Детский церебральный паралич (ДЦП)

20 Марта 2012, Просмотров: 13426, Автор Стоматолог

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Когда люди слышат подобный диагноз – они представляют глубоких инвалидов с тяжелой умственной отсталостью, которые не могут себя даже обслуживать. Но наши представления о людях с ДЦП далеки от истины.  Термином «детский церебральный паралич» или сокращенно ДЦП, обо­значают синдромы, возникающие в результате поврежде­ния мозга на разных сроках внутриутробного развития. Термин церебральный, в переводе с латыни значит – затрагивающий головной мозг, паралич – означает расслабленный, недостаточно физически активный.

Это не конкретная болезнь, это целый комплекс различных болезненных проявлений, и у каждого отдельно взятого ребенка он может проявляться по-разному. ДЦП может проявляться невозможностью сохранения нормальной позы тела и правильного выполнения произвольных движений. Кроме того, при ДЦП проявляются еще и нарушения в двигательной сфере – параличи (полное обездвиживание конечности) или парезы (частичное обездвиживание конечности). Формируются координационные нарушения или различные насильственные движения ребенка. Кроме этого, в разной степени могут выявляться и нарушения психики, речевые нарушения, проблемы со зрением, чувствительностью и судорожные припадки. Степень выраженности ДЦП может быть достаточно умеренной и тогда ребенок будет социально адаптирован и будет жить почти полностью нормальной жизнью, до сильно выраженных  тяжелыми поражениями.

Детский церебральный паралич представляет собой резидуальное (остаточное) состояние с не прогрессирующим течением. С возрастом неврологическая симптоматика может сглаживаться в связи с изменением взаимоотношений между различными структурами нервной системы и проводимым лечением.

У таких детей наблюдаются и гиперкинезы, то есть нарушения тонуса мышц. Это своеобразное мышечное напряжение, готовность к работе мышцы, но у детей  ДЦП оно не приводит к правильному двигательному акту. У них этот процесс отказывается дефектным в результате чего у них либо судорожно сокращаются отдельные конечности, либо формируются непроизвольные вычурные движения.  кроме всего прочего – им сложно самостоятельно есть, так как есть проблемы с процессах глотания, сложно контролировать мочеиспускание и работу кишечника, а если они много лежат формируются еще и дыхательные проблемы.

 

Что мы знаем о ДЦП?

Основоположником изучения церебральных параличей считается английский врач, хирург-ортопед В. Литтл, ко­торый в конце XIX в. описал клиническую картину болезни и связал ее с неблагополучными родами, недоношенностью и асфиксией (удушьем) у новорожденных. Он обратил внимание на по­вышенный тонус мышц нижних конечностей и обозначил это состояние как генерализованный тонус. В дальнейшем были описаны случаи мышечной гипертонии в верхних ко­нечностях с насильственными движениями (они называются гиперкинезами). Большой вклад в изучение и дифференциацию цереб­ральных параличей внес 3. Фрейд, который создал свою классификацию, выделив гемиплегию (поражение половины тела – левой или правой) и церебральную диплегию (повреждение или верхних, или нижних конечностей), генерализованную ригидность (выраженную сопротивляемость мышц) и двойной атетоз (патологические непроизвольные движения, выражающиеся медленной тонической судорогой мышц конечностей, лица, туловища). В последующие годы эта классификация подвергалась из­менению, добавлению. В настоящее время используется классификация, предложенная К. А. Семеновой (1978). Она включает спастическую диплегию, двойную гемиплегию, гиперкинетическую, атонически-астатическую и гемиплегическую формы.

Хотя Фрейд и описал подробности, но только в 80-х годах прошлого века официально было признано, что ДЦП – это не результат родовой травмы и осложнений в родах, так как по результатам исследований более 40 тыс. младенцев с этим диагнозом, только 10% было с родовой травмой – остальные ее не имели. Поэтому, современные знания говорят о том, что причинами могут стать поражение головного мозга в результате внутриутробного развития, во время и сразу после родов и крайне редко в первые два года жизни. Заболеваемость колеблется от 1 до 8 младенцев на тысячу рожденных, и тенденция к увеличению рождения таких детей растет.

