Как влияет болезнь на поведение ребенка

02 Августа 2011, Просмотров: 2155, Автор админ

Болезнь ставит ребёнка в особые отношения с окружающи­ми. Если родители начинают его баловать, они вредят малы­шу в воспитательном смысле, портят его. Родители спохва­тываются, когда кроха уже превратился в капризного домаш­него тирана, и не могут понять: что же с ним такое? На самом деле «испортили» малыша взрослые, сами того не замечая.

Хотя, разумеется, избежать такого печального педагоги­ческого результата можно, и вовсе не трудно. Надо лишь с самого начала видеть в постоянных болячках вашего чада не только медицинскую, но и воспитательную и отчасти психо­логическую проблему.

Капризы больного. Леночка — неестественно полная де­вочка с надутыми губками и взглядом исподлобья. Ей скоро шесть лет. Мама прямо при дочери «выкладыва­ет» о ней всю подноготную: девочка не хочет ничего делать, целыми днями ва­ляется на диване, смотрит мультики. Очень капризная, грубит. Не желает чи­тать, хотя знает все буквы и читать уме­ет. Не хочет гулять во дворе без мамы. Объяснение: «Меня все обижают». Первые два года девочка болела редко, а потом просто не вылезала из болезней. Четыре воспаления легких, менин­гит, хронический насморк. Постоянно болели голова, гор­ло. Одно время каждый день к вечеру температура повыша­лась до 38 °С. Кому только ребенка не показывали! Наконец был поставлен диагноз — у девочки оказался снижен иммуни­тет. Леночке провели лечение, и она перестала часто болеть. Но девочку словно подменили. Была веселая, активная. А теперь — какая-то маленькая старушка! Что с ней делать?

Мама говорит все это эмоционально, расстроенным тоном, на девочку не смотрит, будто не о ней речь. Но самое инте­ресное, что и малышка маму не слушает. Привыкла, навер­ное. Сидит, насупившись, скосив глаза в угол. Девочке предлагается, пока идет разговор, собрать что-то из конструктора.

«Не хочу!» — «А ты попробуй, это интересно». — «Я не умею!». Потом нехотя побрела к конструктору, присела, перебирая детали. Вдруг, перебивая мать, что-то спросила. Но та, за­нятая своим рассказом, не ответила, тогда девочка настойчи­во повторила вопрос грубым тоном, схватила несколько дета­лей конструктора и швырнула в угол.

Откуда такие дети? Дети в отличие от нас наделены уди­вительной способностью приспосабливаться к любой ситуации и чувствовать себя относительно хорошо. Взрослому свойствен­но менять внешние условия под себя, а если это невозможно, «уходить» и искать что-то более приемлемое. Если и это недо­стижимо, взрослый начинает плохо себя чувствовать. Поэтому мы так томимся в очередях и не любим ждать. Ребенок же везде найдет себе занятие: подберет с пола какую-нибудь палочку и начинает с ней играть. В этой удивительной внутренней гибкости, способности адаптироваться ко всему — и сила детей, и слабость.

Что же происходит во время длительной болезни?

Во-первых, дети (существа по природе чрезвычайно дея­тельные) во время заболевания обречены на пассивность. Активность малышей, даже внутренняя, особого рода. Взрослый может быть внутренне активен при полной внеш­ней пассивности. Сидит человек в кресле и читает книгу. Но при этом он думает, чувствует, переживает, и ему интерес­но. Малыши такому еще не научились. Чтобы запустить внутреннюю активность, ребенку нужно проявлять активность внешнюю: двигаться, что-то трогать.

Во-вторых, заболевший малыш оказывается в центре вни­мания. Когда он был здоров, взрослые занимались своими делами и уделяли ему не так много внимания. Теперь же они только им и заняты. Ребенок начинает ощущать себя центром вселенной, что педагогически очень опасно. Мудрое чадо понимает: меня так любят потому, что я болен. Значит, болеть хорошо! Естественно, никто из детей сознательно такого вывода никогда не делает, однако подсознание малыша «рассуждает» именно так. Ребенок «находит себя» в ситуации болезни! Она начинает ему нравиться!

Давно известно, что не только тело влияет на душу, но и наоборот. И если болезнь дает малышу какое-то удовлетворе­ние, которого он в обычное время лишен (например, ему все прощают, усиленно ласкают), то уже лишь из-за этого бо­лезнь может затянуться. Ребенку уже хочется болеть. Ведь так приятно, когда все тебя любят!

