не спали днем, в саду начинают спать. Поэтому нужно быть готовым к любого рода изменениям в поведении ребенка после сада, поскольку он ищет способ того, как ему выплескивать эту усталость и напряжение.

Удачи Вам! Пишите о своих учпехах и сложностях!

Добавить в закладки: