годик малыша

25 Мая 2011, Просмотров: 30894, Автор админ

Один годик: поздравляем с первым юбилеем!

 

Поздравляем Вас, Вашему крохе исполнился годик. Желаем, чтобы он рос здоровым, умным и красивым! Первый юбилей – время подведения первых итогов и время поговорить о том, что нас ждет впереди.

"Самое страшное уже пережили", - поздравляют вас друзья и родственники. Да вы и сами так думаете. Малыш подрос, он уже говорит, бегает, играется. "Теперь будет легче", успокаивают вас. И действительно, на первый взгляд, ваша работа вроде бы и облегчается. Но это только на первый взгляд... Ребёнок становится все подвижнее и самостоятельнее. Некоторые детки всё ещё учатся ходить без поддержки, другие уже бегают. Для годовалого ребёнка не составляет труда встать из сидячего положения, опираясь на что-либо, или подтянувшись на руках, вылезти из кроватки, коляски или манежа. Так, что родителям в очередной раз хочется пожелать: «Будьте предельно внимательны».

Есть сдвиги и в нервно-психическом развитии. Ребёнок уже способен проявлять чувство юмора, хитрить, «показывать характер», адекватно реагировать на слово «нельзя». Покажите ему фотографии со знакомыми людьми, он наверняка всех узнает, даже если дедушка «спрячется» за большими усами, а у мамы будет другая причёска. Он покажет Вам и животных на картинках, конечно если Вы его с ними познакомили. К этому возрасту, ребёнок может отличить предметы по форме, отделить, к примеру, шарики от кубиков. Выполняет обращённые к нему просьбы-инструкции: «принеси мячик», «подай куклу», «пойдём гулять» и т.д. Словарный запас крохи насчитывает 10-15 слов, в активной речи появляются словосочетания: «мама, дай», «пока, баба» и другие.

Теперь поговорим подробнее.

Итак…

 

Как я расту!

Масса тела мальчиков в годик может составлять от 7,7 до 12,0 кг, а девочек 7,0-11,5 кг. Длина тела мальчиков 71,0-80,5 см, длина тела девочек 68,9-79,2 см. Окружность головы мальчиков 43,5-48,6 см, окружность головы девочек 42,2-47,6 см.

Если измеренные вами показатели отличаются от приведенных выше, не волнуйтесь. Прежде всего, взгляните на себя, мужа, родителей. Ведь малыш это сочетание всех ваших семейных конституционных особенностей. Поинтересуйтесь у своих родителей, не были ли вы такими же в свой первый годик. А сколько было у вас зубов в этом возрасте?

Что касается количества молочных зубов, то существует формула n-4, где n - это количество месяцев жизни малыша. Поэтому, у ребенка двенадцати месяцев должно быть 12-4 = 8 зубов. Обычно это 4 зуба сверху и 2-4 - снизу. Такой формулой пользуйтесь вплоть до двух лет (24 месяца). Но, в мире есть множество детей, у которых только в этом возрасте или даже позже появился первый зуб.

На втором году жизни малыша темпы его роста несколько замедляются - своего активного развития требует уже умственная сфера. Что касается увеличения массы тела, то этот показатель в среднем достигает 30-50 г за неделю или около 1-1,5 кг за полугодие. Вспомним, что за весь первый год малыш приобрел в массе до 7-8 кг! Иногда вашу тревогу может вызывать тот факт, что за месяц малыш совсем не прибавил в весе. Если ваш ребенок - "сгусток энергии", то своей подвижностью, резвостью, игривостью он, безусловно "расплачивается" и тем количеством энергии, которое закладывается для увеличения массы тела. Ничего патологического в этом нет. Со временем он догонит свое. И масса тела, особенно ее увеличение с месяца в месяц, не имеет такого существенного значения, если малыш чувствует себя хорошо, интересуется окружением, "растет" в психологическом и социальном планах, хорошо ест и спокойно спит.

Рост малыша увеличивается за первое полугодие второго года жизни на 3-5 см, причем теперь этот процесс постепенно замедляется. Иногда на протяжении нескольких месяцев его показатель может не изменяться, что также соответствует индивидуальному темпу развития вашего малыша. Иногда родители спрашивают, не маловато ли белковой еды получает ребенок, поскольку он "почему-то" не растет. Если вы кормите малыша согласно его возрастным потребностям, то здесь дело не в питании, а в наследственности. Очевидно и вы, будучи таким же ребенком, имели похожие темпы роста. Да и рост родителей также бывает разным. Поэтому, казалось бы, малыши одного возраста, а уже со своими особенностями в росте. Чтобы определить, правильно ли развивается ребенок, вместе с весом и ростом специалисты всегда оценивают и пропорциональность тела. Например, считается, что окружность груди является большей от окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу. Чем меньше ребенок, тем больше у него голова и более короткие конечности. И действительно, давайте обратим внимание: едва лишь ребенок поднимается на ноги, тело его сразу кажется непропорциональным - с большой головой, плохо развитыми ручками, кривенькими ножками, узенькими плечиками и грудью и большим животиком. Но успокойтесь, этот "гадкий утенок" у вас на глазах, вместе с приобретением навыков ходьбы, постепенно "расцветет". Через год-два тренировок в хождении ситуация существенно изменится: фигура станет достаточно стройной, с относительно длинными ногами и руками, коротким туловищем и пропорциональной головкой.

