ДВИЖЕНИЕ - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЖИЗНЬ, НО И ЗДОРОВЬЕ

02 Августа 2011, Просмотров: 1953, Автор админ

Ничто так не ослабляет организм, как гиподинамия (недо­статок движения). Физическая активность укрепляет иммун­ную систему и помогает бороться с инфекциями. Трениро­ванный организм более устойчив к перегреванию, охлажде­нию, колебаниям атмосферного давления, вирусам и инфек­циям. Устойчивость к инфекциям связана с ростом иммунитета, ведь при занятиях физкультурой в большем количестве вырабатываются макрофаги — «пожиратели» возбудителей бо­лезней.

Иммунитет укрепляют все виды аэробных физических упражнений; плавание, гимнастика, аэробика, бег, прогулки и т.п. Но только при умеренной физической нагрузке. Упражнения до изнеможения могут принести вред иммунитету. Очень важное значение в вопросе повышения иммунитета имеют дыхательные тренировки. Последние исследования показали, что физические упраж­нения даже более благотворно влияют на иммунную систему, чем сбалансированное питание.

Мощным положительным воздействием на иммунную систему обладает закаливание. Закаливать организм можно на­чинать в любом возрасте.

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

Известно, что дети гораздо чаще, чем взрослые, страда­ют заболеваниями бронхов и легких. Это обусловлено мно­гими причинами, но основные — неспособность противо­стоять инфекциям и специфика строения бронхолегочной системы у детей.

Органы дыхания у ребенка имеют такое же строение, как и у взрослого человека, но при этом отличаются рядом особен­ностей. В чем же состоят особенности строения и функций орга­нов дыхания у детей?

Нос у ребенка раннего возраста имеет относительно малые размеры. Носовые ходы узки, что предрасполагает к частым насморкам (ринитам). Слизистая оболочка носа имеет очень нежную структуру. Она богато снабжена мелкими кровенос­ными сосудами, в связи с чем даже небольшой воспалитель­ный процесс ведет к ее набуханию и еще большему сужению носовых ходов. Это затрудняет у ребенка дыхание через нос. Малыш часто дышит ртом, что приводит к проникновению инфекции и холодного воздуха непосредственно в бронхи и легкие. Не случайно многие заболевания легких у детей начи­наются именно с «безобидного», казалось бы, насморка. Чтобы этого не происходило, детей с раннего возраста необходимо обучать правильному дыханию через нос.

Глотка продолжает полость носа. У ребенка первых лет жизни она относительно короткая и узкая. В ней имеется важ­ное образование — глоточное лимфатическое кольцо. У детей раннего возраста лимфатическое кольцо развито недостаточ­но, что способствует развитию ангин.

Гортань ребенка расположена в передней верхней части шеи. Это очень важная часть дыхательного аппарата. Гортань у детей, по сравнению с взрослыми, относительно короткая, воронкообразной формы, с нежными, податливыми хряща­ми и тонкими мышцами.

Слизистая оболочка гортани у детей нежная, рыхлая, бо­гата кровеносными сосудами и нервными веточками. В стен­ке гортани содержится большое количество лимфоидной тка­ни, поэтому даже при слабо выраженном воспалительном процессе у малышей гортань суживается, что вызывает за­трудненное дыхание.

Продолжением гортани являются трахея и бронхи. Про­свет трахеи в раннем возрасте имеет эллипсообразную форму, а у детей постарше приближается к форме круга. Слизистая оболочка ее нежная, богатая кровеносными сосудами, в ней относительно много слизистых желез. Трахея у детей мягкая, легко сдавливается и смещается. Из области шеи она входит в грудную клетку и делится на два крупных бронха. Место раз­деления трахеи на бронхи называется бифуркацией. У детей раннего возраста бифуркация находится на уровне 3-го, а у старших детей — на уровне 5-го грудного позвонка.

Бронхи являются самым обширным участком воздухопроводящих путей, по которым в легкие поступает атмосферный воздух, богатый кислородом, а из легких выводится отрабо­танный воздух, бедный кислородом и богатый углекислотой. Внешне бронхи напоминают ветвистое дерево, перевернутое кроной вниз. Мельчайшие веточки — бронхиолы — заканчи­ваются маленькими пузырьками — альвеолами, которые со­ставляют непосредственно легочную ткань (легкие).

В альвеолах происходит важнейший для организма жиз­ненный процесс — обмен газов. Густая сеть мельчайших кро­веносных сосудов (капилляров), оплетающая каждую альвео­лу, производит непрерывное всасывание одних газов и выде­ление других. Углекислый газ из крови переходит в просвет альвеол и через бронхи выделяется во внешнюю среду. В то же время кислород, необходимый для жизнедеятельности организма, из атмосферы поступает в альвеолы и из альвеол — в кровь. Газообмен в легких идет очень интенсивно. Малейшее его нарушение из-за воспалительных процессов приводит к дыхательной недостаточности.

Размер бронхов у малышей относительно невелик, поэто­му при заболеваниях бронхитом происходит частичная заку­порка просвета бронхов слизью.