В-третьих, взрослые открыто испытывают беспокойство, часто при малыше делятся своими тревогами, щупают дет­ский лобик, говорят взволнованно и не подозревают, что все это сильно влияет на ребенка. Обеспокоенность взрослых ясно сигнализирует подсозна­нию малыша: «Со мной что-то не в порядке! Я какой-то не такой! Дело плохо!» И ребенок поддается этому внушению. Он начинает безотчетно беспокоиться, что лишь усугубляет его состояние. Педиатры при своих юных пациентах держатся бодро и ни­когда не выказывают беспокойства! Конечно, для мамы или бабушки это не так просто. Но нельзя и постоянно «заражать» малыша отрицательными переживаниями.

В-четвертых, некоторые считают, что болеющего ребенка не грех и побаловать: что-нибудь ему этакое подарить, всяче­ски хвалить. И малыш прекрасно понимает: со мной что-то не то, но это, оказывается, очень выгодно! Так зарождается «комплекс инфанта»: своеобразный комп­лекс неполноценности в соединении со стремлением исполь­зовать положение к своей выгоде. Поведение взрослых вполне понятно, но вред, наносимый таким поведением ребенку, огромен.

Поведение родителей во время болезни ребенка. Постарай­тесь устроить так, чтобы больной малыш мог жить своей детс­кой полноценной жизнью. Принимать лекарства и мерить тем­пературу — не жизнь. Ребенок должен заниматься чем-то до­ступным и интересным. Большинству детей неподвижность только вредит. Если врач не возражает, не держите малыша в постели круглые сутки. Если вам не терпится что-то купить ребенку именно пото­му, что он болен, то пусть это будет интересная развивающая игра, в которую можно играть прямо на ковре.

Жизнь не должна казаться малышу унылой. Каждый день должен приносить самую простую радость (новую книжку, мультик, интересную историю, сказку). Надо объяснить доступным языком, что болезнь малыша создает некоторые проблемы и его нужно лечить. Говорите с малышом о болезни спокойным голосом, чтобы было понят­но: болеть не страшно, с каждым может случиться, дело-то житейское, хотя и не очень приятное. Переключайте внимание ребенка на нормальную жизнь: не говорите при нем только о температуре или кашле. Обсуж­дайте обычные темы: игры, фильмы, события.

Больной действительно требует больше внимания. Но не будьте назойливы! Ребенок должен точно знать: он нравится окружающим, когда здоров и бодр. В то же время близкие готовы ему помочь, если он заболел.

После выздоровления. Когда все образуется, посоветуйтесь с врачом по поводу закаливания. Это отличное средство и в педагогическом смысле. Учитывайте индивидуальные черты малыша. Закаливание не должно стать испытанием, стрес­сом. Все делайте, постепенно. Помните, любая проблема в жизни ребенка вызывает к жизни скрытые возможности развития. Кто часто болеет и вынужден отказаться от беготни и многих проявлений физи­ческой активности, в других отношениях развивается иногда даже лучше. Важно создать условия для этого. И не забывай­те, больной — это полноценный человек, он здоров духов­но, если близкие не превращают маленького человечка в боль­ного не только телом, но и душой.

Душевный баланс. Совет обратиться к психологу родители часто болеющих детей воспринимают, как правило, в шты­ки. А ведь климат в семье оказывается подчас «дирижером» детского самочувствия. Ведущие психологи утверждают, что в большинстве семей, где прижился синдром ЧБД, присутствует какое-то напряже­ние: то ли в отношениях между родителями, то ли негатив непосредственно к малышу. Наши дети на любой стресс реа­гируют сверхчутко. Причем непосильным для малыша стрес­сом может оказаться даже излишняя мнительность мамы или других родственников, которые буквально пылинки с чада сдувают. Чем сильнее взрослые зациклены на стерильности, чем больше боятся детского недомогания, тем активнее генериру­ют флюиды страха, смысл которых непонятен для малыша. А когда ребенок не может дать адекватный ответ на сильный психологический раздражитель, он... заболевает. Если вы чувствуете, что ситуация в семье влияет на малы­ша, постарайтесь приложить все усилия и восстановить мир.

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
Об интерфероне и иммунитете 10.12.2011, 09:27 Алена Парецкая, педиатрВ холодное время года на первый план выступает проблема иммунитета и сопротивляемости болезням. Слово иммунитет сейчас ... подробнее
Еще несколько причин частых ОРЗ 02.08.2011, 04:23 Обратная сторона комфорта. Жизнь с каждым годом ста­новиться комфортнее. И, конечно, мамы стараются изо всех сил сделать так, чтоб ребенок купался... подробнее