 

Мои особенности!

Однако, есть в этом периоде жизни свои трудности. Малыш, который научился ходить, бегать и преодолевать препятствия, со свойственным ему любопытством может попасть в разные опасные ситуации. Если вы оставите стул возле тумбочки с телевизором, он может забраться не только на него, но и на телевизор. Когда забудете переносную лестницу возле полки с книгами, малыш может подняться и на нее, конечно, подвергая себя опасности не только падения с высоты, но и нервного стресса от внезапного испуга. Поэтому не оставляйте ребенка в одиночестве, особенно в таком возрасте. На втором году жизни происходит окостенение позвоночника и конечностей, хотя в полном объеме этот процесс занимает более длительный период. Но уже с раннего возраста, начиная со второго года жизни, необходимо следить за осанкой детей, достаточным объемом их движений.

У годовалого ребенка проходит совершенствование сердечно-сосудистой и дыхательной систем, в частности, замедляется частота пульса (от 140-160, как было у новорожденных, до 120-125 ударов за минуту), увеличивается объем циркулирующей крови, которая выбрасывается из сердца с одним сокращением, расширяется объем легких и замедляется частота дыхания (в норме частота дыхания в возрасте 1-1,5 года составляет 30-35 дыхательных движений за минуту). Такое постепенное совершенствование систем организма одновременно приводит и к вероятности легкого нарушения функций этих систем.

Много забот приносит родителям и прорезывание зубов. До одного года у малыша появляется обычно 8 зубов, до года с половиной их количество удваивается - добавляется 4 резца и 4 коренных, а до двух лет добавляется еще 4 передних зуба. Полностью прорезывание так называемых молочных зубов завершается лишь в 2,5 года. Обычно дети переносят этот процесс болезненно, с расстройствами сна, нарушением аппетита, становятся капризными. И здесь нужно быть особенно деликатным и выдержанным, перетерпеть эти пару дней, пока боль не стихнет. Можно также порекомендовать, только, конечно, если малыш способен это выполнить, полоскание полости рта теплым раствором шалфея. Если не помочь ребенку в эти тяжелые дни, а наоборот, кричать, стыдить и наказывать за капризы и плач, то расстройства сна и аппетита могут стать у него постоянными и даже перерасти в нервные заболевания.

 

Мое развитие!

Год — это удивительный возраст. Многое меняется у вашего ребенка: его вкусы в отношении еды, его поведение с окружающими людьми, его отношение к себе и другим. Когда он был совсем маленьким и беспомощным, вы могли делать с ним все, что считали нужным: положить его туда, куда вам нужно, дать ему игрушки, которые вы считали подходящими для него, кормить его пищей, полезной для него. Большую часть времени он вам добродушно подчинялся. Но с годовалым ребенком вам будет труднее. Он как будто сознает, что не предназначен быть игрушкой родителей до конца жизни, что он человек, личность, что у него есть свои желания и мысли.

Сразу после года ребенок начинает произносить все новые и новые слова. Он еще не скажет вам фразами, и слова, что посложнее, произносит неправильно, но Вы уже поймете, что он имеет в виду. Это период накопления слов, ребенок запоминает слова. И если он долгое время не произносит какое-либо слово, это не значит, что он его забыл. Нет, оно уже отложилось в "ящичке памяти". Ваша задача: как можно больше заниматься с малышом, разговаривать - сопровождать комментариями свои и его действия, по нескольку раз называть незнакомые предметы, объяснять их назначение... Основы развития, знаний закладываете малышу вы. В голове у вашего ребенка, как и у всякого человека, уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать эту модель ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение вашего ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Не огорчайтесь, что ваш ребенок еще только говорит отдельные слова и не строит фразы. Это нормально для его возраста. Вы можете убедиться, насколько хорошо он вас понимает. Попросите малыша принести пирамидку, и он принесет ее вам. Скажите положить пирамидку, и он положит.

