Социальное восприятие одаренности в микросреде

14 Мая 2011, Просмотров: 2290, Автор админ

В последние годы в психологии достаточно много внимания уделяется вопросам одаренности. Это не удивительно, поскольку актуальность изучения феномена одаренности очевидна: современное общество испытывает потребность в социально зрелой, неординарной личности, способной к творческой деятельности и самореализации. Современное социальное окружение требует не только высокой активности человека, но и его умения, творческого мышления, компетентности в общении, самостоятельности, способности нестандартного поведения и т.п. На сегодняшний день необходимо формирование личности, готовой не только жить в современном обществе, но и активно влиять на его жизнь.

Не секрет, что одаренные люди чаще всего проявляют свои таланты в детстве и первыми, кто замечает одаренность ребенка, являются родители. Зачастую та микросреда, в которой воспитывается ребенок, определяет будущее одаренности: перерастет ли она в одаренность взрослого человека или угаснет на этапе становления.

Целью проведенного нами исследования было изучение социального восприятия одаренности в микросреде с помощью психосемантического подхода (Шмелев, 1994; Петренко, 1997). В исследовании приняли участие две группы испытуемых: родители «обычных» детей, посещающих детские сады и школы г. Екатеринбурга, и родители одаренных детей, прошедших отбор в Центр «Одаренность и технологии» г. Екатеринбурга. Выборка составила 100 человек в каждой группе.

Испытуемым предлагалось оценить пять субъектов восприятия («Одаренный ребенок», «Обычный ребенок», «Одаренный взрослый», «Обычный взрослый» и «Образ Я») с помощью наиболее точно характеризующих их полярных личностных характеристик. Факторный анализ полученных данных позволил выявить ряд закономерностей.

Родители «обычных» детей воспринимают феномен одаренности через призму таких факторов как «Активность» и «Эмоциональная стабильность». Так, наибольшей склонностью к действиям, по их представлениям, отличается образ «Одаренный ребенок», тогда как наиболее пассивным данная группа испытуемых считает «Образ Я». Что же касается фактора «Эмоциональная стабильность», родители «обычных» детей считают, что наибольшей уравновешенностью, склонностью к гармонии отличается «Обычный ребенок», а наиболее склонен к эмоциональной неустойчивости «Одаренный взрослый».

Для родителей одаренных детей значимыми являются факторы «Открытость новому опыту» и «Доброжелательность». По мнению родителей одаренных детей, наиболее открыт для нового опыта «Одаренный ребенок», тогда как наиболее закрыт – «Обычный ребенок». Говоря о доброжелательности оцениваемых субъектов восприятия, родители одаренных детей считают, что наиболее позитивно настроен по отношению к окружающим образ «Одаренный ребенок», а противопоставляется ему как наиболее антагонистичный образ «Одаренный взрослый».

При анализе полученного семантического пространства было выявлено, что у родителей «обычных» детей в семантических зонах, образованных положительными полюсами факторов «Активность» и «Эмоциональная стабильность», располагаются образы «Обычный ребенок» и «Обычный взрослый. В противоположную часть семантического пространства попадает образ «Одаренный взрослый». Этот образ воспринимается как пассивный и эмоционально нестабильный.

Таким образом, родители «обычных» детей позитивно оценивают именно обычного человека: и ребенка, и взрослого. Возможно, это свидетельствует о том, что эта группа испытуемых склонна к стереотипному мнению о том, что быть одаренным значит отклоняться от нормы, отличаться от других в худшую сторону. Можно предположить, что родители обычных детей воспринимают негативно специфический образ жизни одаренного взрослого человека: у него иной темп и ритм жизни, иные занятия, иная работа и иные увлечения. При этом, по мнению испытуемых, одаренному человеку свойственно несколько агрессивно отстаивать свою точку зрения в значимых для него вопросов. Эти особенности личности одаренного человека воспринимаются родителями обычных детей как эмоциональная нестабильность.

Анализ семантического пространства второй группы испытуемых (родителей одаренных детей) показал, что в семантических зонах, образованных положительными полюсами факторов «Открытость новому опыту» и «Доброжелательность», располагается только образ «Одаренный ребенок». Родители одаренных детей на собственном опыте знают, насколько такой ребенок любознателен, быстро и легко увлекается новой идеей, стремиться к глубокому исследованию самых нестандартных вопросов. Возможно, в повседневной жизни одаренный ребенок проявляет качества, позволяющие назвать его доброжелательным и родители, образуя микросреду ребенка, в первую очередь замечают это. В антиидеальной области семантического пространства располагается образ «Одаренный взрослый». Этот образ воспринимается как антагонистический и закрытый новому опыту. В этом случае вновь можно предполагать наличие стереотипа об одаренном взрослом, который характеризует его как  замкнутого в себе, в своем внутреннем мире человека, не нуждающегося в окружающих. Высокие по сравнению с другими людьми достижения в каких-либо областях, по мнению родителей одаренных детей, обуславливают их отгороженность от общества. Что же касается закрытости новому опыту, можно предположить, что родители одаренных детей понимают под этим слишком глубокую заинтересованность одаренных взрослых людей в какой-либо одной области науки, искусства или другой сферы, в которой проявляется их талант.

