«Несадиковские» дети
01 Августа 2011,
Просмотров: 5445, Автор админ
|

Наступает время, когда малыш из беспомощного трогательного существа постепенно превращается в человечка, который умеет ходить, разговаривать, кушать и одеваться самостоятельно. Мама начинает задумываться о том, чтобы выйти на работу. И сразу возникает много новых вопросов, от которых голова идет кругом. Детский сад — это хорошо, это коллектив. Там с ним будут заниматься и чему-то учить профессионалы, да и социальная адаптация ребенка пройдет быстрее. Но...
Ведь всем известно, что, многие дети, придя в детский коллектив, начинают болеть.
Что думает мама? В садике ребенок простывает потому, что о нем мало заботятся, и ребенку там плохо.
Ребенок, живущий в семье и постоянно находящийся дома, изо дня в день контактирует с одной и той же микрофлорой. У каждого ребенка имеется определенный набор бактерий, который он получает в своей семье, где все родственники обмениваются ими, как улыбками и словами. Что происходит, когда он идет в детский сад? Дети тесно общаются, непрерывно «обмениваются» микрофлорой, а микробы других людей (даже безвредные) организм ребенка воспринимает как «чужаков», что приводит к развитию у малыша заболевания. Это особенно часто проявляется именно в первые недели посещения детского сада, ибо для ребенка нахождение где-то без мамы — стресс. А любой стресс оказывает влияние на работу всех органов и систем малыша, особенно на работу его иммунной системы, активность которой напрямую, особенно у детей, зависит от эмоционального состояния.
Рассмотрим складывающуюся ситуацию посещения детского сада.
Мама. Она 2 или 3 года была дома неотлучно с ребенком. Ей очень хочется вновь очутиться среди большого количества людей, начать общаться со сверстниками, забыть на время проблемы кухни и проявить себя с профессиональной стороны. Она мечтает о том, что ребенок пойдет в детский сад, а у нее появится время на собственный рост.
Малыш. Ребенок ощущает эти изменения в маме, он начинает нервничать. И вот наступает день, когда ребенка приводят в детский сад, где много веселых, уже адаптированных к садику детей. Малыш, который до сих пор так любил играть с другими ребятами, когда они выходили на прогулку, хватается за мамину юбку, плачет и ни с кем не желает общаться. Воспитатель отрывает его от маминой юбки, помогая ей оставить плачущее дитя и не опоздать на работу.
Мама. Целый день мама занимается своими делами, а вечером, забирая ребенка домой, она вдруг понимает, что возвращение домой не сулит ей радостного общения с ним: всю домашнюю работу, которую она легко делала раньше в течение дня, теперь нужно сделать за несколько часов вечером. Бегая между стиральной машиной, холодильником и плитой, она лишь успевает приготовить ужин, вымыть ребенка и уложить его спать. А еще нужно побыть с мужем, привести в порядок к завтрашнему дню себя и одежду для всех членов семьи...
Малыш. Через два-три дня такой жизни ребенок просыпается утром с температурой, мама остается дома и полностью отдает себя ребенку, поскольку за эти несколько дней устали все.
Почему развевается стресс. Дети обладают удивительной ригидностью (то есть отсутствием гибкости): при невероятной способности адаптироваться они с большим трудом привыкают к новым обстоятельствам. Эту их особенность знает любой родитель, которому каждый день приходится перечитывать в сотый раз одну и ту же сказку, петь одну и ту же песню. При этом, чем чаше ребенок слушает, тем больше он любит эту вещь (известное психологическое правило: нам нравится и кажется красивым и привлекательным то, к чему мы привыкаем). Из-за этого детского свойства врачи часто рекомендуют вводить новшества в семье постепенно.
Но ригидность — не единственная причина стресса. Довольно часто родители забывают сказать своим детям, что заберут их из детского сада вечером. Для родителей это обстоятельство столь очевидно, что они не считают необходимым это оговаривать.
Стресс снижает активность иммунной системы. В любой группе детей обязательно есть вирусы, к каждому из которых их носитель устойчив, а другие дети — нет. Для развития инфекции в ослабленном организме достаточно нескольких дней. Столь короткий срок обусловлен еще и тем, что, возвращаясь домой, ребенок не находит там привычных условий: мама взвинчена, возбуждена, думает не о нем и занята не им.