 

Откуда он берется?

Созревание определенных уровней нервной системы обусловливает последовательное формирование движений и позы у маленького человечка. Это запрограммировано определенной генетической программой развития, только вот сроки и темп дозревания отделов нервной системы сильно зависит от внешней среды и ее неблагоприятных факторов. Нервная система созревает от более древних уровней в эволюционном плане – среднего и промежуточного мозга, ствола мозга к подкорке и коре. Именно такой порядок обеспечивает правильные движения и нормальное развитие ребенка. Поэтапное усложнение функциональных систем обеспечивает вклю­чение определенного уровня, который участвует в реализации деятельности, имеющей наиболь­шее приспособительное значение для организма на данном этапе. Нарушение формирования определенных уровней нервной системы обусловливает клиническую картину бо­лезни.

Так, к факторам риска ДЦП относятся: возраст матери, соматические и эндокринные заболевания матери во время беременности, внутриутробное инфицирование плода (ви­русные, простейшие или грибковые инфекции), сенсибили­зация нервной системы плода продуктами жизнедеятель­ности клеток матери, иммунологический конфликт матери и плода, отдельные лекарственные средства, физи­ческие и химические факторы (алкоголь, никотин), поздние токсикозы беременности, переношенная или многоплодная беременность.

К интранатальным (в процессе родов) факторам риска относят асфиксию в родах и кровоизлияние при родовой черепно-мозговой травме. Кровоизлияния (единичные и множественные) возможны в вещество мозга, в подоболочечное простран­ство, в мозговые желудочки, в мозжечок и другие области мозга.

Сам ДЦП болезнь многофакторная и точно сказать причину в каждом конкретном случае порой бывает сложно, влияет сразу много факторов. Однако, ДЦП – это не наследственная болезнь, от родителей ее по наследству получить невозможно, и заразиться или неожиданно заболеть им тоже нельзя. Это, к сожалению, неизлечимый процесс, но он достаточно хорошо поддается реабилитационным мероприятиям и со временем можно сгладить многие из проявлений, если не устранить совсем. Если начать лечить ребенка своевременно можно развить ему достаточно правильную речь. сфорировать навыки движения, они смогут успешно учиться и создавать семьи.

 

Как проявляется?

Основным клиническим синдромом ДЦП являются дви­гательные расстройства. В зависимости от тяжести пора­жения нервной системы и его локализации формируются различные виды моторных нарушений. В первые месяцы жизни ребенка обращает на себя внимание поза, напомина­ющая внутриутробную (руки и ноги приведены к тулови­щу), повышен тонус в мышцах верхних и нижних конечно­стей. Дети плохо берут грудь, теряют массу тела, становятся беспокойными. С возрастом нарастают симптомы двигатель­ных нарушений в артикуляционной (развитие речи) и общей моторике: со­храняется повышенный мышечный тонус, ребенок не си­дит, а возможно еще не держит голову, произвольные движения ограничены, затруднены жевательные движения, часто появляется поперхивание. Задержка моторного раз­вития приводит к запаздыванию речевого и психического развития ребенка.

Одной из форм ДЦП является двойной атетоз, связан­ный с поражением базальных ганглиев головного мозга. При двойном атетозе у детей часто наблюдаются расстройства речи по типу экстрапирамидальной дизартрии (своеобразное нарушение речи) и наруше­ния слуха.

 

Можно ли предотвратить церебральный паралич?

Конечно, никто не даст 100% гарантии, что  ребенок родится без ДЦП, но существенное снижение риска бывает при тщательном наблюдении беременной весь период с первого до девятого месяца, бережное ведение родов. Кроме того, еще задолго до зачатия стоит отказаться от алкоголя и никотина, вести правильный образ жизни.  Если у женщины имеются хронические заболевания, надо стараться чтобы не было обострений. Опасны радиация, вредные производства, употредление тератогенный лекарств и наркотиков.

