Второй месяц жизни

23 Августа 2011, Просмотров: 42916, Автор админ

Пролетели первые 30 дней вашей совместной жизни с крохой. Со второго месяца жизни Вашего малыша будут называть уже не новорожденным, а грудничком. Он растет очень быстро, также быстро развиваются и его навыки и умения. Ежемесячно малыш приобретает множество новых способностей и радует родителей!

На 2 месяце карапуз уже несколько лучше адаптируется к окружающему миру. Вы, в свою очередь,  уже учитесь понимать своего кроху: почему он плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно или жарко, если он мокрый.  Ваш малыш начинает овладевать таким универсальным средством общения, как улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо или обращенный в его адрес голос. Но особо выделяет мамин и папин.

Одним из главных средств общения продолжает оставаться плач. Однако, теперь он приобретает иной смысл – малыш просит, зовет Вас - чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали мир вокруг. Когда малыш в хорошем настроении, он пытается произносить гласные звуки, внимательно слушает себя и замирает.

Скорее всего, Вас могут появиться и новые вопросы по уходу, занятиям, развитию, могут возникнуть некоторые проблемы – найти ответ на эти вопросы молодым родителям самостоятельно не всегда возможно. Мы постараемся помочь вам в этом.

Итак…

 

Я расту…

За второй месяц малыш должен набрать примерно одну четвертую своей массы за первый месяц, то есть  около 800 грамм, но допустимым считается и размах от 500 до 1100 грамм. За этот период рост младенца увеличится на одну десятую, то есть на 3-4 сантиметра.  Длина окружности груди ребенка за второй месяц увеличивается на 15-20 мм, длина окружности головы в среднем увеличивается так же. Родничок крохи должен быть размером примерно 2.5(3) на 2.5(3) см, формой напоминая ромб. Он не должен ни выбухать, ни западать, при ощупывании может ощущаться незначительная артериальная пульсация.

Ребенок постоянно тренирует свои движения, вырабатывает координацию, приобретает все новые условные рефлексы. Именно они могут привести к падению ребенка, так что не думайте, что малыш будет лежать  спокойно и не оставляйте его одного на кровати, пеленальном столе и других местах, где он может упасть. Действия малыша становятся более целенаправленными, крохе доставляет огромное удовольствие изучать свои движения и возможности. Малыш хорошо поднимает головку и может удержать ее в вертикальном положении несколько десятков секунд. Чаще кладите кроху на животик – это укрепит его шейные и спинные мышцы. Когда ребенок лежит на животе,  он приподнимает голову и грудь и несколько секунд старается удержать их в таком положении. Ручки и ножки малыша постепенно расслабляются, проходит повышенный тонус, и они вытягиваются в стороны. Ребенок может  слегка покачивать головкой, если кто-нибудь придержит его в полусидячем положении. Непроизвольное подергивание и сокращение мышц происходит гораздо реже, чем в первый месяц. Малыш способен ненадолго удержать погремушку или другой предмет не тоньше 1 см в диаметре, крепко обхватив его ладошкой. Его кулачки частично раскрыты, иногда он может бесцельно молотить руками. Его движения становятся все менее резкими, и он приобретает контроль над своим телом. И хотя его брыкания и размахивания все еще выглядят бесцельными, на самом деле это не совсем так. Таким образом, малыш тренирует свои еще неокрепшие мышцы. Периодически он разжимает кисти рук, пытается  распрямлять ножки и ручки, потягиваясь. К концу второго - середине третьего месяца гипертонус ручек и ножек должен пройти окончательно. То есть кисть должна быть расслабленной и раскрытой, а ножки уже не приведены к животику.

Если вы начали приучать своего ребенка к определенному режиму, то он может проявлять активность в ожидании ежедневных любимых процедур (купания, кормления). Во время купания малыш с удовольствием плещется, дрыгает ножками.

 

Мои глазки и ушки!

У Вашего ребёнка улучшается работа слухового и зрительного анализаторов. Сейчас крохе гораздо интереснее рассматривать лицо мамы или папы, чем неодушевленные предметы. К концу второго месяца  ребенок начинает длительно сосредоточивать свой взгляд, смотрит на привлекший его внимание неподвижный предмет или лицо. Проверить это несложно – возьмите яркую игрушку 5-10 см, подвесьте ее на расстоянии 50-70 см от его груди. Теперь внимательно понаблюдайте за своим крошкой – малыш будет пристально смотреть на игрушку около 25-30 сек не двигаясь. Также малыш способен следить за движущейся игрушкой или взрослым – привлеките внимание малыша, лежащего на спине яркой погремушкой. Теперь передвигайте игрушку вправо-влево на высоте 40-50 см, малыш будет следить непрерывно по 15 секунд за игрушкой, слегка поворачивая головку в обе стороны.

Из-за того, что глазодвигательные мышцы еще недостаточно развиты, малыш может косить глазками, обычно они сходятся к переносице. Не пугайтесь, обычно к 3-5 месяцам это проходит. Малыш еще слабо различает цвета, пока он отличает черный, белый и красный. Из-за этого он чаще всего обращает свое внимание на контрастные предметы, предпочитая светлые цвета.

Родители замечают, что малыш начинает прислушиваться к голосам, разговорам, музыке. Поворачивает голову на звуковой раздражитель, например, на погремушку или мамин голос. Погремите звонкой игрушкой или поговорите вне зоны взгляд малыша – малыш начнет поворачивать голову в сторону звука, начинает искать глазами источник звука. Малыш учится различать голоса, он уже узнает голоса родных, особенно мамин и папин. Позднее малыш начинает сам издавать звуки. Пока это только гласные звуки в виде вскриков.

В моменты спокойствия и веселья ребенок издает несколько гортанных звуков, которые напоминают лепет. Ребенок может произносить несколько звуков (а, е, о, у, ее). К концу месяца он связывает эти гласные с согласной «х» (ха, хе, ехе). Смех еще гортанный и сопровождается движениями мышц, контролирующих мимику.

 

Моя кожа!

Кожа выполняет функцию защитного барьера на пути огромного количества вредных воздействий окружающей среды и препятствие для проникновения болезнетворных микробов и вирусов. Помимо всего этого – это важнейший орган чувств, который воспринимает различные внешние сигналы – ощущает структуру поверхности, прикосновения, давление, сжатие. Кроме всего – кожа очень эффективный  орган терморегуляции за счет потовых желез и большой площади.

От состояния кожи ребенка во многом зависит его здоровье и самочувствие. Кожа грудных детей обладает рядом возрастных особенностей, не позволяющих ей в полной мере противостоять травмам и инфекциям.  Именно поэтому маме и папе надо уделять особенное внимание полноценному уходу за кожей крошки. Кожа младенца очень нежная и чувствительная,  легко подвергается раздражению, опрелостям, потнице и др. Из-за нескоординированной работы сальных и потовых желез, можно заметить на голове малыша чешуйчатую «корочку». Это «гнейс» или так называемые «молочные корки». В современных условиях врачи вообще не рекомендуют их удалять, потому, как излишне чувствительная кожа под ними легко травмируется. Это приводит к еще большему образованию новых корочек. Если же вы решили их убирать, то чешуйки следует снять ватным тампоном, предварительно намазав  на пару часов это место детским маслом. После процедуры стоит выкупать малыша и помыть ему голову. Ребенок второго месяца жизни подвержен красноватой сыпи на лице, шеи и складках. Это так называемая физиологическая сыпь – «трехнеделька», о ней мы с вами говорили. В основном она не беспокоит самого малыша, хотя и выглядит довольно неприятно. Следует не переживать, а просто придерживаться основных правил гигиены ребенка. Этого достаточно.