Малыш заболел. И все чудесным образом преображается и возвращается на круги своя. Тяжело только в первые два-три дня (в острый период заболевания), потом же целых две-три недели, пока врач не выпишет в детский сад, можно наслаждаться столь привычным общением с близким человеком. На бессознательном уровне ребенок начинает понимать, что нужно заболеть, чтобы обеспечить надежное возвращение мамы домой. Он «обучается» изменять состояние иммунной системы, меняя свое эмоциональное состояние. Самые обучаемые дети делают это долго и регулярно. А неопытные мамы и сверхбдительные врачи могут сделать из них даже «профессиональных больных».
Формирование порочного круга. Ребенка начинают лечить, причем очень часто с использованием различных противомикробных препаратов, включая антибиотики. Но противомикробные препараты не различают, какой это микроб — тот, который вызвал заболевание, или тот, который является составной частью нормальной микрофлоры ребенка. Как правило, погибают и те и другие. В результате малыш поправляется, но при этом получает дисбактериоз.
Известно, что иммунитет ребенка поддерживается в том числе и благодаря бактериям здоровой микрофлоры, всегда при дисбактериозе кишечника у детей наблюдается пониженный иммунитет. На фоне сниженного иммунитета ребенок идет в детский сад, там снова встречается с посторонней для него микрофлорой, опять болеет, лечится антибиотиками, вновь убивает нормальную микрофлору—и в результате еще сильнее страдает его иммунитет.
Получается порочный круг: дисбактериоз — сниженный иммунитет — заболевание — антибиотики — дисбактериоз и все снова.
При этом одновременно изменяется эмоциональный фон, стереотип поведения, а в дальнейшем — характер, образ жизни. И мама еще на несколько лет прощается с попытками сделать карьеру, приходя к выводу, что ее ребенок — «несадиковский».
Как избежать порочного круга.
Родителям следует принять во внимание несколько рекомендаций.
1. Постепенность. Лучше, если ребенок будет привыкать к детскому саду в течение 2-4 недель. В первые дни мама приходит в детский сад и остается там, пока ребенок знакомится с детьми, находясь в это время в поле его зрения, чтобы ребенок мог при необходимости подойти к ней и постоять рядом. Увидев, что ребенок устал, мама забирает малыша домой. Такое пребывание в детском саду позволит ребенку привыкнуть к новой обстановке, а маме — узнать, подходит ли данный детский сад для ее ребенка или лучше поискать что-то другое.
2. Обязательность. Через несколько дней (определяется состоянием ребенка) мама говорит малышу, что уйдет на пять минут. Очень важно, чтобы она действительно вернулась через указанное время. Если в группе есть часы, то можно показать ребенку, при каком состоянии стрелок мама вернется. Здесь важно не время, а обязательность — возвращение в положенный срок. Заранее, еще идя в детский сад, можно описать всю последовательность действий: сначала мама уйдет на 5 минут, затем придет, и они вместе будут делать то-то и то-то. Важно, чтобы у ребенка сложилась картина дальнейшей его жизни, и он точно знал, что окажется, в конце концов, дома с мамой.
3. Замещение. Предложите ребенку какую-нибудь маленькую меховую игрушку, сказав, что в отсутствие мамы она будет ее заместителем, поэтому, когда малыш вспомнит о маме и захочет побыть с ней, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней. Мама обязательно об этом узнает, но не обязательно сразу вернется — она вернется, как только сможет.
4. Роль в семье. Перед тем как ребенок начнет ходить в детский сад регулярно, расскажите ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Родители пойдут на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также, чтобы сделать какое-то полезное дело для всех (у каждого свое дело). Если ребенка с детства приучают только к тому, что работа — это способ заработать деньги, то невозможно создать положительный образ такого рода активности. По этому параметру ребенок еще долго будет отличаться от родителей, так как денег получать он не может. Понимание же того, что на работу уходят, чтобы делать какое-то полезное дело, необходимо ребенку и для формирования адекватного представления о роли семьи в обществе, своей роли в семье и для осмысления важности посещения детского сада как собственного вклада в благополучие семьи и общества. Обязательно скажите о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду — учиться и расти, чтобы стать таким, как родители. Осознание значимости его нахождения в детском саду для семьи (он там выполняет определенную миссию, а не просто оставлен на хранение, как какая-то ненужная вещь) также будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем.
5. Вниманий и любовь. Необходимо продумать свое поведение после возвращения ребенка из детского сада. Стоит так распределить время, чтобы после детского сада кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как он необходим своим близким, как они соскучились по нему.
6. Поведение во время болезни. Родителям необходимо изменить свое поведение и во время болезни ребенка. К сожалению, количество рождающихся ослабленных детей постоянно растет. Однако, чтобы не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, необходимо уделять малышу внимания ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения его страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни.
Добавить в закладки: |
Оценить материал:
![]() ![]() |
Комментарии
Комментариев нет