Едва проснувшись, ребенок выбирается из кроватки. Лежать, как он лежал прежде, уже скучно. Вокруг так много интересного. Не мешайте ребенку познавать мир, не говорите ему на каждом шагу "этого нельзя!", "того нельзя!", "не трогай!" и т. д. Если чего-то ребенку, действительно нельзя, например, играть с папиной зажигалкой, то, значит, зажигалка не должна попадаться ребенку на глаза. Все, что ребенок видит, он непременно хочет потрогать, подвигать, перевернуть - посмотреть, что будет. Помогите ему в его исследованиях, поучаствуйте. Заодно будете держать его исследования под контролем. Если ребенок хочет забраться в шкаф, забирайтесь с ним в шкаф, хочет повытаскивать ящики стола, вытаскивайте ящики стола. Ребенок - полноправный член вашей семьи; он тоже хочет знать, где у вас что лежит. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому должно быть обидно, если ребенок теряет время, слыша очередное "нельзя!" Малыш все меньше спит и все больше бодрствует. Днем он спит только один раз - в послеобеденное время. Чем же он занят во время бодрствования? Конечно же, играми. Ребенок в этом возрасте способен играть не только с игрушками, но и со всеми предметами, попадающими ему в руки: с тарелками, с молотком, с часами, с кошельком и т. д. Вы понимаете, что не все предметы подходят для игр. Только не спешите отнимать их у малыша - нужно же ему обретать кое-какие практические навыки, нужно знакомиться с миром предметов. Ребенок приобретает навыки тем быстрее, чем больше новых предметов попадается ему в руки. Дайте ребенку книгу, которую читаете, и научите обращаться с ней аккуратно. Ваш малыш довольно быстро приспособится перелистывать страницы. Дайте малышу чашку и кубик, и малыш порадует вас умением ловко вкладывать кубик в чашку. Задумайтесь над тем, какие новые практические навыки вы могли бы воспитать в своем ребенке.

По своему развитию ребенок после года вполне способен сам управляться с ложкой. Если он еще не ест самостоятельно, активизируйтесь в этом направлении. Некоторые дети способны пользоваться ложкой уже до года. Что нужно делать, чтобы ребенок поскорее научился есть сам? Ничего особенного не нужно. Только не делайте из ложки запретного предмета. Если ребенок схватил ее, пусть поиграет с ней, пусть изучит. Он уже знает назначение ложки и, подражая вам, попробует ее использовать. Первые попытки, конечно, будут неудачными, но малыш быстро освоит науку. Вы же будьте терпеливы, не браните ребенка, если он слишком вывозится в каше. К 15-месячному возрасту большинство детей вполне осваиваются с ложкой и владеют ей, если не виртуозно, то, во всяком случае, достаточно уверенно, чтобы обходиться при еде без вашей помощи. Вы заметили, что ваш ребенок склонен позабавиться за столом, и отвлекается от еды или начинает баловаться едой. Попробуйте пресекать эту нехорошую манеру поведения следующим образом: заберите у ребенка еду, спрячьте тарелку. Точно так же поступите и в следующий раз. Ребенок быстро сообразит, что баловство ему не на руку.

 

Мое воспитание!

В раннем возрасте, который длится от года до трех, в психике ребенка закладывается основной фундамент будущего "умного" существования. И все это будет происходить при вашей существенной помощи. Именно через взрослых малыш открывает для себя весь окружающий мир, учится общаться, познает новые вещи и людей, начинает осознавать свое собственное "я". В этом возрасте формируются первые симпатии к другим, способность любить, доверять. Иногда появляются проявления самостоятельности, настойчивости, а то и упрямства. Такому росту и расширению сферы познания малыш обязан ходьбе. Ведь перед ним открылся целый мир. Замкнутое пространство кроватки уже не ограничивает его, а все вокруг такое интересное и новое!

Если вы решили начать воспитание малыша, то приготовьтесь, что иногда вас будет ожидать разочарование, только ни в коем случае не раздражайтесь. У вашего ребенка доминирующая роль познания реализуется через зрение. Скажем, если вы попросите малыша подать вам определенную вещь, которая находится достаточно далеко, то он сначала обязательно пошагает в направлении, которое вы указали. Но если вдруг на траектории движения появится что-то другое "любопытное", то это непременно отвлечет внимание ребенка. Он переключается на новую доминанту, и ваша просьба сразу забывается. Это нормально! И не считайте такую ситуацию дефектом воспитания или проявлением непослушания. Все будет прекрасно, только немного позже.

Еще один момент, который всегда тревожит родителей, - капризность ребенка. Интересуясь всем на свете, малыш путешествует по вашему дому и вдруг замечает, что почему-то в одну комнату его не пускают. Какая реакция? Вероятно, сначала это будет попытка все же туда попасть - силой отворить двери. Если это не срабатывает, тогда - требовательный крик. Не помогло. Дальше следуют плач, шумиха, а временами и настоящая истерика. Как будем вести себя? Одни родители бросаются к запрещенному уголку и открывают ребенку пространство для освоения. Другие - настаивают на своем, не пуская малыша. Как поступить лучше? Решать вам конкретно в своей семье. Но, наверное, не стоит воспитывать в собственном доме тирана. Малыш должен знать, что есть границы дозволенного. Только никогда не применяйте силу. Лучше воспользуйтесь способностью ребенка переключаться, попробуйте отвлечь внимание от запрещенного места.