 

Что я умею…

На этом этапе малыш гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в первый месяц жизни.  Вместе с развитием органов слуха и зрения у крохи на втором месяце обнаруживается существенная динамика в развитии эмоциональной сферы. Малыш способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. Карапуз пытается отличать живые объекты от неживых, попадающих в его поле зрения. Так, другому ребенку, находящемуся рядом, двухмесячный младенец уделит значительно больше внимания, чем самой яркой погремушке, находящейся на том же расстоянии. Кроха будет наблюдать за другим ребенком или одним из родителей с большим интересом, обнаруживая в своем поведении «размышления» по поводу увиденного. Такие «глубокомысленные размышления» обычно проявляются в неподвижности тела и некоторых мимических гримасках. Иногда дети на этом этапе развития способны не только улыбаться, но и спонтанно смеяться. Иногда смеяться громко и заливисто, иногда – тихонько и прерывисто. Гуление крохи, как правило, довольно ярко и эмоционально окрашено. Иногда малютка воркует, визжит, булькает, чавкает. Иногда маме может показаться, что карапуз улавливает ее настроение. Например, если Вы огорчены, малыш может тоже проявлять огорчение. Кроха может продолжительное время изучать ваше лицо, пристально рассматривая Ваши черты. Мыслительные способности малыша также развиваются семимильными шагами. Он чувствует настроение вокруг, когда он подает сигналы (например, плачем), может показаться, что он ждет ответной реакции взрослых, видно, что он доверяет маме. У крохи появляется мыслительная ассоциативная связь – после его плача следует кормление или необходимая помощь.

 

Мой режим!

Такой стремительный рост организма ребенка невозможен без соответствующего энергетического обеспечения.  В этот период здоровый малыш спит 17-18 часов в сутки, ночью около 5-6 часов. Во избежание путаницы дня и ночи не стоит позволять малышу очень долго спать днем, аккуратно разбудите его, предложив грудь. Через несколько дней режим сна встанет на свои места: продолжительный сон ночью и недолгий дневной отдых. Чтобы не развивалась кривошея и деформация головки, периодически меняйте местоположение ребенка в кровати. Перекладывайте малыша с бока на бок. Это нужно, чтобы он смотрел во все стороны одинаково, чтобы предотвратить неравномерное развитие мышц.

 Кроха кушает за 24 часа столько материнского молока, сколько приблизительно соответствует одной пятой массы его тела. Другими словами, если кроха весит сейчас четыре килограмма, то количество грудного молока, потребляемого в сутки малышом, приблизительно равно 800 граммам. Если малыш грудничок, то пока еще он прикладывается к груди хаотично, без выраженного режима. Прикладывания, необходимые малышу для психоэмоционального комфорта, могут происходить до 4 раз в час. В то же время полноценные кормления могут происходить примерно через 40 минут- 3,5 часа. Из них 3-5 ночных кормлений и 8-20 дневных прикладываний, из которых примерно 5-7 являются полноценными кормлениями. Малыш, как правило, нуждается в обязательном прикладывании к груди перед засыпанием и во время пробуждения.

Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания. В этом возрасте малыш чувствует себя единым целым с мамой. Поэтому он стремиться к постоянному контакту с ней и много находится на руках. Хорошо заметно, что он не способен разделить свое "Я" и персону матери. Находясь при маме, ребенок не требует к себе особого внимания, он спокойно и терпеливо относится ко всем перемещениям и переменам поз, наблюдая за происходящим вокруг. Он дает о себе знать только тогда, когда почувствует дискомфорт или какую-либо потребность. Освободившись от дискомфорта и удовлетворив свои потребности, он опять освободит внимание взрослого для других дел. Таким образом, находясь постоянно при маме, ребенок получает информацию о внешнем мире и знакомится с различными понятиями.

