одиннадцатый месяц жизни

25 Мая 2011, Просмотров: 9454, Автор админ

Одиннадцатый месяц: люблю взрослых и их игрушки!

На одиннадцатом месяце жизни малыша Вы все чаще можете слышать от него значимые и информативные звуки и слоги. Если малыш часто повторяет некое сочетание звуков, то оно обязательно что-то значит. Стоит обратить внимание на жесты, которыми он подкрепляет свою речь. Иногда дети быстро включаются в разговорную эру, произнося понятные всем «дай», «ди» (иди) и т.д., но чаще всего это происходит постепенно, и родителям придется запастись терпением.

Физически малыш уже окреп, он уверенно ходит, держась за вашу руку. Теперь он пытается научиться ходить самостоятельно. Это сложное упражнение может получиться с первого раза, а может и потребовать некоторого времени.

Ребенок постепенно начинает терять острый интерес к игрушкам, он по-прежнему играет с ними, но гораздо больше внимания уделяет взрослым предметам, настоящим вещам. Они манят его своими материалами, функциональностью и недоступностью. Вещи, попадающие в руки маленького исследователя, рискуют быть покусанными, разобранными, разбитыми, ведь использовать их по назначению ребенок пока не умеет.

Малыш в этом возрасте предпочитает игрушки, которыми «играют» мама и папа. Очень привлекают детей 11 месяцев всевозможные пульты от бытовой техники, мобильные телефоны, компьютерные мышки и клавиатуры. Технику, прощание с которой по причине ее выхода из строя вы не планируете, советуем просто убирать повыше и подальше. В 11 месяцев ребенок в состоянии воспринять слово «нельзя». Только не увлекайтесь запретами. Пусть их количество будет минимальным, но выполнение - безоговорочным.

Итак. чтоже нового происходит на этом этапе?

Итак…

 

Я расту!

ваш ребенок за этот период подрастет еще немного, в количественных показателях роста и веса это - масса тела 400 гр (допустимо 200-450г), нарастание роста 1,5 см (всего за все время с рождения вы подросли на 23,5 см). Следует заметить, что темпы роста к конце первого года жизни немного снижаются. Мальчики на одиннадцатом месяце жизни, как правило, имеют массу в диапазоне 8,3 — 12,3 кг, девочки – в пределах 8,1 — 12,2 кг. Рост малышей в этот период обычно составляет от 69,9 до 80,4 см у мальчиков и от 69 до 78,3 см у девочек. Окружность головы мальчиков составляет 43,2 - 48,3см, окружность головы девочек чуть меньше - 41,9-47,3 см. Сейчас активно формируется так называемый молочный прикус, помогающий малышу познакомиться с новыми видами пищи. Ваш кроха очень активно ползает, пытается делать первые шаги, с легкостью ползком преодолевает препятствия. Поэтому и рост и нарастание массы происходит уже не так интенсивно – весь запас энергии расходуется на движения и освоения навыков – не волнуйтесь, главное обеспечить малышу правильное питание, тогда он будет здоров и весел.

 

Как я двигаюсь!

В 11 месяцев ребенок совершенствует координацию движений. Понимает слово «нельзя». Кроха имеет в своем запасе массу звуков и пару элементарных слов: «дай», «мама», умеет имитировать звуки животных. Дети в 11 месяцев умеют довольно удачно подносить ложку ко рту, пьют из чашки. Пришло время постоянного изучения всего вокруг, причем проходит это в повышенном активном темпе. Юный первооткрыватель не дает ни минуты покоя. Он постоянно в движении, в поиске, в изучении и т.д. Будьте внимательны. Малыш в этом возрасте начинает ходить. Начинается все с хождения вдоль стенки и мебели. Потом хождение за мамину ручку. И вот пришел момент оторваться от опоры и сделать первый самостоятельный шаг. Как только малыш поймет, что может самостоятельно передвигаться, все его время будет посвящено оттачиванию мастерства, тренировкам, падениям и т.д. Малыш начинает ходить, значит необходимо позаботиться об обуви. Приобретите сначала мягкую, а потом специальную детскую обувь с подушечкой посередине ступни для профилактики плоскостопия и фиксирующую щиколотку. Малыш легко может забираться на диван, стул и т.д. Кроме того, он учится правильно сползать с возвышенности ножками. Такие эксперименты и новые навыки крохи неизбежно приведут к его периодическим падениям. Не стоит сразу паниковать. Убедитесь, что малыш ударился несильно, и сразу переключите его внимание на что–то другое. Не концентрируйте внимание на падении и не показывайте малыш усвоего страха, так вы можете внушить ему нежелание делать дальнейших попыток к движению. Ходьба с вашей поддержкой со временем сменится на самостоятельную. Но пока первые шаги еще неуверенные, придерживайте малыша. В этом возрасте из-за того, что мышцы не до конца сформированы, стопа ребенка может быть немного вывернута внутрь. Ко второму дню рождения это обычно проходит само.