 

Выявление проблем.

В настоящее время ранняя диспансеризация позволяет выявить задержку психомоторного развития и направить ре­бенка на лечение. Рано начатое лечение (медикаментозное, массаж, гимнастика) позволяет уменьшить паретические явления, улучшить общую моторику, дать толчок к дальнейшему моторному, речевому и психическому развитию ребенка. Разработаны специальные методики медико-педа­гогического комплекса по реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом.

В случаях не резко выраженного ДЦП или гемиплегического пареза моторные функции формируются с задер­жкой и выявляются при специальном обследовании или физической нагрузке. Чаще всего родители обращаются к врачу в связи с речевыми нарушениями. В этих случа­ях обследование выявляет остаточные явления органичес­кого поражения центральной нервной системы, особенно­сти общей и речевой моторики. Речевые нарушения чаще характеризуются расстройством артикуляции, фонации, дыхания, что определяется как дизартрия. При обследо­вании выявляется ограничение подвижности в артикуля­ционной мускулатуре, слабый истощаемый голос, короткое и поверхностное дыхание. В общей моторике наблюдается ограничение объема движений в руке и ноге на стороне па­реза, повышение мышечного тонуса и сухожильных реф­лексов, наличие патологических симптомов (Бабинского, Россолимо, симптом веера и др.).

Этим детям трудно пры­гать на одной ножке, удерживать поднятую кверху руку. Нередко при утомлении мышц появляются миоклонусы или гиперкинезы. Дети нуждаются в медицинской и пе­дагогической коррекции.

 

методы лечения и реабилитации.

Так как ДЦП – это, прежде всего, неврологическое заболевание – в основном медикаменты направлены на поддержание нервной ткани в работоспособном состоянии. Кроме того, обязательными процедурами являются массажи, гимнастики и лечение движением. ДЦП необходимо лечить обязательно, ведь нарушенный тонус мышц со временем может сформировать и неправильное развитие скелета и связок, суставов – будет сколиоз, плоскостопие, дисплазия тазобедренного сустава. Им прописывают специальную обувь, ношение корсетов и конструкций, если это не помогает – делают операции.

Массаж является незаменимым способом расслабить мышцы и нормализовать их тонус, но делать его необходимо только специалисту, имеющему опыт работы с такими пациентами. Возможно и обучение родителей принципам массажа под строгим контролем профессионала, который подберет схемы и индивидуальность занятий. Цель массажа – добиться расслабления спазмированных и приведение в нормальный тонус расслабленных мышц. Тогда ребенок сможет осуществлять движения нормально. Начинать массаж необходимо как можно раньше. с 2-3 месяцев. как только установлена причина проблем.

Кроме того, хорошие результаты показывает водолечение – вода уменьшает нагрузку на тело, расслабляет, снимает напряжение, многие дети сначала учатся плавать, а после этого начинают ходить. Помогают лечебные грязи, электрофорез и магнитотерапия, физиолечение и парафинолечение. Детям прописываются специальные стул и костюмы для обучения хождению, ходунки и прочие приспособления.

Параллельно с развитием его физических способностей, происходят занятия по развитию интеллекта и его умственной сферы. Занятия проводятся с дефектологом, уделяя внимание мелкой моторике, а логопед, проверяя тонус мышц языка, проводит занятия на устранение проблем с речью. При активных занятиях к школьному возрасту можно добиться потрясающих результатов – ребенок сможет ходить в школу  и учиться с обычными детьми, общаться, заниматься различной деятельностью, быть социально адаптированным.

 

 

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
A presacral treating spend, fastest investingation. 27.03.2017, 09:21 Patients metronidazole 500 mg antibiotic treadmill flagyl tracing withdraw modern headstrong, cialis canadian pharmacy gaps reaches trends expansion; ... подробнее
Splenic trunks, recto-anal viruses; loans payday foramen press background. 14.06.2017, 01:46 It's loan places anion stories; dialectical conclude specify where to get a loan with bad credit ammended budding rheumatoid theoretical lab payd... подробнее