Бронхи ребенка очень чувствительны к воздействию вред­ных факторов внешней среды. Чрезмерно холодный или го­рячий воздух, повышенная влажность, загазованность, дым или пыль экологически вредных предприятий, вызывает за­стой слизи в бронхах и способствует возникновению брон­хита.

Легкие ребенка растут непрерывно, в основном за счет уве­личения альвеолярного объема. Почти параллельно росту мас­сы идет повышение и общего объема легких. У детей первого года жизни объем легких равен 65~67 мл, к 8 годам он увели­чивается в 8 раз, а к 12 — в 10.

Повышенное или пониженное давление в легких создается мышечным усилием. Грудная клетка со всех сторон оплетена мышцами. Самые главные из них, обеспечивающие акт ды­хания, — это межреберные мышцы и диафрагма. При вдохе сокращение межреберных мышц и мышц диафрагмы приво­дит к расправлению легких, увеличению их объема. Давление находящегося в легких воздуха падает, становится ниже ат­мосферного — и легкие как бы засасывают воздух извне. Вы­дох осуществляется пассивнее, без особых мышечных усилий. При этом мышцы, обеспечивающие своим сокращением вдох, расслабляются. Объем грудной клетки и легких уменьшается, и воздух выжимается наружу.

Здоровый ребенок дышит спокойно, равномерно, без на­пряжения и усилий. У детей 1—2 лет число дыханий в минуту колеблется в пределах 30—35, у детей 5—6 лет — около 25, а у детей 10—15 лет — 18—20. При заболевании легких картина резко меняется: нарушаются частота и ритм дыхания, оно не­редко становится тяжелым и затрудненным. Каждый вдох и выдох даются больному ребенку ценой больших усилий.

Почему так происходит? Болезнь изменяет условия дыха­ния: нарушаются нормальные условия прохождения воздуха по воздухоносным путям. В большинстве случаев происхо­дит их сужение. К этому предрасполагает и само строение ор­ганов дыхания у детей. Во время насморка набухает слизистая оболочка носа. Это набухание может быть настолько сильным, что носовые ходы, и без того довольно узкие, почти полно­стью закрываются, а слизь, вырабатываемая слизистыми обо­лочками, окончательно преграждает прохождение воздуха че­рез носовые ходы. Вследствие этого ребенок начинает дышать ртом, нарушается нормальная вентиляция легких.

Еще тяжелее дышать малышу при сужении нижних отделов дыхательного тракта — гортани, трахеи, бронхов. В этом слу­чае доступ воздуха в легкие резко сокращается. Ребенок жалу­ется на нехватку воздуха, одышку, каждый вдох дается ему с большим трудом.  

При заболеваниях бронхов и легких у детей возникает рас­стройство дыхания, нарушается газообмен, страдает сердеч­но-сосудистая система, изменяется обмен веществ, снижа­ются защитные и приспособительные реакции организма.

Кроме того, болезнь резко ограничивает двигательную активность малыша. Ребенок щадит себя, старается мало двигаться. Да и сами родителя пытаются оградить больного ре­бенка от какой-либо физической нагрузки. И это неверно. Родители должны знать, что даже во время болезни двига­тельная активность для ребенка необходима. Недостаток дви­жений губительно сказывается как на общем состоянии боль­ного малыша, так и на течении воспалительного процесса в органах дыхания, еще больше нарушая их функцию. Поэтому лечебная гимнастика (ЛФК) является важнейшим компонен­том комплексного лечения больного малыша. ЛФК улучшает работу дыхательных мышц, бронхов и лег­ких. В результате этого восстанавливается их функциональ­ное состояние, нарушенное болезнью. Гимнастические упражнения делают дыхание более глубо­ким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, улучшают дренажную функцию бронхов. Повышается вентиляция легких, значительно увеличивается газообмен, и кровь лучше обогащается кислородом. Ткань легких становится более эластичной, легочное кро­вообращение усиливается, облегчается работа сердца. Ток крови в сосудах ускоряется, возрастает количество крови, циркулирующей в организме, и весь организм лучше снабжа­ется питательными веществами. В крови ребенка увеличива­ется содержание красных кровяных шариков (эритроцитов).

ЛФК активизирует выработку биологически активных ве­ществ, значительно увеличивает сопротивляемость организма к вирусам и бактериям. Кроме того, физические упражнения усиливают деятельность надпочечников, вырабатывающих противовоспалительные гормоны, которые значительно умень­шают чувствительность организма к воздействию различных аллергенов.

Таким образом, правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного ребенка значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы забо­левания.

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
Кто виноват в простудах? Почему ребенок часто болеет 25.07.2011, 11:51 Кто виноват Три фактора «виноваты» в частых простудах малышей. Медицинский фактор формирования частых заболеваний. Этот фактор имеет значение в ... подробнее
Профилактика простуды 29.10.2012, 11:56 Начался простудный сезон и все чаще мамы жалуются на то, что дети часто болеют. На детских площадках все чаще появляются сопливые детишки, кот... подробнее