Несколько подробнее остановимся на умении ребенка ходить. Приблизительно половина малышей обычно начинают ходить к году. Однако могут быть совершенно нормальные, не заслуживающие Вашей тревоги, отступления от этого срока. Как правило, дети осваивают навык хождения в период с девяти до шестнадцати месяцев. Успехи в приобретении этого навыка связаны с тремя  факторами: мускульной силой, равновесием и темпераментом. Последний более всего влияет на то, в каком возрасте малыш начнет ходить. Малыши со спокойным темпераментом часто не торопятся и действуют более осмотрительно. Так как на начальном этапе передвижение ползком оказывается более быстрым способом, чем ходьба, они совершенствуются в нем и носятся по полу, как метеоры. Детей, начинающих ходить поздно, вероятно, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Такие малыши в своем темпе проходят этот этап развития, взвешивая каждый свой шаг. При этом, когда они начинают ходить, то сразу держатся довольно уверенно. Дети-холерики начинают, наоборот, ходить рано. Обычно это очень импульсивные, подвижные дети, преодолевающие каждую веху развития настолько стремительно, что родители не успевают сфотографировать достижение. Хотя иногда непросто  предположить, кто начнет ходить рано. Вероятнее всего, это будет малыш с повышенными запросами, который стремится поскорее сползти с колен родителей или вывернуться из детского стула. Кроме темперамента, серьезно влияет и тип телосложения маленького человечка. Худенькие дети, как правило, осваивают ходьбу раньше. Малыши, начавшие рано ходить, обычно отличаются резвым характером и больше подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники. Мамы и папы, принимающие стиль сближения и часто носящие детей на руках, иногда спрашивают: "Не станет ли в этом случае ребенок позже ходить?" Нет. Малыши, при воспитании которых предполагается тесная привязанность родителей к чаду, зачастую осваивают двигательные навыки даже более быстрыми темпами. Не следует переоценивать значение того, в какой месяц карапуз зашагает. Так как возраст, в котором малыш начинает ходить, не имеет ничего общего с развитием его умственных или физических способностей. То, когда и как ребенок начнет ходить, характеризует уникальность его собственной личности.

Одиннадцатый месяц вносит свои коррективы и имеет свои неповторимые особенности. Прежде всего, усиливается активность ребенка, проявляющаяся в появлении элементов самостоятельности. Элементарная самостоятельность является потребностью и условием психического развития ребенка. Конечно, по-прежнему важны ведущие линии развития, но теперь на первое место выходит развитие движений и речи: проходит подготовительный этап становления ходьбы и появления первых лепетных слов. Новой является именно элементарная самостоятельность, которая проявляется в попытках ребенка удержаться на ножках и сделать несколько шагов без помощи взрослого, не прибегая к опоре. Это умение — фундаментальное. Оно — начало и основа человеческой способности перемещаться в вертикальном положении, имея только две точки опоры — ноги. Интересно наблюдать, как дитя выполняет эти действия. Вот малыш встает из положения сидя, выпрямляется и стоит без опоры на широко расставленных ногах,  балансирует руками, делает 2—3 шага (переступания) вперед и... либо плавно опускается на пол, ища опору, либо шлепается на мягкое место. Почему же для малютки так трудно то, что взрослому кажется простым? Дело в том, что у ребенка не развито чувство равновесия, отсутствует достаточная координация движений. Мозг крохи продолжает интенсивно развиваться, «созревать», в частности мозжечок — отдел, отвечающий за координацию движений и локомоторные (положение тела в пространстве) двигательные акты. Развивающаяся функция мозжечка связана с двигательной активностью самого ребенка. Согласитесь, можно за ребенка что-то сделать, например, собрать шарики в коробку, протолкнуть в отверстия кубики, но научиться ходить малыш должен сам. В процессе неоднократного повторения одних и тех же движений дитя ищет центр тяжести своего тела, чтобы удержаться в вертикальном положении. Эти попытки развивают его вестибулярный аппарат, координацию движений. Ребенок на практике, падая и поднимаясь, познает законы гравитации. Малышу так же трудно овладеть равновесием при ходьбе, как взрослому научиться балансировать на проволоке. Конечно, это сравнение фигуральное, потому что младенчество имеет свою неповторимую «прорисовку», связанную с интенсивным развитием центральной нервной системы ребенка в процессе овладения им всеми видами движений, первыми навыками и умениями. Вот почему дитя научится стоять без опоры несколько секунд и сделает свои первые самостоятельные 2—3 шага только к концу 11-го месяца.

Ваш карапуз уже может самостоятельно сесть из положения стоя, а если ему нужно что-то стянуть со стола, а он не достает -  пытается подняться на носочки.

В 11 месяцев ребенку доставляет удовольствие попытка выполнить элементарные просьбы родителей – дай, кинь, найди. В этом возрасте у вашего малыша начинает появляться характер: кроха ярко демонстрирует свое недовольство или восторг. В этом возрасте еще ярче проявляются индивидуальные двигательные различия малышей. Пока одни малыши продолжают учиться ползать, другие начинают ходить. И те, и другие используют доступные способы передвижения для того, чтобы изучать окружающее пространство. Для того, чтобы достать интересующий предмет, кроха может использовать разные движения. Придерживается за мебель или прутья манежа, подтягивается наверх, чтобы встать. Опускается на четвереньки и ползет для того, чтобы обогнуть препятствие. Карабкается на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Хороший мышечный тонус позволяет малышу сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, опираясь на опору. Ребенок открывает для себя интереснейшую игру - придерживаясь одной рукой за край кроватки. Мебель или другие крупные предметы, он может свободной рукой держать игрушку, стучать о край предметов и бросать игрушку на пол. Бросание игрушки знакомит малыша с весом предметов. Кроме того, он учится рассматривать предметы в другом ракурсе. Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими. Малыш берет вытянутыми указательным и большим пальчиками мелкие крошки (пинцетный захват). Особое удовольствие доставляет возможность рвать бумагу: кроха хватает листы, поворачивая руку в запястье, и разрывает их. Если вы покажете малышу, как это нужно делать, он попытается поставить кубик на кубик, но сразу же разрушит получившуюся конструкцию.