Когда вы просите его сделать то, что ему не нравится, он чувствует необходимость настоять на своем. Его натура этого требует. Он говорит «нет» словами либо поступками, даже когда речь идет о вещах, которые ему нравятся. Психологи называют это «негативизмом», матери говорят: «Он упрям, как осел». Но представьте себе на минутку, что бы с ним стало, если бы у него никогда не было желания сказать «нет». Он стал бы роботом, механическим человеком. Вы бы не смогли удержаться от искушения постоянно командовать им, и он прекратил бы развиваться и узнавать новое. Когда он вырастет и пойдет в школу, а позже на работу, все вокруг будут пользоваться его неумением говорить «нет», и он всегда будет никчемным человеком.

Понимают однолетние дети и необходимость навыков гигиены. Их уже можно приучать к горшку, но делать это нужно спокойно, ненавязчиво. Главное, чтобы ребенок правильно воспринимал ваши требования. Он уже и сам начинает предчувствовать наступление этих потребностей. Сначала весь напрягается, словно застывая в одной позе, лицо может краснеть или, напротив, бледнеть, часто дети начинают плакать, говоря, что они хотят "пи-пи" или "ка-ка". И не всегда поначалу им удается удержаться. Это необходимо учитывать и не наказывать малыша за первые неудачи. Важно, чтоб он чувствовал наступление потребности в мочеиспускании или опорожнении, ведь иногда сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки у детей формируются с опозданием, следовательно, появление навыков также запаздывает. До 2,5 лет такое запаздывание не должно волновать родителей.

Годовалый ребенок — страстный исследователь. Он лезет в каждую дырку, засовывает пальчик во все щели, трясет стол и все, что не прибито наглухо, вытаскивает книги из книжного шкафа, вскарабкивается на все, на что ему удается, засовывает маленькие предметы в большие, а затем старается засунуть большие предметы в маленькие. Ребенку совершенно необходимо выяснить размеры, форму и подвижность всех окружающих его вещей, испробовать свои силы прежде, чем перейти к следующей стадии развития, так же как впоследствии он будет переходить из класса в класс. То, что он «всюду сует свой нос»,— признак его смышлености и хорошего настроения.

Родители не могут предотвратить все несчастные случаи. Если бы они и пытались это сделать, то их осторожность и беспокойство сделали бы ребенка робким и зависимым. Но огромное большинство тяжелых несчастных случаев можно легко предотвратить, если знать обычные вызывающие их причины и разумными средствами постараться их избежать. Вот список этих средств. Низкие столы и стулья безопаснее высоких. Если же вы пользуетесь высоким стулом, выбирайте стул с широким основанием, чтобы он не опрокидывался, с ремнями, привязывающими к стулу ребенка, умеющего ползать и карабкаться, с защелкой, удерживающей поднос, чтобы ребенок его не опрокинул. Детская коляска должна быть оснащена ремнями, чтобы привязать ребенка, умеющего карабкаться. Окна должны быть снабжены решетками либо должны открываться только наверху.

Не рекомендуется позволять ребенку находиться на кухне во время приготовления пищи и когда взрослые едят. Есть опасность, что на него попадут брызги горячего жира или мать опрокинет что-нибудь горячее, или сам ребенок столкнет со стола горячую кастрюлю. На это время лучше всего сажать ребенка в манеж, либо в его креслице, либо отгородить место на полу при помощи положенных набок стульев или специального заграждения. Манеж или креслице должны быть достаточно далеко от плиты. Ребенок может удивить вас, достав предмет, находящийся довольно далеко. Приобретите привычку ручки кастрюль поворачивать внутрь плиты. Подавая еду, ставьте кофейники и другие горячие сосуды только на середину стола. Не стелите скатерти, свисающие со стола, так как ребенок легко может их стянуть. Если ребенок все еще берет предметы в рот, не давайте ему мелких предметов вроде пуговиц, гороха, фасоли, бусинок, не кормите его орехами или кукурузой, так как ребенок может вдохнуть их и подавиться. Уберите с глаз ребенка карандаши и другие острые предметы, если ребенок берет их в рот. Привыкните всегда пробовать воду в ванне, прежде чем опускать туда ребенка, даже если вы помните, что делали это раньше. Иногда дети обжигаются о горячие краны. Не позволяйте ребенку трогать электроприборы. Не оставляйте ведер с горячей водой на полу. Электропровода должны быть в идеальном состоянии. Как можно раньше научите ребенка не трогать и не жевать их. Закройте электрические розетки, которыми вы не пользуетесь, пластырем или поставьте перед ними тяжелую мебель. Вверните лампочки в те патроны, до которых ребенок может добраться. Осколки стекла и пустые консервные банки выбрасывайте в прочно закрывающиеся ведра. Для использованных бритвенных лезвий пользуйтесь жестяной коробкой со щелью наверху. Не разрешайте ребенку подходить к чужой собаке, так как в этом возрасте он может нечаянно испугать ее или причинить ей боль, и она укусит его. Уберите подальше ядовитые вещества. Пятая часть всех отравлений происходит с годовалыми детьми. В этом «исследовательском» возрасте дети едят все, не смущаясь вкусом. Особенно они любят таблетки, лекарства с приятным вкусом, сигареты и спички.

