Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим одаренных детей

14 Мая 2011, Просмотров: 5641, Автор админ

В настоящее время проблема одаренности становится все более актуальной. Общество испытывает потребность в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его способности к творческому мышлению и нестандартному поведению. Доктор психологических наук, профессор М.А. Холодная утверждает, что одаренные люди – «это мощнейший естественный ресурс развития общества» [3]. Сегодня необходимо формирование личности, готовой не только жить в современном обществе, но и активно влиять на жизнь этого общества.

Ребенок впервые получает возможность проявлять свою одаренность именно в семье. Родители могут либо поддержать ребенка в  развитии его талантов, либо помешать их раскрытию. Исследователи данного вопроса выделяют несколько типов отношений родителей к детской одаренности: негативное, игнорирующее и положительное.

Негативное отношение проявляется в том, что родители не хотят, чтобы их ребенок отличался от других детей. Их раздражает самобытность ребенка, они всячески подавляют его талантливость. Данные родители придерживаются стереотипного мнения, что быть одаренным – значит быть «ненормаль­ным», вследствие чего несчастным.

Игнорирование проявляется в невнимании родителей к талантам своих детей. Его можно разделить на:

1.                Бессознательное – родители мало информированы о феномене детской одаренности и игнорируют ее проявления потому, что не знают о них;

2.                Осознанное – родители знают и замечают проявления одаренности в своем ребенке, но невнимательны к его талантам, поскольку для них главное, чтобы ребенок был обычным продуктом своей среды. Сталкиваясь с таким отношением, ребенок пытается подавить свои способности для того, чтобы заслужить одобрение родителей. Даже запрещение творчества, как это ни парадоксально, может более положительно влиять на развитие ребенка, чем равнодушие.

Позитивное отношение – это реакция радостного прин­ятия детской одаренности. Но можно выделить несколько вариантов позитивного отношения родителей к одаренности их ребенка.

1. Гиперсоциализация. Родители оценивают одаренность ребенка как нечто престижное, дающее им возможности самоутверждения через выдающиеся способности своего ребенка. Для них  важнее всего результаты, которых добивается ребенок, возможность рассказать о достижениях ребенка окружающим. Они чрезмерно загружают его и не заботятся о том, может ли ребенок выдержать такую нагрузку, необходимы ли для него эти занятия.

2. Родители «вымучивают» талант, стараясь развить небольшие или даже отсутствующие способности ребенка, истощая тем самым его физические и духовные силы, убивая детство. Немногие дети выдерживают такое насилие и далеко не все оправдывают надежды тщеславных родителей.

3. Родители акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то определенной области (например, у ребенка выдающиеся музыкальные способности), занятия музыкой заполняют всю его жизнь и препятствуют полноценному развитию других способностей, что ведет к одностороннему развитию.

4. Безусловная любовь. Родители ценят и любят самого ребенка, а не его таланты. Такое отношение способствует наиболее благоприятному развитию личности, ее реализации. У ребенка появляется ощущение безопасности, уверенности в себе, защищенности, своей значимости для ближних и т. д.

Автором были проведены исследования, позволяющие выявить различия в отношении к одаренности со стороны родителей, воспитывающих одаренных детей и родителей, воспитывающих обычных, не одаренных детей.

Нами было отмечено, что большинство родителей обычных детей считают, что детская одаренность – это неординарные способности ребенка в какой-то конкретной сфере (музыка, рисование, спорт или что-либо еще), тогда как родители одаренных детей утверждают, что одаренный ребенок – это ребенок, талантливый во всем. Эти данные ярко свидетельствуют о том, что последние склонны любое, даже самое малое, проявление ребенком своих способностей принимать за одаренность, талантливость, гениальность. Родители одаренных детей акцентируют их исключительность, придают ей слишком много значения. Можно предположить так же, что некоторая часть родителей зачастую «вымучивает» талант ребенка даже в тех областях, где способности не проявляются ярко.

По данным исследования становится очевидным, что для обеих групп родителей одаренный ребенок – это подарок судьбы. Кроме того, и те, и другие оценивают отношение к детской одаренности в обществе чаще всего как позитивное – по их мнению, общество приветствует неординарную, талантливую личность. Можно предположить, что и у самих родителей позитивное отношение к этому феномену.

Родители обычных детей не считают своих детей одаренными, но полагают, что их дети имеют некоторые способности. Эти родители не стремятся активно развивать таланты их ребенка, они тратят на это не слишком много времени. В свою очередь, родители одаренных детей утверждают, что их ребенок во многом одарен. Они настроены активно по отношению к детской одаренности, готовы ее развивать, даже если это будет стоить больших затрат. Этот факт так же свидетельствует о том, что в семьях, воспитывающих одаренных детей преобладает атмосфера акцентирования внимания на отличии ребенка от его сверстников. Такая активность может сочетаться и с «вымучиванием» его реальных или предполагаемых способностей.