 

Чему я научился!

В 11 месяцев дети очень любят играть «во взрослых», подражать родителям. Эти игры хорошо влияют на образное мышление ребенка 11 месяцев, развитие мелкой моторики рук, которая стимулирует развитие речи. Принимайте самое активнее участие в играх карапуза. Кроха не начнет играть сам по себе, его нужно учить этому. Побуждайте малыша к действию, просите подать вам игрушку, предлагайте попросить ее у вас. В 11 месяцев ребенок может различать животных на картинках и озвучивать их. Увидев на улице кошку или собаку, ребенок будет показывать на нее пальчиком, и повторять издаваемые ими звуки.

Ваш малыш освоил ковыряние одним пальцем, и не удивляйтесь, «а что тут такого?»– умение пользоваться одним пальчиком важный показатель развития. Указательный жест сильно облегчает общение с Вами. Активно развивается понимание речи. Малыш начинает реагировать на свое имя - поворачивается и смотрит, если его позвали. Он хорошо понимает, когда его хвалят или «бранят», повторяет действия, над которыми смеялись или за которые его хвалили. Он понимает и выполняет простые просьбы мамы: «Дай маме кусочек яблока», «Иди ко мне». Малыш узнает интонации и смысловые жесты, которыми взрослые сопровождают такие просьбы, и сам подражает жестам взрослых - «дай-дай-дай», «пока-пока». Кроха начинает понимать значение простых предлогов - «из», «в», «за». Вы замечаете, что теперь он уже не пытается схватить игрушку через стенку прозрачной банки, а засовывает руку в отверстие и вытаскивает вожделенный предмет. Малыш может отвинтить и снять крышку пластиковой бутылочки, если вы покажете ему, как это сделать. Положите в бутылочку кусочки яблока и печенья, чтобы подкрепить исследовательский интерес малыша. Малышам нравится играть в разные игры с родителями. Дети обожают шумные, подвижные игры, в которые с ними играют отцы. Папы раскачивают и подбрасывают малышей вверх, кружат и опускают головой вниз, а они смеются и требуют повторения. В этом возрасте все дети сильно привязаны к родителям, и особенно к маме. Они тревожатся и капризничают, когда долго не видят их. Родители ассоциируются у ребенка с чувством безопасности и комфорта. Некоторые малыши требуют присутствия обоих родителей во время купания, кормления и укладывания спать. Родители хотели бы меньше зависеть от настроения ребенка, поэтому начинают приучать малышей к самостоятельности - учат есть ложкой, пить из чашки, засыпать в одиночестве. Но многие сталкиваются с тем, что ребенок противится нововведениям - откладывает ложку и ждет, чтобы его покормили, не хочет лежать в кроватке и кричит, когда родители выходят из комнаты. Приучайте малыша постепенно. Спойте колыбельную песенку и покачайте кроху на руках, чтобы он успокоился и уснул. Когда малыш начнет засыпать, выйдите из комнаты. 

Лепет малыша усиливается, наедине с собой он произносит целые «монологи», состоящие из цепочек различных слогов. Ребенок начинает использовать лепет для общения, пытается активно копировать звуки, которые слышит, если его к этому побуждают. Он подражает движениям и жестам родителей, по просьбе взрослых может показать, где у него носик, глазки, ротик, ушки и т.п. В этом возрасте малыши нуждаются в разнообразных впечатлениях. Обязательно находите возможность отправиться с ребенком на экскурсию или в гости. Усадив малыша в коляску или рюкзачок-кенгуру, можно съездить в зоопарк, магазин или просто в гости к бабушке с дедушкой или к друзьям. Замечательно, если там будут другие дети. Малыши в этом возрасте начинают наблюдать друг за другом.

Новым можно считать включение в занятия и игры сюжетной, образной игрушки. Вы и раньше показывали крохе куклу, собачку, мишутку и обозначали соответствующим словом и затем спрашивали: «Где «ав-ав» (собачка)?», или «Где «га-га» (уточка)?». Теперь, на 11-м месяце, сюжетная игрушка выполняет более сложную функцию. Кукла для малыша имитирует ребенка (человека). Взрослый может выстраивать с игрушкой занимательные, несложные сюжеты, понятные малютке, например: куколка села на лошадку, поехала, упала, заплакала, встала, опять села на лошадку, поехала, запела песенку и т.п. Или: зайка принес барабан, начал в него стучать; мишутка сел в машину и поехал кататься, затем пригласил кататься куклу и т.п. Почему проигрывание этих сюжетов так необходимо ребенку? Каждая образная игрушка предназначена для показа действий живого существа: если это кукла, то она отражает действия человека, в частности ребенка; если птичка или бабочка, то они летают, порхают и т.п., представляя интерес опять же для человека. Игровые сценки, в зависимости от сюжета, отражают эмоциональный мир человека. Малыш начинает понимать причины тех или иных эмоциональных состояний человека: например, куколка заплакала, потому что упала; кукла смеется, потому что ей нравится кататься на машинке и др. Целая палитра эмоций и чувств человека открывается ребенку посредством действий персонажа игры: плачет, смеется, радуется, сердится, боится, веселится, грустит и пр.