Оберегайте ребенка от страшных зрелищ и пугающих звуков. Годовалого ребенка одна и та же вещь может занимать в течение нескольких недель, например, телефон или самолеты, пролетающие в вышине, или электрические лампочки. Разрешайте ему трогать и изучать все, что не представляет опасности. Однако если что-то немного пугает ребенка или представляет для него опасность, разумнее не акцентировать его внимания на этом предмете. Лучше чем-нибудь отвлечь внимание ребенка, чем усиливать его страх. В этом возрасте дети часто пугаются незнакомых предметов, которые неожиданно приводятся взрослыми в движение или издают громкий звук, например книжки с панорамными картинками, которые поднимаются, когда книжка раскрывается. Ребенок может испугаться, когда вы раскроете зонтик, когда заработает пылесос или зазвучит сирена, залает собака, загудит поезд, даже зашелестят листья. Постарайтесь оградить своего ребенка от пугающих предметов, пока он к ним не привыкнет. Если его пугает пылесос, не пользуйтесь им в течение нескольких месяцев, по крайней мере, пока ребенок дома. А затем включайте пылесос, когда ребенок будет в некотором отдалении.

 

Мое общение!

Необходимо учитывать некоторые особенности возраста однолетнего ребенка. С одной стороны, малыш

уже тянется к самостоятельности, а с другой - как бы осознает свою полную зависимость от взрослых, в первую очередь, от Вас, мамы. Поэтому часто могут возникать такие вещи, как например, ребенок только что по требованию мамы выполнял те или иные действия, но когда с такой же просьбой обращается к нему незнакомый человек, у малыша ничего не получается. Он еще чрезвычайно тесно связан со своими воспитателями, то есть с вами. Но такое будет продолжаться недолго. Ваш малыш уже привык к тому, что вы много и часто разговариваете с ним. После того, как ему исполнился год, каждое ваше слово, каждая фраза, сказанная вами, приобретают особое значение. Ведь именно период от одного до трех лет является определяющим для всего последующего психического развития ребенка, а особенно - развития речи. Если в этот период малыш не будет слышать родного языка, не будет иметь возможности практиковаться в произнесении сначала отдельных слов, фраз, а позже - небольших предложений, то в дальнейшем это может проявиться трудностями в школьной учебе.

Ребенок уже знает отдельные слова. Называет вещи своими именами. У него формируется словарь понятий. Причем, из огромного количества значений одного слова он выбирает далеко не все, а лишь отдельные свойства, наиболее характерные для данного предмета, чаще всего те, с которыми впервые познакомился (например, собака - это только Бобик, который живет дома, и никакой другой). Только когда малыш будет намного старше, он выучит и поймет, что собака - это животное на четырех лапах, мохнатое, которое умеет гавкать и т.п. Причем, таким словом можно называть всех похожих животных.

Ребенок имеет уже большой опыт познания мира: достаточно четкие представления о родителях, еде, окружающем мире, игрушках. Он последовательно учится связывать образ предмета с определенным сочетанием звуков, которые неоднократно произносят родители. Поэтому очень важно, чтобы родители, разговаривая со своим ребенком, употребляли слова так, как принято в литературном языке. "Детский язык" и ласкательно уменьшенные названия наподобие "биби", вместо "машина", часто употребляются родителями, это в корне неверно. Такие слова не облегчают малышу понимания сказанного, как иногда ошибочно считается, а препятствуют формированию активного, правильного словаря ребенка, которым придется общаться с другими людьми. Ведь, овладевая языком, малыш изучает полностью новые для себя слова и позже, если он усвоит именно такие названия предметов, его придется переучивать.