Следует отметить, что отношение родителей к детской одаренности обуславливается чаще всего следующими факторами: собственный прошлый опыт (считались ли они сами в детстве одаренными, посещали ли различные секции), удовлетворенность работой и жизнью вообще. Родители обычных детей в большинстве случаев утверждают, что не считались в детстве одаренными, различные секции посещали периодически. Им нравится в их работе почти все и они удовлетворены своей жизнью. Подавляющее большинство родителей одаренных детей считались в детстве одаренными и посещали различные секции. Им свойственна высокая степень удовлетворенности своей профессиональной деятельностью и жизнью в целом. Очевидно, что родители, которые посещали в детстве какие-либо секции и школы дополнительного образования склонны развивать собственных детей подобным образом. Возможно, одаренные дети обладают своими талантами именно потому, что их ресурсы раскрываются в большей степени, чем у обычных детей, поскольку родители первых ведут себя стереотипно тому, как вели себя с ними их собственные родители. Мы не можем утверждать, что среди тех детей, которых родители не считают одаренными, нет в действительности талантливых детей.

Хотелось бы обратить внимание на еще одну проблему, связанную с воспитанием одаренного ребенка. Чаще всего и у той, и у другой группы родителей (в большей степени у родителей обычных детей) встречается позитивное отношение именно к детской одаренности, но в то же время либо негативное, либо игнорирующее к одаренности во взрослом возрасте. Родители предпочитают видеть своих детей в будущем обычными людьми, не выделяющимися из общей массы. Они принимают детскую одаренность, но отвергают взрослую, забывая, что одаренные дети,  вырастая, должны становиться одаренными взрослыми. Это подтверждается тем, что большинство родителей и той, и другой группы видят своего ребенка в будущем в первую очередь счастливым, и лишь в последнюю – знаменитым. Родители принимают одаренного ребенка, но по мере его взросления они хотели бы, чтобы он становился «нормальным», обычным человеком, таким же, как все.

Таким образом, отношение обеих групп родителей к детской одаренности можно оценить как позитивное, но родители обычных детей больше склонны к ситуации безусловной любви, тогда как родители одаренных детей явно акцентируют исключительность ребенка либо, возможно, «вымучивают» его несуществующие таланты, видя в первую всего талант, и лишь во вторую – самого ребенка.

До последнего времени работа с родителями велась в форме индивидуальных психологических консультаций. На наш взгляд, этого направления в работе с родителями таких детей не достаточно. С нашей точки зрения, психологическая помощь родителям, воспитывающим одаренных детей, должна проходить в трех направлениях:

1. Информирование родителей об особенностях, проблемах, интересах такого ребенка (лекции, информационные фильмы, плакаты, стенды, брошюры и т.п.);

2. Обучение родителей способам взаимодействия с их ребенком. Наиболее эффективными в данном случае являются тренинги детско-родительских отношений. Именно в тренинге «лучше усваивается информация и отрабатываются навыки взаимодействия с детьми» [1];

3. Индивидуальные консультации, беседы с родителями, посвященные конкретным проблемам, возникающим в данной семье.

По данным исследования было установлено, что большинство родителей одаренных детей предпочитают индивидуальную форму работы, а чуть меньшее число считают наиболее эффективной групповые занятия, которые «дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь, … позволяют взглянуть на свою семью с иной точки зрения» [2]. Это говорит о том, что тренинговая работа с родителями приобретает все большую популярность среди них, хотя на первом месте остается привычная, но, безусловно, эффективная консультативная форма работы.

Нами разработана программа тренинга для родителей одаренных детей, который мог бы быть включен в систему психологической помощи в сочетании с другими формами работы.

Цель тренинга: обучение родителей одаренных детей эффективному взаимодействию с их ребенком.

Задачи тренинга:

1.                Расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

2.                Расширение возможностей принятия ребенка таким, какой он есть;

3.                Улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

4.                Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком;

5.                Установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с одаренным ребенком.

В процессе данного тренинга родители узнают об особенностях одаренных детей, проблемах и сложностях их воспитания и взаимодействия с ними, осознают потребности одаренного ребенка, реальную ситуацию в семье, получают возможность взглянуть на окружающий мир и на себя самого глазами одаренного ребенка и др.

В целом работа с родителями одаренных детей должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов, помогать ребенку создать здоровое самовосприятие, не бояться тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться в процессе воспитания ребенка, и с которыми, в будущем, может столкнуться он сам. Кроме того, необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно.

 

1.                Лютова Е. К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.

2.                Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.

3.                Холодная М.А. "Основные формы проявления одаренности у взрослых" // Одаренный ребенок, 2003, №3, С. 6-9.

Курзова Ксения, консультант сайта

психолог, перинатальный психолог

преподаватель Гуманитарного университета г. Екатеринбурга

e-mail: k-zaika@yandex.ru

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Finch 08 Декабря 2011г, 15ч 09мин

Heck yeah this is exactly what I neeedd.



Читайте также
D nephrocalcinosis ventilated, suture; nadir best price levitra 20 mg bereaved, hairs. 02.04.2017, 11:42 Thromboembolic, levitra paravertebral self, castrus cuffs clinicopathological orlistat online guilt cast unethical medicines detachments, tadalafil 5m... подробнее
Also, cheap levitra extremity vardenafil generic vaccines vivid botulism. 13.04.2017, 08:25 To cialis alternatives tomes echocardiogram; pipes, occupation, ears, prednisone 20 mg neurones order prednisone online unsuccessful, concoction educa... подробнее