«Я САМ» или Кризис трех лет .

06 Мая 2011, Просмотров: 5172, Автор админ

 Здравствуйте, уважаемые родители. Как и обещала подготовила материал по кризису трех лет. Надеюсь, что это поможет вам и вашим малышам!    Слово кризис, конечно, звучит устрашающе, но «не так страшен черт, как его малюют». На самом деле, если рассмотреть понятие «кризис» в психологии, то мы увидим, что не так уж и страшен он на самом деле. Этап этот неизбежен и влечет за собой приобретение нового в структуре личности человека (пусть даже и маленького), расширение возможностей и границ, выход на новый уровень развития. В психологической среде очень распространено мнение о том, что чем ярче кризис (любого возраста), тем качественней пройден этот этап жизни человеком. А значит все, что необходимо было получить личности, было получено.

     Знаменитый кризис трех лет впервые был  описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего ребенка". Ею были  выделены  несколько важных симптомов этого кризиса.

  1. Негативизм. «Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых.» Надо заметить, что качество это, приобретаясь в три года вполне пригодиться нам в дальнейшем, чтобы просто уметь сказать «НЕТ».

2. Упрямство. «Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении.» Благодаря этому навыку ребенок учит себя и других считаться со своей личностью, прислушиваться к своему мнению. Настойчивостью это качество станет в более стершем возрасте.

3. Строптивость. «Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер Это протест против порядков, которые существуют дома.»

4. Своеволие. «Стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Отчасти это напоминает кризис первого года, но там ребенок стремился к физической самостоятельности. Здесь речь идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла». Я сам придумал это, я сам это и сделаю, например разрисую обои в комнате)))

5. Обесценивание взрослых. В этом возрасте любимые мамочка и папочка впервые могут услышать из уст своего крохи слова «дура», «плохой» и т.д. Важно понимать, что малыш на самом деле так не считает. А если и считает маму «плохой», то в данный конкретный момент времени, и именно такую маму, потому что он твердо уверен, что мама есть и «хорошая».

6. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними" - писал знаменитый русский психолог Л. С. Выготский.

7. «В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.» Будьте готовы, уважаемы родители принять маленького «деспота» и спокойно, но уверенно ставить его в рамки, не позволяя усугублять эту черту. 

      Западноевропейские  авторы  выделяют  в  кризисных  явлениях негативные моменты  ребенок  уходит, отстраняется  от взрослых, рвет  социальные связи, которые его раньше  объединяли  со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая  интерпретация неправильна. Ребенок пытается  установить новые,  более высокие  формы  отношения с  окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин,  кризис трех лет  - это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я".

     Кризис трех лет ломает старые, сложившиеся взаимоотношения между родителями и ребенком. Родители словно «выходят из тени». Если до этого они воспринимались как те, кто кормит, любит, играет и были связаны с действиями и функциями, выполняющимися в отношении него: «мама кормит Мишу кашей». То после трех лет ребенок научается отделять взрослого от той деятельности, которую он производит. Ребенок словно бы берет власть над этими действиями в свои руки, произнося: «Я хочу кашу». И в этот момент весь мир поворачивается вокруг своей оси. Малыш становиться не только внешне самостоятельным, он окончательно отделяет себя от взрослых, образуя тем самым свой собственный, яркий и красочный мир. Удачи вам в этом! И пусть голова не кружиться!! Будьте рядом, поддерживайте любопытство и самостоятельность ребенка и помните – и это тоже пройдет.


Анна Гамзина - психолог, гештальттерапевт, консультант сайта.  

Статья написана по материалам книги Л.Ф. Обуховой «Детская (возрастная) психология».


© 2011 www.detskydoctor.ru Статья написана специально для портала "Детский Доктор" Копирование и цитирование разрешено только с письменного разрешения правообладателей

Источник: www.detskydoctor.ru

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
Lumps; bowed examiners benign, dislocation. 07.04.2017, 04:07 Infection propecia prescription less lymphatics colleagues generic propecia without prescription range pectineal orlistat diuretics: habituation remar... подробнее
k43fpca1 06.09.2017, 05:42 wh0cd2131413... подробнее