Таким образом, становится очевидно, что обе группы родителей негативно оценивают одаренного взрослого человека, тогда как остальных («одаренного» и «обычного» детей, «обычного» взрослого и собственный образ) оценивают по-разному. В целом одаренный взрослый человек воспринимается ими как пассивный, антагонистичный, закрытый новому опыту и эмоционально неустойчивый. Это можно объяснить различными стереотипами, существующими в обыденном сознании, опытом общения родителей с такими людьми, воздействием СМИ на социальное восприятие одаренности в микросреде.

Если говорить о родителях обычных детей, можно отметить, что они предпочитают обычных, неодаренных людей одаренным. Но если мы обратимся к данным, показывающим отношение родителей одаренных детей к феномену одаренности, очевидной становится следующая конфликтная ситуация: эти родители с удовольствием принимают «одаренного» ребенка, готовы развивать его таланты, подчеркивают его исключительность, но при этом крайне отвергают одаренного взрослого человека, считая его образ неблагоприятным. Интерпретировать этот факт можно тем, что родители, воспитывающие одаренного ребенка, все его успехи и достижения приписывают отчасти себе, видят в них собственный вклад, которым могут гордиться. Одаренного же взрослого человека родители воспринимают как конкурента, человека, превосходящего их в каких-либо областях. Это заставляет их испытывать негативные чувства к одаренному взрослому человеку.

Таким образом родители одаренных детей вкладывают огромные усилия для развития талантов своего ребенка пока те являются детьми, и огромные же усилия прилагают для того, чтобы по мере взросления малыша избежать взрослой одаренности, сделать бывшего одаренного ребенка «обычным» взрослым. На основании этого можно предполагать, что проблема, отмечаемая всеми исследователями данного вопроса – колоссальное отличие числа одаренных детей от числа одаренных взрослых людей – во многом уходит корнями именно в социальное восприятие одаренности в микросреде.

В последние годы в психологии достаточно много внимания уделяется вопросам одаренности. Это не удивительно, поскольку актуальность изучения феномена одаренности очевидна: современное общество испытывает потребность в социально зрелой, неординарной личности, способной к творческой деятельности и самореализации. Современное социальное окружение требует не только высокой активности человека, но и его умения, творческого мышления, компетентности в общении, самостоятельности, способности нестандартного поведения и т.п. На сегодняшний день необходимо формирование личности, готовой не только жить в современном обществе, но и активно влиять на его жизнь.

Не секрет, что одаренные люди чаще всего проявляют свои таланты в детстве и первыми, кто замечает одаренность ребенка, являются родители. Зачастую та микросреда, в которой воспитывается ребенок, определяет будущее одаренности: перерастет ли она в одаренность взрослого человека или угаснет на этапе становления.

Целью проведенного нами исследования было изучение социального восприятия одаренности в микросреде с помощью психосемантического подхода (Шмелев, 1994; Петренко, 1997). В исследовании приняли участие две группы испытуемых: родители «обычных» детей, посещающих детские сады и школы г. Екатеринбурга, и родители одаренных детей, прошедших отбор в Центр «Одаренность и технологии» г. Екатеринбурга. Выборка составила 100 человек в каждой группе.

Испытуемым предлагалось оценить пять субъектов восприятия («Одаренный ребенок», «Обычный ребенок», «Одаренный взрослый», «Обычный взрослый» и «Образ Я») с помощью наиболее точно характеризующих их полярных личностных характеристик. Факторный анализ полученных данных позволил выявить ряд закономерностей.

Родители «обычных» детей воспринимают феномен одаренности через призму таких факторов как «Активность» и «Эмоциональная стабильность». Так, наибольшей склонностью к действиям, по их представлениям, отличается образ «Одаренный ребенок», тогда как наиболее пассивным данная группа испытуемых считает «Образ Я». Что же касается фактора «Эмоциональная стабильность», родители «обычных» детей считают, что наибольшей уравновешенностью, склонностью к гармонии отличается «Обычный ребенок», а наиболее склонен к эмоциональной неустойчивости «Одаренный взрослый».

Для родителей одаренных детей значимыми являются факторы «Открытость новому опыту» и «Доброжелательность». По мнению родителей одаренных детей, наиболее открыт для нового опыта «Одаренный ребенок», тогда как наиболее закрыт – «Обычный ребенок». Говоря о доброжелательности оцениваемых субъектов восприятия, родители одаренных детей считают, что наиболее позитивно настроен по отношению к окружающим образ «Одаренный ребенок», а противопоставляется ему как наиболее антагонистичный образ «Одаренный взрослый».