Если малыш искусственник, то питание осуществляется исключительно смесью а объеме 1\5 от массы тела. Что примерно равно 750-800 мл, количество кормлений 6-7, через каждые 3-3.5 часа с 6 часовым перерывом ночью. Объем одного кормления до 120 мл. Однако не все малыши могут захотеть есть по такому расписанию, и Вы должны быть готовы покормить малыша и ночью.

Обращаем ваше внимание, что это общие показатели. Родители не должны волноваться, если их чадо бодрствует чуть больше. Каждый малыш индивидуален. И при кормлении малыша мама не должна ставить себе никаких нормативов. Обычно здоровый ребенок чувствует сам, сколько материнского молока ему надо и четко дает понять это маме.

 

Пойми меня!

На втором месяце ребенок уже имеет свой темперамент. Вы примерно уже привыкли к его режиму, понимаете его желания и потребности, знаете некоторые привычки. Можно уже определить характер маленького человечка.

Теперь Вы можете рассказать о своем ребенке очень много! Каким он бывает, когда спокоен или возбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или двигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия или нет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Вы уже знаете, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать и укладывать спать. Легко определяете, когда он кричит от боли, когда от голода, а когда его крик означает: "Ничего страшного не случилось. Просто я хочу, чтобы меня приласкали".

Ваш малыш способен довольно долго бодрствовать до и после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим резкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет, чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одно ощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничать и раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение дня бывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются и начинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взяв на руки, покачав или ритмично похлопав по спинке. Другой перестанет плакать и уснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске. Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагирует ни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает в доме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое время покричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения.

 

Как меня успокоить?

Простые способы помогут вам успокоить Вашего малыша:

Нужно постараться завершать ежедневные дела - кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенном спокойном состоянии, чтоб не перевозбуждать кроху. Можно использовать кресло-качалку в полутемной комнате, либо взять малыша на руки и тихонько качать, напевать мелодию. Если ребенок напряжен и выгибается, положите его вниз животом себе на колени, на запястья или устройте в большой удобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом.  Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли он утихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если вы почувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще в течение пяти минут. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этом случае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкую музыку - радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты.

Однако, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом, обратитесь к детскому врачу.

На втором месяце жизни детям нравится легко покачиваться или подпрыгивать лежа на груди у папы.

 

Мои проблемы.

На втором месяце Вашего ребенка могут продолжать мучить боли в животике. Чаще всего это колики и вздутия. Признаками колик является пронзительный крик ребенка, он дергает ножками, крутится. Чтобы предотвратить эти проблемы, во время кормления следите, чтобы с молоком малыш не заглотнул воздух, кладите ребенка в положении под 45% (так воздух, который ребенок заглотнул, будет сверху желудка), не давайте ему пить быстро. После кормления подержите кроху «столбиком», то есть прижмите его животик к своей груди, а головку положите на свое плечо. Так выйдет воздух, который ребенок заглотнул с молоком. Поможет избежать колик укропная водичка или отвар ромашки. Причем если вы кормящая мама, и Вам самой стоит принимать ромашковый чай в течение дня. Перед кормлением выкладывайте малыша на животик хотя бы минут на 10-15. Облегчить боль от колик поможет поглаживание животика ребенка по часовой стрелке, не замыкая круг внизу. Можно приложить на животик теплый платочек или пеленочку, предварительно проглаженный горячим утюгом. Нужно внимательно следить за своим питанием, если кормите ребенка сами. Но ограничивать себя во всем тоже не стоит – нужно временно убрать из питания только газообразующие продукты – капусту, черный хлеб, виноград, большое количество сдобы и цельное молоко. Помните – колики – процесс физиологический и не стоит самостоятельно принимать различные препараты, особенно ферменты и биопрепараты. Если ничего не помогает, обратитесь  за советом к педиатру.