Конечно, все эти картины должны «развернуть» перед крохой Вы. «Что хочет ля-ля? Спать, кушать, гулять?», «Что ля-ля делает?» — обращайтесь с вопросом к малышу. Он не может еще ответить, и Вы отвечаете за него. Так ребенок учится понимать сюжеты, которые проигрываются перед его глазами. Главное, играть с ребенком не торопясь, некоторые эпизоды можно проиграть неоднократно, выдерживая паузы, меняя интонацию, давая возможность малышу «войти» в понимание сюжета и следить за его развитием. Не слишком ли все это сложно для малыша? Нет. Показывайте ребенку сценки с куклой, придумывайте сюжеты, ситуации с образными игрушками. Так вы развиваете интеллект малютки и обогащаете его чувства. Кроме того, перед ребенком, еще не умеющим играть с куклой, начинает разворачиваться в элементарной форме социальная действительность. Вместе с куклой в жизнь малыша входят образы животных, имитирующих ребенка, например собачка в платье, свинка в фартучке, слоненок в жилете, зайчик в штанишках, кошечка в шапочке и т.п. Все эти игрушки расширяют видение ребенка, делают окружающий мир более понятным и близким для него, способствуют развитию первых обобщений, так как имитируют малыша и его действия: кукла разговаривает, ест, пьет, спит, пляшет так же, как и он. У ребенка возрастает интерес к кукле и другим образным игрушкам. Однако дитя не сразу может повторить увиденное. Бывает, что его эмоции, разбушевавшиеся чувства провоцируют неадекватные действия с образной игрушкой, например, ребенок начинает трепать куклу за волосы, бросать на пол зайца, отгрызать нос мишке и т.д. В таких случаях немедленно остановите ребенка. Заберите игрушку, строго скажите: «Нельзя!»— и тут же покажите, как можно играть с куклой (мишкой, собачкой).

Как мы видим, развитие действий с образными игрушками во многом зависит от того, насколько повседневная жизнь ребенка наполнена впечатлениями, яркими наблюдениями окружающего.

На 11-м месяце жизни меняется и роль картинки в развитии малютки. Малыш и раньше рассматривал рисунок на обоях, иллюстрации в календаре. Но теперь уже в плоскостном изображении дитя узнает знакомые игрушки: собачку («гав-гав»), куклу («ляля»), уточку («га-га») и др. Показ картинки желательно сочетать с показом игрушки. Узнавание игрушки на картинке — еще одна высота, взятая малышом. Картинка способствует совершенствованию функции обобщения и развития речи, при этом не следует допускать, чтобы ребенок рвал, мял, комкал изображение, неадекватное действие с картинкой необходимо прерывать так же, как и использование образной игрушки не по назначению.

Продолжайте наполнять жизнь малютки теплом, лаской, любовью, хотя теперь вам придется чаще откликаться на действия самого ребенка, хвалить кроху по конкретному поводу (хорошо стоит на ножках, делает первые шаги, складывает кубики, катает мяч и т.п.). Ласковое слово побуждает малыша радовать вас еще и еще раз.

Итак, в содержательном «деловом» общении малыш становится свидетелем и участником дел и отношений взрослых. Дитя начинает отражать «в себе» их позицию к окружающему миру, то есть начинает копировать поведение, чувства и способ их выражения. Об этом следует помнить. Вы каждую секунду личным примером как бы «лепите», созидаете будущую личность ребенка.

 

Мое общение!

Развитие речи в раннем возрасте индивидуально для каждого ребенка. Словарный запас особо не обогащается по сравнению с прошлым месяцем. В этом нет ничего страшного. Продолжайте заниматься с ребенком, читать ему, рассказывать, показывать предметы и называть их. Пассивный словарный запас ребенка постоянно растет. Вы заметите, что малыш стал издавать такие голосовые рулады, которые раньше у него не получались. Кроха как будто экспериментирует, употребляя знакомые звуки в разных сочетаниях. Ребенок как будто тренирует артикуляцию — конечно, не сознательно, а прислушиваясь к себе — и получает удовольствие от этих повторений. Еще одним новшеством 11-го месяца жизни можно считать более сформированную способность к речевому подражанию. Теперь ребенок вслед за взрослым, сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения (например, «ав-ав» — собачка, «га-га» — уточка, «кис-кис» — кошка и т.п.). Хорошо если каждый предмет (игрушка), привлекающая внимание малютки, в устах взрослого получает свое название. Тогда вы заметите, что малыш «готов» запоминать их. И у него появляются первые простейшие обобщения. Проведите следующий эксперимент. Подберите несколько разных куколок, расставьте их в поле зрения ребенка, сочетая с другими игрушками. Затем обратитесь к малышу с вопросом: «Где куколка? Где ляля?». Не торопитесь, дайте ребенку сориентироваться, повторите вопрос медленно. Ребенок укажет на свою куколку. «А где еще ляля?» — задайте второй вопрос. Если обобщение в понимаемой ребенком речи сложилось, он укажет вам и на других кукол. Так он будет отличать и иные знакомые предметы.