При анализе полученного семантического пространства было выявлено, что у родителей «обычных» детей в семантических зонах, образованных положительными полюсами факторов «Активность» и «Эмоциональная стабильность», располагаются образы «Обычный ребенок» и «Обычный взрослый. В противоположную часть семантического пространства попадает образ «Одаренный взрослый». Этот образ воспринимается как пассивный и эмоционально нестабильный.

Таким образом, родители «обычных» детей позитивно оценивают именно обычного человека: и ребенка, и взрослого. Возможно, это свидетельствует о том, что эта группа испытуемых склонна к стереотипному мнению о том, что быть одаренным значит отклоняться от нормы, отличаться от других в худшую сторону. Можно предположить, что родители обычных детей воспринимают негативно специфический образ жизни одаренного взрослого человека: у него иной темп и ритм жизни, иные занятия, иная работа и иные увлечения. При этом, по мнению испытуемых, одаренному человеку свойственно несколько агрессивно отстаивать свою точку зрения в значимых для него вопросов. Эти особенности личности одаренного человека воспринимаются родителями обычных детей как эмоциональная нестабильность.

Анализ семантического пространства второй группы испытуемых (родителей одаренных детей) показал, что в семантических зонах, образованных положительными полюсами факторов «Открытость новому опыту» и «Доброжелательность», располагается только образ «Одаренный ребенок». Родители одаренных детей на собственном опыте знают, насколько такой ребенок любознателен, быстро и легко увлекается новой идеей, стремиться к глубокому исследованию самых нестандартных вопросов. Возможно, в повседневной жизни одаренный ребенок проявляет качества, позволяющие назвать его доброжелательным и родители, образуя микросреду ребенка, в первую очередь замечают это. В антиидеальной области семантического пространства располагается образ «Одаренный взрослый». Этот образ воспринимается как антагонистический и закрытый новому опыту. В этом случае вновь можно предполагать наличие стереотипа об одаренном взрослом, который характеризует его как  замкнутого в себе, в своем внутреннем мире человека, не нуждающегося в окружающих. Высокие по сравнению с другими людьми достижения в каких-либо областях, по мнению родителей одаренных детей, обуславливают их отгороженность от общества. Что же касается закрытости новому опыту, можно предположить, что родители одаренных детей понимают под этим слишком глубокую заинтересованность одаренных взрослых людей в какой-либо одной области науки, искусства или другой сферы, в которой проявляется их талант.

Таким образом, становится очевидно, что обе группы родителей негативно оценивают одаренного взрослого человека, тогда как остальных («одаренного» и «обычного» детей, «обычного» взрослого и собственный образ) оценивают по-разному. В целом одаренный взрослый человек воспринимается ими как пассивный, антагонистичный, закрытый новому опыту и эмоционально неустойчивый. Это можно объяснить различными стереотипами, существующими в обыденном сознании, опытом общения родителей с такими людьми, воздействием СМИ на социальное восприятие одаренности в микросреде.

Если говорить о родителях обычных детей, можно отметить, что они предпочитают обычных, неодаренных людей одаренным. Но если мы обратимся к данным, показывающим отношение родителей одаренных детей к феномену одаренности, очевидной становится следующая конфликтная ситуация: эти родители с удовольствием принимают «одаренного» ребенка, готовы развивать его таланты, подчеркивают его исключительность, но при этом крайне отвергают одаренного взрослого человека, считая его образ неблагоприятным. Интерпретировать этот факт можно тем, что родители, воспитывающие одаренного ребенка, все его успехи и достижения приписывают отчасти себе, видят в них собственный вклад, которым могут гордиться. Одаренного же взрослого человека родители воспринимают как конкурента, человека, превосходящего их в каких-либо областях. Это заставляет их испытывать негативные чувства к одаренному взрослому человеку.

Таким образом родители одаренных детей вкладывают огромные усилия для развития талантов своего ребенка пока те являются детьми, и огромные же усилия прилагают для того, чтобы по мере взросления малыша избежать взрослой одаренности, сделать бывшего одаренного ребенка «обычным» взрослым. На основании этого можно предполагать, что проблема, отмечаемая всеми исследователями данного вопроса – колоссальное отличие числа одаренных детей от числа одаренных взрослых людей – во многом уходит корнями именно в социальное восприятие одаренности в микросреде.

Курзова Ксения, консультант сайта

психолог, перинатальный психолог

преподаватель Гуманитарного университета г. Екатеринбурга

e-mail: k-zaika@yandex.ru


Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
How Into ObamaCare Weight Me? 02.04.2017, 03:44 www healthcare gov get medical insurance http://tadalafilforsale.top/ cialis free trial affordable family medical insurance cialis coupon medical ... подробнее
Upper what is an unsecured loan torrential, cash loans edmonton air non-frightening understanding. 14.06.2017, 01:55 Ringing, payday loan uninjured birefringence stinging, resort, immunodeficiency loan for bad credit shocks massage observe emboli: welcome, payday len... подробнее