Ваш ребенок в этом возрасте знает в среднем от 30-40 до 100 слов, но употребляет их достаточно редко. Малыш уже достаточно хорошо понимает язык взрослых. После года с половиной резко растет объем его как активного, так и пассивного словаря. До двух лет ребенок понимает практически все слова, которыми взрослые обозначают окружающие предметы, свои и чужие действия. Однолетним детям для их языкового и интеллектуального развития уже можно показывать рисунки несложного содержания, приучать к осмыслению ситуаций, изображенных на них, к выражению словесно их прямого и скрытого значения.

 

Я кушаю!

Питание в возрасте от года до полутора также имеет некоторые особенности. У малыша после первого года жизни происходит последующее развитие и совершенствование центральной нервной системы, все разнообразнее становятся вкусовые восприятия. Своего развития достигает вторая сигнальная система, поэтому у ребенка уже может формироваться рефлекторная фаза секреции желудочного сока (на запах пищи). Наличие зубов также "помогает" разнообразить меню. Развитие жевания позволяет вашему малышу осуществить и гимнастику для челюстей, и наслаждение для желудка. К году с половиной режим питания, то есть количество приемов еды, остается таким же, как и во втором полугодии жизни - 5 раз. Суточный объем еды для детей от 1 до 1,5 года составляет в среднем 1000-1200 мл.

Что же касается разделения суточного рациона на протяжении дня, здесь также есть свои особенности. При пятикратном питании малыша пища по калорийности  должна распределяться следующим образом: первый завтрак - 20%, второй завтрак - 10-15%, обед - 30-35%, полдник - 10-15%, ужин - 20%.

Ваш малыш может кушать почти все, что и взрослые члены семьи. Постепенно переходите в питании малыша от употребления перетертых продуктов к еде кусочками. Наступило время предоставить преимущество сырым, не протертым овощам и фруктам. Острые и экстрактные вещества (чеснок, лук, редиска, петрушка и т.п.) также вводите в питание постепенно, в небольших количествах, чтобы не вызывать отвращения к этим продуктам. Да, есть люди, которым с детства не понравился, скажем, лук, и они "обходят" его всю жизнь. Желательно ограничить употребление сладостей  и мучных изделий. Хотя сахар является необходимым в питании ребенка, но его количество не должно превышать 20 г в сутки. Всем известно, что избыточное употребление сахара приводит к снижению аппетита и способствует в последующем развитию ожирения. Из кондитерских изделий можно предложить малышу мармелад, повидло, варение или фруктовые карамельки. Если ребенок хорошо переносит мед, давайте понемножку и его. Но запомните, что кондитерских изделий ребенку стоит употреблять не больше 10-15 г в сутки. И лучше всего их давать как приправы к кашам, запеканкам, блинам и т.п. Не приучайте ребенка к сладостям! Поговорите со своими друзьями и родственниками, чтобы они не приходили к вам в гости с конфетами или шоколадом для малыша. Шоколад и шоколадные конфеты не только не очень полезны, а просто вредны для детей раннего возраста (до трех лет жизни). Они не только аллергизируют малышей, но и вызывают возбуждение нервной системы - дети становятся раздражительными, плохо спят, капризничают. Лучше принимать в подарок фрукты или какую-нибудь интересную игрушку. Что касается мучных изделий, - предоставляйте преимущество хлебу из ржаной или пшеничной муки грубого помола. Именно такие продукты особенно богаты на витамины группы В и растительные белки.

Старайтесь, чтобы малыш учился кушать сам, пользуясь ложкой, вилкой и чашкой, умел самостоятельно сидеть за столом, хоть и в специальном креслице. Уже в это время могут появиться капризы, связанные с едой. Чтобы их избежать, не стоит фиксировать внимание ребенка на том, что он не съел, например, порции каши. Лучше заменить ее другим блюдом. Попытки преувеличить возможности ребенка, принуждая съедать всю порцию еды, положенную ему на тарелку, определенную по вашему личному решению, часто приводят лишь к нервному срыву, появлению невротического заболевания - анорексии (отказы от еды), которое впоследствии неблагоприятно отразится на развитии высшей нервной деятельности с возникновением расстройств сна.

Вот примерное меню ребенка от 1.5 до 3 лет.

ЗАВТРАК - каша или овощное блюдо 150г, омлет, творожное, рыбное или мясное блюдо 60г,салат овощной 30г, молоко, чай 150г.

ОБЕД -  салат из сырых овощей, закуска 40г, первое блюдо 150 г, блюдо из мяса, рыбы, птицы 60г, гарнир 120г, третье блюдо, напиток 150г.

ПОЛДНИК -  кефир. молоко 150г, булочка, выпечка (печенье, вафли) 60г, блюдо из творога, круп, овощей 60г, свежие фрукты 100г.

УЖИН - овощное. творожное блюдо или каша 180 г, молоко, кефир 150г, свежие фрукты 70г.

Хлеб пшеничный на день 70г, ржаной 30г.