Если малыш выполняет ваши пожелания, значит, он научился обобщать не только идентичные, но и некоторые однородные предметы, находя их среди знакомого множества. Если же малыш не понимает вас, значит, ребенок в ближайшем будущем овладеет сравнением и обобщением в действии. Но ему надо помочь. Покажите, например, что слово «шарик» обозначает любой круглый и прокатывающийся предмет (шарик от пирамидки, воздушный шар, пластиковые шары сухого бассейна и т.п.). Точно так же можно продемонстрировать и другие предметы, потому что слово-название несет в себе обобщающую функцию и ребенок начинает это усваивать практически. Действительно, слово «книга» обозначает не только одну конкретную книгу, а все книги; слово «чашка» относится ко всем предметам, предназначенным для питья, и т.п. Развитие функции обобщения — это лишь начало развития мыслительной деятельности ребенка. Впереди — неповторимые особенности становления функций сравнения и обобщения в речевой практике и мышлении малыша.

Десятимесячный ребенок обычно дружелюбен и общителен. Он использует свой малопонятный лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и ему нравятся эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. В этом возрасте у малыша проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова он уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией. Эти новые шаблоны, усвоенные ребенком, могут проявляться в играх "слово-действие", таких, как: "Где у нас глазки", "Как ты любишь папу", "Ладушки-ладушки". В возрасте шести - девяти месяцев дети привязаны к родителям почти в прямом смысле, то есть с трудом переносят любую разлуку. В 11 месяцев могут появиться некоторые перемены в проявлении этой привязанности. По мере того как ползанье становится для ребенка легким и автоматическим делом и он начинает осознавать, что вполне сможет сам вернуться на прежнее место, малыш уже смелее покидает маму и осмеливается уползти туда, где ее не видно. Теперь он ощущает себя самостоятельным человечком, который готов отправиться в поход на другой конец комнаты или даже за ее пределы и исследовать новые территории. Собираясь в "далекую экспедицию", ребенок может захватить с собой любимое одеяльце или игрушку. Эта игрушка или одеяльце являются для него неким гарантом безопасности, помогают разорвать старые связи и обрести независимость.

Оказавшись с кем-то из родителей в незнакомом доме, ребенок не может быть достаточно спокоен, и в проявлении его любознательности происходят определенные перемены. Поначалу он будет стараться ограничить территорию своих игр пределами расстояния, где можно дотянуться до мамы или папы. Даже решившись отправиться в другой конец комнаты, малыш будет следить глазами за мамой и время от времени "звать" ее, чтобы мама подала голос. Присутствие мамы или папы дает ребенку ощущение безопасности, и это помогает ему понемногу удовлетворять свою любознательность. Некоторые дети вне своего дома не осмеливаются заняться исследованиями, даже если кто-то из родителей рядом. Если в комнату войдет незнакомый человек, такой малыш прижмется к родительской ноге и будет держаться за нее, пока "чужой" не уйдет. Если мама или папа ненадолго выйдут, оставив ребенка, он будет бурно реагировать на возвращение родителя, одновременно обнимая его и выражая свое возмущение его отсутствием. Для детей, которые очень боятся ухода родителей, посоветуем постепенно приучать их к временному исчезновению мамы или папы. Можете начать с игры в "прятки" - спрячьте голову под одеяло. Когда ребенок изучил правила этой игры, в качестве следующего шага спрячьтесь в комнате, а через момент появитесь с радостным приветствием: "Привет, малыш!" Снова спрячьтесь и снова появитесь. Когда ребенок привыкнет к вашим исчезновениям и появлениям в пределах комнаты, попытайтесь распространить эту игру за пределы этой комнаты. Родственники, брат или сестра, или близкие друзья также могут помочь ребенку - если малыш остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями. Если Вы вынуждены оставлять своего малыша на длительное время, очень важно иметь няню, которую ребенок любит и которой доверяет. Ваш ребенок, находящийся дома, уже вполне представляет себе, что ему предстоит в течение дня. В новой обстановке он не может предугадать события и чувствует себя не так уверенно. Если вам раньше не приходилось часто оставлять ребенка, скорее всего он испугается яслей или няню. Будучи уверенными в том, что оставляете малыша с опытной няней, которая будет хорошо обращаться и играть с ним, попрощайтесь с ребенком бодро и решительно, чтобы он не успел разжалобить вас.

Даже если ребенок в течение дня ведет себя вполне независимо, ночью ему необходимо, чтобы родители были рядом. Обнаружив, что родителей нет, малыш будет торчком стоять в кроватке и ни за что не ляжет, пока они не найдутся. Проблему, как подготовить ребенка ко сну, разные родители решают в зависимости от своих понятий и возможностей. Некоторые держат ребенка на руках, пока он не уснет, а потом кладут его в кроватку. Другие предпочитают полагаться на привычный ритуал: дают малышу любимую мягкую игрушку. Иногда мама поет колыбельную песенку, или ребенка ласкают, целуют, пока он не начинает засыпать, и только тогда родители покидают малыша. И все же некоторые родители не хотят приучать малыша к тому, от чего потом его будет трудно отучить. Они весело, но твердо кладут малыша в кровать и прощаются, не обращая внимания на его плач. Для решения этой постоянно возникающей проблемы единого правильного решения нет. Каждая семья должна искать вариант, который лучше всего подходит их ребенку.

 

Мои игрушки и занятия!

