Интеллектуальная одаренность и девиантное поведение

14 Мая 2011, Просмотров: 6271, Автор админ

Существует мнение о том, что высокий интеллект – это показатель продуктивности, успешности, высокого уровня культуры, мудрости человека. Зачастую интеллект связан с одаренностью. Так, под интеллектуальной одаренностью понимается уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, ко­торые обеспечивают возможность творческой интеллек­туальной деятельности, то есть деятельности, связан­ной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к решению проблем, открытостью инновациям и т.д.

Считается, что одаренные дети – гордость своих родителей. У них все получается очень хорошо, быстро, правильно, ими все восхищаются, они подобны взрослым, что вызывает умиление у старших поколений. Одаренные взрослые люди воспринимаются как мудрые, недосягаемые, успешные, во многом превосходящие окружающих.

Но у самих одаренных людей существует масса проблем и сложностей. Так, одаренные дети, они в какой-то ситуации не соответствуют ожиданиям взрослых, мучаются от чувства стыда и вины, а так же от различных страхов. Им сложно общаться со сверстниками, поскольку их уровень интеллекта, интересы, потребности оказываются гораздо выше и сложнее одноклассников. Взрослые одаренные люди очень подвержены депрессиям, часто ощущают душевную пустоту и бессмысленность своей жизни.

Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Причины реализации интеллектуального и творческого потенциала в противозаконных формах поведения различны. В криминолого-психологических исследованиях приводятся данные, свидетельствующие о том, что большинство правонарушителей находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его ценностей. Эти люди либо существуют в стороне и от общества, и от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов, друзей и т.д.), либо существенно ослабили связи с ними. Такая ситуация определяет своеобразную мотивацию преступного поведения, специфику реагирования на жизненные ситуации. Что же касается человека с высоким уровнем интеллекта и со способностями, превышающими среднестатистические, он зачастую оказывается неприспособленным к повседневной, бытовой, приземленной жизни. Таким людям свойственно игнорирование реальности. Они относятся к обычному миру как к чему-то малозначимому, несущественному и поэтому не принимают никакого участия во взаимодействии с ним, принимают любое происходящее событие отрешенно. В этом факте можно увидеть сходство между исследованными преступниками и людьми, обладающими гиперспособностями. Все это ведет к повышенной тревожности, депрессивности и сложностям в адаптации, вследствие чего возможно совершение преступлений или правонарушений.

Кроме того, люди с высоким интеллектом и творческими способностями далеко не всегда оказываются признанными в обществе. Они продуцируют нечто новое, а новое, как известно, всегда выступает отклонением от нормы, стандарта, шаблона поведения или мышления, вследствие чего воспринимается как аномалия, девиация. Непризнанность обществом так же может быть толчком к совершению преступлений и правонарушений.

В юридической практике существует ряд примеров, когда преступники обладали столь высоким интеллектом, что совершали «идеальные» убийства, не допуская при этом ни единой ошибки, так что правоохранительные органы в течение долгого времени оказывались бессильны.

Ярким примером такого типа преступников можно считать американца Эдмунда Кемпера, который был серийным убийцей женщин, в том числе собственной матери. Он обладал феноменально высоким IQ: 148 – 153 в разные годы его жизни, тогда как считается, что IQ среднего человека близок к 100. Другой пример преступника с высоким интеллектуальным показателем – серийный убийца Роберт Модсли. У преступника высокий уровень интеллекта и многие полагают, что он гений. При этом Модсли любит классическую музыку, поэзию и вообще хорошо разбирается в искусстве. Друзья и члены семьи описывают его как доброго и высоко интеллектуального человека.

Исследователями данного вопроса доказано, что высоким уровнем интеллекта обладают лица, совершающие компьютерные преступления. По данным одного из таких исследований из 78% киберпреступников имеют высшее образование и 21% – IQ значительно выше нормы. Высокий уровень интеллекта и образования необходим им для написания программ, взламывания компьютерных кодов и т.п.