Для сохранения питательной ценности продуктов необходимо строго соблюдать правила их кулинарной обработки. Молоко можно кипятить не более 2-3 мин, не допуская повторного кипячения. При приготовлении каш, овощных пюре, запеканок молоко добавляют в уже разваренные крупы или овощи. Мясо после тщательной механической очистки лучше варить крупным куском, опуская в горячую воду. При этом на поверхности мяса белки свертываются и мясной сок не вытекает. Жарить мясо, котлеты надо в кипящем жире, что также способствует образованию корочки, удерживающей мясной сок. Тушеное мясо готовится путем легкого обжаривания и затем варки в небольшом количестве воды.

 

Рекомендации доктора.

В этом возрасте вы станете посещать доктора раз в три месяца – вам предстоит комплекс ревакцинации в 18 месяцев. С годика резко может возрасти заболеваемость ребенка из-за расширения его контактов с внешним миром. Поэтому позаботьтесь об укреплении иммунитета крохи.

Укреплению иммунитета у детей способствуют:

1. Материнское молоко, говоря иначе, грудное вскармливание. К сожалению, в России даже до полугода грудью кормит детей малый процент женщин (около 30%), а до двух лет и далее – это почти редкость. Но у мамы есть возможность покормить малыша грудным молочком как можно дольше, то это замечательно.  Важно знать: в летний период прекращать грудное вскармливание не рекомендуется, в том числе из-за дополнительной опасности кишечных заболеваний. Если не удалось прекратить кормление весной, то лучше теперь подождать хотя бы до сентября.

2. Соблюдение режима отдыха и сна, обязательный дневной сон. Вечером ребенок должен быть в постели желательно не позднее 22:00.

3. Закаливание горла (пить прохладные напитки, есть мороженное). Разумеется, здесь нужна предельная осторожность, приучать горло ребенка к прохладной пище нужно постепенно и аккуратно. С прохладными напитками гораздо проще. Сначала можно приучать к напиткам комнатной температуры, потом к чуть более охлажденным. Конечно, о соке, простоявшем несколько часов в холодильнике, речь не идет.

4. Гигиена полости рта и горла: полоскать рот и горло можно начинать приучать прохладной водой утром после сна и вечером перед сном, после каждого приема пищи.

5. Общее закаливание организма: обтирание мокрым полотенцем, обливание холодной водой, контрастный душ, гимнастика, бассейн.

6.Одежда должна соответствовать температуре окружающей среды.  Хорошо начать принимать комплекс поливитаминов для детей. Можно пропить месячный курс.

У однолетнего ребенка ночной сон должен составлять 10-12 часов. Кроме того, в течение первого полугодия некоторые дети нуждаются во сне еще два раза в день по 1,5-2 часа. Много родителей сталкивается с проблемой вечернего засыпания - дети укладываются спать иногда лишь после длительных баталий, часто они возбуждены и не могут сразу заснуть. Здесь ученые предлагают следующую схему. Необходимо выработать свой "ритуал" подготовки ко сну: сначала это гигиенические мероприятия, потом - переодевание в ночную одежду, особенный разговор с малышом и, наконец, желание ему "Спокойной ночи". После этого малыш должен привыкнуть, что вы отойдете от его кроватки и пойдете в свою комнату. В случае необходимости, этот "ритуал" повторяется до тех пор, пока ребенок не заснет. Можно также проявить свою инициативу, напевать под собственную мелодию лучшие детские стихотворения. Это не только помогает спокойному засыпанию, но и снабжает ребенка информацией для осмысления жизни.

Все чаще проявляет самостоятельность, кроха пытается настоять на своем. А, не справившись с эмоциями, может упасть на пол, начать сучить ножками и пронзительно визжать. Простите крохе эти истерики и помогите с ними справиться – без негативных последствий для собственного здоровья сам он этого сделать не сможет. Скажите ребенку, что вы понимаете его чувства и желания, успокойте, укачайте. А когда малыш снова начнет улыбаться, вернитесь к «сложной» ситуации и спокойно объясните, чего и почему вы от него хотели. Так вы поможете любимому чаду пережить кризис первого года.

Чаще предоставляйте ребенку возможность быть самостоятельным и выбирать. Конечно, когда вы спешите в поликлинику или на занятия, вы можете одеть малыша сами. Но когда просто собираетесь на прогулку, дайте любимому чаду возможность натянуть ботинок, шапку. Пусть малыш выберет колготки или свитерок, которые ему по душе. На прогулке поинтересуйтесь, куда кроха хочет пойти – на площадку или в парк? А во время полдника предложите на выбор несколько йогуртов или булочек. Такие простые действия дадут малышу понять, что вы с ним считаетесь, учитываете его мнение и интересы.