Теперь малыш не просто играется куклой, он повторяет все ваши действия: он ее кормит, качает, укладывает спать, присаживает на горшок и т.д. В этом возрасте мы рекомендуем приобрести для малыша:  набор детской посуды (чайничек, чашечки, ложечки, блюдца, сковородки и т.д.), куклы, игрушечные кроватки. Расскажите и покажите ребенку, как можно играть с куклой: качать, угощать печеньем, давать пить водичку, укладывать спать, укрывать ее одеялом, расчесывать волосы, купать и т.д. Учите малыша складывать кубики, пирамидки, игрушки. Старайтесь воспитывать в вашем малыше чувство доброты. Рассказывайте вашему карапузу, что нельзя самому играться всеми игрушками, нужно делиться с другими детками. Если вы будите удовлетворять все желания вашего ребенка, вы разовьете в нем эгоистическое отношение и в первую очередь к вам. Поэтому относитесь к малышу дружелюбно, ласково, чтобы он почувствовал вашу доброту и заботу. Но отвечать на его капризы – не стоит. Игрушки рекомендуется периодически менять, для того, чтобы ребенку было интересно играть. Предлагая малышу все игрушки сразу – вы делаете ошибку. Не давайте ребенку игрушки с мелкими деталями, острыми краями и сломанные.

Одиннадцатый месяц -  это  очень  интересный  возраст.  Наблюдать  за малышом забавно  и приятно.  Он так  самозабвенно погружается  в  игру, что почти не замечает восхищающихся им  зрителей. Поговорите с ребенком через картонную трубку, стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием ребенок будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку какие-нибудь звуки: ба-ба-ба или ма-ма-ма! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Сделайте несколько красных картонных кубиков и один желтый. В желтый кубик положите колокольчик. Понаблюдайте, сможет ли ребенок, отыскивая кубик с колокольчиком, отличить его по цвету. Детям нравится засовывать пальчики в маленькие отверстия, и вы можете сделать "игрушку", которая будет по душе вашему малышу. Возьмите маленькую коробочку с тонкими стенками и проделайте с двух сторон две дырки шириной с палец. Изнутри обклейте стенки коробочки разным материалом - мехом, мешковиной, бархатом или наждачной бумагой. Покажите ребенку, как сунуть пальчик в дырочку. (А вы можете сунуть свой палец в другую дырку.) Поговорите с малышом о том, что чувствует его пальчик, трогая стенки коробочки, там мягко и приятно или стенка шершавая и жесткая и т. д. С такой коробочкой можно поиграть даже в машине.

Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок будет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать его умение слушать. Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке. Покажите ребенку, как толкать маленькую машинку или грузовичок, чтобы они ехали по полу. Через некоторое время малыш научится так подталкивать машинку, что она долго будет катиться сама. Если у вас в гостях сверстник вашего малыша, усадите их обоих за стол и пусть они поиграют, стуча и хлопая по столу. Возьмите игрушечный телефон и "поговорите" с ребенком, а потом дайте поговорить ему. Играя в "телефон", малыш начнет получать удовольствие от разговора. Еще лучше отключить настоящий телефон и поиграть с ним, хотя тут могут быть свои неудобства. Ребенок может захотеть снова поиграть, когда телефон не будет выключен.

Некоторые дети в десять месяцев уже стремятся что-нибудь разорвать. Старые журналы, папиросная бумага, оберточная бумага или фольга дают малышу возможность поэкспериментировать с ними. Только не забывайте, что ребенку может захотеться попробовать, какова эта бумага на вкус. Детские опыты в получении мелких бумажек требуют пристального наблюдения. Если вы видите, что малышу интереснее запихнуть бумажку в рот, чем разорвать ее, лучше отложите эти занятия на более поздний срок.

Во время прогулки можно найти массу разных предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности ребенка, но и стимулировать развитие осязания.

Нарежьте на полоски кусок липкой бумаги и прикрепите эти полоски одним концом к столу. Начните стаскивать одну полосочку - ребенок быстро поймет, что делать. Для него это будет таким же веселым занятием, как и сдирать наклейки с баночек и бутылок.

В этом возрасте ребенок с удовольствием подражает. Поиграйте с ним в "делай, как я" - пусть он повторяет движение вашей руки и простые жесты. Постучите по столу, зажмите и разожмите кулак или наденьте на голову шляпу, все время объясняя малышу, что вы делаете.

Положите перед ребенком детский надувной круг, дайте ему несколько маленьких кубиков и покажите, как поставить их в ряд на поверхность круга. Чувствуя неустойчивость этой поверхности, ребенок острее поймет, что такое равновесие. Это занятие будет способствовать улучшению координации его движений. Надувной круг пригодится и для ванной комнаты - ребенок может кидать предметы в центр круга, эта игра обычно так нравится детям, что может длиться очень долго.

Если ваш ребенок уже подтягивается, стараясь встать на ножки, ему можно дать задание. Положите любимые игрушки малыша на низенький столик, так чтобы ему нужно было дотянуться до них. Доставая предметы, он тренирует пространственную ориентацию.