Нами же была сделана попытка исследовать интеллектуально одаренных подростков и взрослых людей на предмет их личного опыта в совершении преступлений или правонарушений. Исследуемые подростки – это учащиеся 10-х и 11-х классов, посещающие Центр развития творчества детей и юношества «Одаренность и технологии» г. Екатеринбурга. Исследуемые взрослые – участники «II поэтического марафона», проводимого в г. Екатеринбурге в сентябре 2005 г.

Исследование проводилось опроса. Испытуемым было задано три вопроса:

1.                Считаете ли вы справедливым утверждение, что преступления совершают чаще всего люди с низким интеллектом?

2.                Совершали ли вы когда-нибудь правонарушения, за которые  вас приводили или ставили на учет в милицию (если да, то какого рода)?

3.                Совершали ли вы когда-нибудь правонарушения, которые  не повлекли приводов или постановки на учет в милицию (если да, то какого рода)?

Взрослые люди (выборка составила 52 человека) с высоким уровнем интеллекта на первый вопрос в 40% случаев отвечают, что это утверждение не является справедливым, 32% соглашаются с правильностью этого утверждения, 16% считают, что оно далеко не всегда верно, 8% – чаще всего это так, 4% – и да, и нет.

На второй вопрос взрослые испытуемые ответили следующим образом: 88% не совершали таких правонарушений, 8% – совершали, 4% – в детстве, по глупости.

На третий вопрос были получены следующие ответы: 52% не совершали таких правонарушений, 48% – совершали. Испытуемые называют такие правонарушения, как переход улицы на красный свет, мелкое воровство, мошенничество, семейный скандал, либо не указывают совершенное правонарушение.

Подростки с высоким уровнем интеллекта (выборка – 56 человек) показали следующие результаты.

В первом вопросе 68% подростков отрицают это утверждение, 14% соглашаются с ним, 5% считают, что это не обязательно так, по 3% считают, что это зависит от преступления, что скорее наоборот, и что есть исключения из этого правила.

Отвечая на второй вопрос, 98% утверждают, что таких правонарушений не совершали, и только 2% признаются, что в их жизни был такой случай, причина которого – хулиганство.

На третий вопрос были получены следующие ответы: не совершали таких преступлений 68% опрошенных, 26% совершали (мелкая кража, кража конфет из автомата, яблок у соседей, хулиганство, неоплата поезда, использование игровых автоматов без денег, драки, переход дороги на красный свет и др.), по 2% – «я промолчу», «ничего серьезного», «не знаю».

Таким образом, мы видим, что часть опрошенных нами людей подтверждают теорию о том, что интеллектуально одаренные люди могут быть склонны к девиациям в поведении, причем их высокий интеллект можно рассматривать и как причину, и как средство для совершения правонарушений.

Очевидно, что эта тема требует дальнейшего глубокого как теоретического, так и практического изучения, результаты которого должны стать основой для профилактики, коррекции и борьбы с девиантным поведением среди интеллектуально одаренных людей.

Литература:

1.   Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. – М.: Юристъ, 1996. – 336 с.

2.   Глинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. – 520 с.

3.   Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. пособ. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.

4.   http://murders.kulichki.ru/kemp_5.html.

Курзова Ксения, консультант сайта

психолог, перинатальный психолог

преподаватель Гуманитарного университета г. Екатеринбурга

e-mail: k-zaika@yandex.ru


Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
Личность и ее развитие в детском возрасте 25.10.2011, 02:13 Представляю вашему вниманию один из взглядов на развитие личности ребенка от 0 до 3-х. Это выдержка из работ М.Малер австралийского психоаналитика. На... подробнее
Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим одаренных детей 14.05.2011, 10:04 В настоящее время проблема одаренности становится все более актуальной. Общество испытывает потребность в неординарной творческой личности. Неопреде... подробнее