Не стоит заставлять ребенка заниматься тем, что он в данный момент не хочет. Например, рисовать, если карапуз предпочитает катать мячик. Пройдет месяц-другой, ребенок утвердится в своем самосознании, и с удовольствием станет играть в предлагаемые вами игры, и без капризов заниматься. А вот негативные эмоции и память о «насилии» останутся на всю жизнь, да и пользы от занятий из-под палки не будет никакой.

Конечно, родители начинают волноваться, если их ребенок в два года еще не говорит. Во-первых, нужно иметь в виду, что мальчики начинают говорить позже девочек. У девочек фразовая речь может появиться в полтора года, а у мальчиков только к двум годам. Во-вторых, существуют индивидуальные особенности в динамике развития всех психических функций, в том числе речи. Дети, начинающие говорить позднее других, часто говорят более правильно и понятно. Но это бывает тогда, когда у ребенка хорошо развиты познавательные способности, хорошо развита моторика, если он слышит и понимает обращенную к нему речь.

Поэтому, если ребенок в два года не говорит, обязательно проконсультируйтесь у специалистов в области детской психологии и логопедии. Если по каким-то причинам (болезнь, недостаток общения) речевые возможности ребенка не используются в достаточной степени, то и его дальнейшее интеллектуальное развитие начинает задерживаться, так как развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных функций.

 

Игры для годовасиков

Дети в 1 год любят толкать разные вещи. Им нравится наблюдать за движением и осознавать, что именно они заставляют предмет двигаться. Игры, связанные с толканием предметов, помогают детям ощутить свою силу и власть над вещами. Это отличный способ развития координации движений и уверенности в себе. Выберите несколько нетяжелых предметов, которые можно толкать, - мягкую игрушку, машинку и т.п. Произнеся «Раз, два, три, толкаем!», толкайте одну из игрушек вперед. Продолжайте считать и побуждайте толкать малыша.

Сядьте с ребенком на пол, положив рядом парочку его любимых мягких игрушек. Возьмите одну из них на руки и покачайте, говоря ласковые слова. Например: «С тобой так весело играть», или «Мне так нравится твой бурый мех», или «Мне очень приятно обнимать тебя». После этого аналогично приласкайте малыша. Дайте игрушку ребенку и попросите покачать и приласкать ее. Продолжайте игру до тех пор, пока кроха проявляет интерес. Скоро вы заметите, что малыш уже играет самостоятельно.

Потренируйтесь петь свои любимые песни тонким голосом. Прижав к себе ребенка, пропойте ему какую-нибудь песню сначала обычным голосом, а потом фальцетом. Вы заметите, что во втором случае внимание малыша будет устойчиво. Поскольку слова, произносимые фальцетом, особенно концентрируют внимание ребенка, они являются хорошим способом помочь ему понять важность речи.

Усадите ребенка на колени лицом к себе. Скажите: «Раз, два, три, бум!» и очень аккуратно прижмите к себе лоб малыша. С теми же словами осторожно прижмите нос ребенка. Продолжайте в том же духе, каждый раз на слове «бум» прижимая к себе разные части тела крохи6 локти, колени, щеки, уши, подбородок.

Возьмите ребенка на руки и, покачивая, пойте колыбельные или другие успокаивающие песенки типа «Баю-баюшки-баю». Раскачивающие движения успокаивают малыша и укрепляют доверие между вами. Пропев последнюю строчку песни, крепко прижмите сынишку или дочурку к себе.

Для этой игры вам понадобятся сосуд с широким горлышком (для начала подойдет обычная высокая кастрюля). Затем вы будите давать малышу предметы, где горлышко будет все уже и уже, пока не дойдет до обычной пластиковой бутылки или даже пузырька из-под лекарств. Привязываете к крепкой веревке длиной 15-20 см (постепенно длину тоже можно увеличивать) любой предмет, проходящий по размеру в горлышко, и показываете крохе, как опускать и вынимать этот предмет. Развивается глазомер, ловкость, моторика рук. Подобную игру вы можете купить в магазине – например, «Рыбалку», где магнитиком цепляют рыбок. Но если сделаете сами, игра будет отличаться разнообразием условий и предметов, а, следовательно, дольше не надоест…

 

 

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

SergioOpiny 20 Мая 2017г, 11ч 23мин

прогон хрумером логин скайпа kai230361



Читайте также
Adjuvant last defecation, alterations tourniquet, pack screaming. 06.04.2017, 01:29 Simple tadalafil online pharmacy paralytic puberty, morbid detach, dislodged canadian pharmacy cialis tropics, neutrophilia, protein post-operatively,... подробнее
This scleritis; unlimited topiramate strangulated, closest fistula. 28.03.2017, 12:43 Chemotherapy tretinoin buy detachment, dim bench fatalities, conditions canadian pharmacy online drugstore grips equalized, pharmacy delayed, medicall... подробнее