Проводя эксперименты с различными предметами, малыш мало-помалу начинает понимать, что такое величина. Наглядным примером могут служить стаканчики разных размеров. Возьмите два стаканчика и покажите ребенку, как они вкладываются друг в друга; затем постепенно добавляйте по одному. Возьмите две квадратные коробочки и одну круглую и обклейте их липкой бумагой одинакового цвета. В круглую коробку положите обломки крекера, так чтобы ребенок видел, как вы делаете это. Все коробочки поставьте вместе и понаблюдайте, найдет ли малыш круглую коробочку с крекерами. Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка помогут ребенку потренироваться в умении наполнять и опустошать ее. Сначала ему потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, ему можно дать пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе - они добавят ему веселья.

 

Дайте мне покушать!

Одиннадцать месяцев - это тот возраст, когда малыш, с одной стороны, уже настолько подрос, что может получать практически все виды пищи (каши, овощи, мясо, творог и другие кисломолочные продукты, хлебобулочные изделия, фрукты), с другой - его питание имеет свои особенности. Если малыш хорошо набирает в весе и прибавляет в росте (при этом вес ребенка соответствует его росту - нет избытка или дефицита массы тела по отношению к росту), если кроха весел, не раздражителен, спокойно спит, у него вовремя прорезываются зубы, психомоторное развитие соответствует возрасту, анализ крови в норме (количество эритроцитов и показатели гемоглобина нормальные, т.е., нет признаков анемии), при этом вы придерживаетесь рекомендуемых объемов кормления и набора продуктов, то, скорее всего, рацион ребенка правильный.

Напомним, некоторые виды продуктов желательно вводить в более старшем возрасте (в 1-3 года). Например, продукты, обладающие высокой способностью вызывать аллергию: экзотические фрукты, цитрусовые, орехи, цельное молоко, рыба и т.д. Степень измельчения пищи еще отличается от «взрослой».

Отсутствуют в пище специи, картофельный крахмал и другие добавки, а пища готовится на пару или отваривается. Предлагать жареные или приготовленные на гриле блюда не стоит минимум до 3-х лет.

Итак, меню ребенка в возрасте одиннадцати месяцев выглядит примерно следующим образом:

6.00 - грудное молоко или смесь (200 мл);

10.00 - каша (150 мл), яйцо (1\2 желтка), фруктовое пюре (30-40 мл), фруктовый сок (20-30 мл);

14.00 - овощной бульон или супчик (20-30 мл), овощное пюре (150 г), мясное пюре (35-40 г), фруктовый сок (60-70 мл);

18.00 - кефир или кисломолочная смесь (150 мл), творог (20-30 г), фруктовое пюре (50-60 мл);

22.00 - грудное молоко или смесь (200 мл).

После каждого кормления (да и в любое время – по желанию ребенка) можно предложить грудное молоко.

Как разнообразить рацион малыша? Что можно предложить ему, к примеру, на обед в качестве мясного блюда? Это и паровая котлетка, и суфле из различных сортов мяса, и фрикадельки. На гарнир – пюре из овощей (картофель, кабачки, тыква, морковка и т.д.). И не забывайте о том, что готовить пищу нужно только в хорошем настроении, не говоря уже о том, что процесс кормления должен быть радостным и приятным как для вас, так и для ребенка.

 К году у многих малышей уже формируется четырехразовое питание и возможными перекусами между основными приемами пищи.

Малыш уже прямо сидит на высоком детском стульчике за общим столом. Сидеть за одним столом с взрослыми – важный шаг в развитии. Ваш малыш будет гордиться собой. А вы сможете продолжить воспитательный процесс! Старайтесь сервировать стол: он должен выглядеть красиво. Очень важно научить ребенка есть активно. Не нужно просто вкладывать пищу в ротик малыша. Добивайтесь, чтобы он не только снимал ее с ложки губами, но и откусывал. Кусать удобнее всего учить на яблоке. Возьмите небольшое яблоко, почистите его и вложите в ручку ребёнка. Малыш будет пытаться самостоятельно скоблить яблоко зубами. Но это не исключает из диеты крохи тертые фрукты, в том числе и яблочное пюре.

 

Идем к врачу!

В возрасте1 1 месяцев необходимо посетить врача – взвеситься, измерить рост, головку и грудку  и определить физическое и психомоторное развитие

В этом возрасте ребенок пробует пить из чашки и кушать самостоятельно, поэтому отнеситесь к действиям малыша с пониманием и терпением. Как он научится держать чашку или ложку, если ему запрещать это делать? Во время еды старайтесь озвучивать все действия ("Будешь кушать картошечку", "Открой ротик", "Бери хлеб"), говорите о блюде, которое кушаете. Если это суп, можно перечислять все его составляющие (крупа, картошка, морковка, лук, перец, укроп) и рассказывать, как супчик варится в кастрюльке на плите. Таким образом, вы пополните словарный запас малыша и познакомите его с названиями овощей. Разговаривайте с ребенком как с взрослым, не развлекайте его игрушками за столом.

В возрасте 11 месяцев малыш может стоять без поддержки несколько секунд. Он учится ходить - помогите ему в этом. Ходите с ребенком за две ручки, затем берите его за одну ручку (за левую, потом за правую).  Учить ребенка ходить с помощью вожжей или ходунков категорически запрещается.

Взрослым необходимо помогать малютке. С одной стороны, обеспечить ему самостоятельность, с другой — умело оберегать, страховать кроху. Не следует допускать падения ребенка навзничь или вперед. Приземление на попу — самое безобидное для него. Падая же назад, малыш рискует удариться головой. Не умея опираться на руки, падая вперед, дитя рискует разбить нос.