Стул ребенка зависит от вида вскармливания. Если ребёнок находится на грудном вскармливании, то стул мягкий, кашеподобный, золотисто-желтого цвета. При искусственном вскармливании стул густой, вязкий, светло-желтого или коричневого цвета. Стул у ребёнка может быть от 1 до 3 раз в сутки.

Нормальная функция кишечника свидетельствует о хорошем здоровье ребенка любого возраста. В первые месяцы жизни ребенка Вы особенно внимательно относитесь к частоте дефекаций у своего малыша. В среднем, у младенцев первых недель жизни бывает 4 дефекации за сутки с постепенным уменьшением их количества с возрастом. Часто родителям кажется, что их ребенок какает слишком редко, и они считают, что у их ребенка запор, требующий немедленного вмешательства. Но, на самом деле, у малышей, особенно находящихся на грудном вскармливании, истинные запоры бывают редко. Грудное молоко настолько хорошо усваивается, что дефекация у малышей может проходить раз в неделю, или, даже раз в 2 недели. Если стул при этом мягкий или кашицеобразный, то о запоре речь не идет, даже, если дефекация, по мнению родителей, происходит редко. То же самое относится и к малышам, находящимся на искусственном вскармливании. То, что малыш тужится и кряхтит во время дефекации, совсем не говорит о том, что у него запор, при условии, что стул мягкий или кашицеобразный. Помните также, что железо, находящееся во всех детских смесях, обогащенных железом не вызывает запор.

Однако, Если Вы отмечаете, что малыш какает редко и, при этом, каждый акт дефекации для него болезнен и ребенок постоянно плачет при дефекации, а кал твердый, как сырокопченая колбаса или напоминает "овечий кал", если Вы видите кровь в кале, то все это - повод показать ребенка врачу.

Малыш должен мочиться примерно 12-15 раз в сутки, моча  малышей слабо концентрированная и почти не имеет запаха. Если ребёнок мочится меньше 6 раз в сутки, подумайте, достаточно ли ему молока.

Начиная с 6-й или 8-й недели, могут появиться покраснения в области половых органов, в складочках шеи, за ушками, под ручками. Сразу же, как вы заметите покраснение, промойте складочки чистой, теплой водой (без мыла!) и хорошо высушите мягким полотенцем. Потом нежными, аккуратными движениями нанесите на кожу малыша средство от опрелостей (Деситин, Драполен, Бепантен или специальные кремы). Можете, также немного подсушить кожу малыша с помощью детской присыпки. Проследите, чтобы ваш ребёнок не перегревался, не нужно укутывать его даже в прохладную пору. Одевайте малыша легко, но тепло. Запомните: нет причин для волнений, если высыпания не беспокоят вашего ребёнка.

 

Минуты нежности.

Вы окружили малыша своей любовью, ему спокойно, когда вы рядом, он радуется, если вы смотрите на него. Кроха отвечает вам тем же, общается с вами: реагирует на слова, ваша улыбка приводит малыша в восторг, ему нравится, когда его щекочут. Вы нежно разговариваете и играете с ребёнком, а в ответ он строит очаровательные рожицы! Чаще берите малютку на руки, не бойтесь избаловать, ведь у вас на руках ребёнок чувствует себя любимым и защищённым. Разговаривая с малышом, не отходите от него далеко. Он узнает ваш голос и будет по-своему отвечать вам. Пойте колыбельные, напевайте мелодии, рассказывайте сказки. Входя в комнату, говорите малышу о своем присутствии, чтобы ребенок привыкал к тому, что его «зовут». Он сразу начнет искать вас взглядом. Во время кормления улыбайтесь малышу, ведь ничто не радует его так, как ваше счастливое лицо! Активно выражайте свои чувства: широко раскрывайте глаза, облизывайте губы – и вы увидите, что кроха будет пытаться повторять за вами!

Для развития тактильных ощущений вкладывайте в ручку ребенка предметы из разного материала. Ребенок к 2 месяца жизни хорошо отличает холодное от теплого, мягкое от твердого, шершавое от скользкого. Коснитесь его кусочком ваты или перышком, и вы заметите, как малыш по-разному на это отреагирует.