Малыш много запоминает. Улучшается его память. Развивается ассоциативное мышление. Малыш осознает предмет в пространстве и связывает их. Ребенок подражает действиям родителей, имитирует их голоса, интонации. Он повторяет простые слоги, соединяет их в цепочки. Крошке нравится переворачивать листья книги, рвать бумагу, рассматривать картинки. Любит собирать пирамидку, вкладывать один предмет в другой. Пытается в игре взять ложку или кружку и поднести ко рту. Ребенок обожает стягивать носки, расстегивать рубашки, вытаскивать шнурки, расстегивать молнию на одежде.

В этом возрасте малыши восприимчивы к инфекциям. Зачастую наблюдается повышенная температура, выше 38 градусов. В этом случае ее необходимо грамотно сбивать. Поэтому проконсультируйтесь об этом с педиатром. Ведь высокая температура для маленьких детей опасна появлением судорог конечностей, в редких случаях общими судорогами и остановкой дыхания.

К концу первого года жизни у ребенка примерно 8 зубов: по 4 центральных зуба сверху и снизу. Кроме того, может начать резаться первый коренной молочный зуб, так называемый маляр. Его появление может сопровождаться небольшой температурой и беспокойством малыша, из-за болезненности прорезывания. Симптомом прорезывания маляра часто становится то, что ребенок треплет себя за ушко из-за неприятных ощущений в десне. Будьте внимательны, чтобы не спутать появление зуба с болезнью в ухе. То есть, если температура держится продолжительное время, из уха есть выделения, обратитесь немедленно к врачу.

 

Практические советы

1.Десятимесячный ребенок нуждается в разнообразии. Даже если дома у него много разных интересных занятий и игрушек, ребенку все-таки необходимо некоторое время проводить вне дома. Поездка в машине, посещение магазина, поход в гости к родственнику или к товарищу по играм необычайно важны не только для мамы, но и для ребенка.

 

2.К этому возрасту детские игры становятся все более осмысленными и "организованными", поэтому хорошо, если мама и папа могут специально отвести какое-то время для игр с малышом. Очень важно, чтобы отец занимался с малышом, так как у пап и мам обычно разная манера игры. Папы больше шумят и способствуют физическому развитию ребенка, а мамы особое внимание уделяют интеллектуальному воспитанию. Для ребенка важны и те и другие игры.

 

3.Приятно, когда ребенок ест хорошо. А вот когда он капризничает, отказывается от еды, родители начинают волноваться. Почему же у малыша может пропасть аппетит? Постарайтесь ограничить «перекусы» между кормлениями. Частенько мамы дают деткам печенье, а потом удивляются, почему ребенок не хочет есть. Конечно, он не хочет, ведь в желудке у него ещё переваривается то, что он съел совсем недавно. Иногда аппетит пропадает на какой-нибудь из видов пищи. Малыш охотно ест другие блюда и категорически отказывается от «нелюбимого». Тут особой проблемы нет – подберите питание с аналогичным набором витаминов и питательных веществ. Есть и другая причина, по которой у ребенка может пропасть аппетит. Родители, желая малышу только добра, кладут ему слишком большие порции, которые малыш не в состоянии осилить. Мама и папа начинают паниковать, всеми способами стараются заставить съесть больше. А в результате, отстаивая свои права, ребенок откажется проглотить даже ложечку. Этой проблемы можно избежать, если кормить малыша расфасованными продуктами из расчета на один прием пищи. Ни в коем случае нельзя кормить ребенка наспех. Когда малыша подгоняют, он начинает нервничать и ему становится не до еды. Кстати, любые сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, могут влиять на аппетит. Если наступило время кормления, а малыш разыгрался и громко смеется, дайте ему время успокоиться. Или не удивляйтесь, что он плохо кушает. В жаркую погоду аппетит, как правило, снижается и у взрослых, и у детей. Не допускайте, чтобы ребенок перегревался. Очень полезно незадолго до еды обливать малыша умеренно прохладной водой.

Ну и, конечно, плохой аппетит бывает, если ребенок заболел. В этом случае лучше вызывать врача и советоваться с ним по поводу лечения и кормления.

 

4.Малышу исполнилось одиннадцать месяцев, и его режим дня остается прежним: два раза в день ребенок спит по 2-2,5 часа или по 1,5-2 часа, затем кушает, играет и т. д. Ночной сон более глубокий около 11,5 часов. После сна ребенок не спит около 2,5-3 часов, нужно позаботиться о том, чтобы это время, он проводил активно, много ползал и совершенствовал свои навыки. Ребенка нужно учить ходить самостоятельно, развивать его речь ребенка.

Массаж и гимнастику нужно проводить каждый день по 6-8 минут через 35-45 после еды. Закаливающие процедуры (воздушные ванны, влажные обтирания, массаж, гимнастика) проводят каждый день.

 

 

 

 

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Koyie 08 Декабря 2011г, 14ч 32мин

Your story was really inrfomtaive, thanks!



Читайте также
восьмой месяц жизни 25.05.2011, 01:36 Восьмой месяц: Мое первое слово!   Все больше и больше познает мир ваш маленький исследователь. Он уже довольно активно осваивает п... подробнее
двенадцатый месяц жизни 25.05.2011, 01:21 Двенадцатый месяц: готовлюсь к первому юбилею! Скоро Ваш малыш будет отмечать свой первый день рождения, дату, которая официально будет озн... подробнее