Прежде чем вложить в ручку малыша погремушку, погладьте его ручку с тыльной стороны от запястья к пальчикам, чтобы кисти малыша расправлялись. Следите, чтобы ручка у погремушки была не тоньше 1 см, иначе малыш ее просто не прочувствует. Дайте ему веревку с большими узлами в ручку и протяните ее через его кулачок. Малышу такие игры очень понравятся!

Прикрепите к бортику кроватки разноцветные ленточки и подуйте на них. Малышу такое действие очень понравится, и он сразу потянет ручки к такой «игрушке». Если он их достанет, то ему будет очень интересно за них дергать. Следите, чтобы малыш не подавился лентой, когда будет брать ее в рот!

 

Иду к врачу!

На приеме ребенка взвешивают, измеряют рост, окружность головы и груди. К двум месяцам он должен быть осмотрен окулистом, невропатологом и ортопедом. Помните, ваше небрежное отношение, может крайне негативно отразиться на здоровье вашего малыша. Советуйтесь с детским врачом, звоните, спрашивайте. Ведь детский врач не только каждый месяц будет контролировать вес и рост ребенка, он обратит ваше внимание на общее развитие вашего малыша. Подскажет, когда нужно сделать прививки, а при необходимости назначит консультацию у специалистов (невролога, окулиста, ортопеда).

Врач порекомендует вам гимнастику и массаж. Они играют большое значение в воспитании здорового ребенка. Как правильно делать массаж, вам подскажут в детской поликлинике. Эти процедуры нужно выполнять на пеленальном столе, покрытым одеялом и пеленкой. Через 30 – 40 минут после кормления, выкладывайте малыша на животик, для того чтобы сделать массаж спинки и животика. Такую необходимую и важную процедуру делайте 1-2 раз в день по 7 – 9 минут.

Рекомендуются такие виды массажа:

Делаем поглаживание ручек ребенка от кисти до плечика, с начала по внутренней, а потом по внешней стороне.

Делаем поглаживание ножек от стопы по направлению вверх по внешней, задней стороне к передней, внутренней.

Переворачиваем ребенка на спинку и начинаем легонько массажировать животик. Для этого делаем круговые движения по часовой стрелке. Помните – с правой стороны находиться печенка – не нажимайте сильно.

Выкладываем ребенка на животик, пять раз гладим спинку – от ягодиц к головке и назад.

Массажируем стопы ножек ребенка большим пальцем своей руки. Начинаем от пяточек по направлению к середине стопы, стараемся проверить рефлекс разведения пальчиков. Повторяем упражнение 5 – 7 раз.

Также будет рекомендовано закаливание! На втором месяце прогулки с ребенком составляют два раза в день по 1,5 – 2 часа при температуре не ниже 10 - 12 °С. Самый простой способ закаливания, это воздушные ванны. Меняя пеленочку малышу, не спешите накрывать его теплым одеялом или укутывать. Пусть он полежит голеньким минут 5 – 7. Его тельце подышит, а также будут настраиваться теплорегулируемые механизмы. В комнате температура воздуха должна быть не ниже 22 °С. Продолжительность воздушных ванн постепенно увеличивайте каждый день. При этом температура воздуха в комнате снижается до 17 – 18 °С. Со временем можно будет объединить воздушные ванны с гимнастикой и массажем.

 

 

 

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
одиннадцатый месяц жизни 25.05.2011, 01:55 Одиннадцатый месяц: люблю взрослых и их игрушки! На одиннадцатом месяце жизни малыша Вы все чаще можете слышать от него значимые и информати... подробнее
новорожденный ребенок 25.05.2011, 01:47 Наконец подошел к концу томительный период ожидания, и вы встретились со своим малышом. Он родился! Вы смотрите на него и…. Оказывается он выг... подробнее