Сколиоз - что делать?

11 Мая 2011, Просмотров: 3416, Автор админ


Проблема нарушения осанки в детском и подростковом возрасте с каждым годом становится все актуальнее. Причин этому несколько – и снижение физической нагрузки и двигательной активности малыша, и недостаточно уделяемое внимание к проблемам позвоночника со стороны родителей и врачей, и нарушение питания и поступления необходимых минералов во время активного формирования и роста скелета. Как результат – формируются нарушения осанки, одним из которых является сколиоз.

 Причины.

В настоящее время сколиоз принято рассматривать как сколиотическую болезнь – тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся дугообразным искривлением во фронтальной плоскости (то есть относительно плоскости спины) и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси. При этом выявляется также и нарушение деятельности внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Сколиотическая болезнь возникает в период роста позвоночника, и она имеет множество причин. Это и факторы, вызывающие нарушение роста и развития позвоночника – рахит, туберкулез позвоночника, нарушение обмена кальция и фосфора. На втором месте стоят статико-динамические факторы, приводящие к развитию сколиоза вследствие длительного ассиметричного положения тела, способствующего искривлению позвоночника – разница в длине нижних конечностей врожденного характера, односторонний врожденный вывих бедра, одностороннее плоскостопие, неправильно сросшийся перелом костей нижних конечностей. Нарушение положения тела при письме, за компьютером, общие заболевания, снижение общей сопротивляемости организма – все это приводит к прогрессированию сколиоза.

 Клиника.

При обследовании ребенка выявляются стойкие признаки бокового отклонения позвоночника и изменения положения позвонков, определяемые как стоя, так и лежа (когда позвоночник не нагружен). Для подтверждения делают рентгенографию позвоночника в двух проекциях, в положениях лежа и стоя. На снимках в боковой проекции определяются костные аномалии и дефекты развития позвоночника, в прямой проекции – определяют угол искривления позвоночного столба.

По тяжести клинической картины сколиозы делятся на 4 степени. В основе такого деления лежат различия по форме дуги сколиоза, по углу отклонения от вертикальной оси позвоночника. По степени выраженности изменений в положении позвонков (их скручиванию) и по стойкости имеющихся деформаций (можно или нельзя их исправить).

Первая степень сколиоза характеризуется простой дугой искривления. Клинические проявления сколиоза проявляются в основном только стоя. Позвоночник при этом напоминает букву «С». На рентгенограмме, сделанной в положении лежа, угол отклонения не превышает 10 градусов. Скручивания позвонков слабо выражены.

Вторая степень отличается появлением компенсирующей дуги искривления, позвоночник приобретает «S»-образную форму. Угол отклонения позвоночного столба до 25 градусов. Скручивания позвонков уже довольно отчетливо выражены, причем помимо них формируется нарушение строения ребер – их выпячивание и формирование мышечного валика. Деформации позвоночника приобретают более стойкий характер, при переходе малышом из положения стоя в положение лежа, и при небольшом вытяжении искривление, по сравнению с вертикальным положением исправляется и сглаживается очень незначительно.

Третья степень сколиоза. По форме позвоночник имеет не менее двух зон искривления, угол отклонения дуги искривления от оси  позвоночного столба достигает 25-40 градусов. Скручивания позвонков резко выражены, проявляются значительной деформацией грудной клетки и наличием «реберного горба» - выпячивание ребер в зоне искривления.

Четвертая степень сколиоза представляет собой тяжелое обезображивание туловища, прогрессирующее боковое отклонение позвоночника и скручивание его по оси приводят к образованию кифосколиоза – то есть, кроме бокового проявляется еще и переднезаднее искривление (горб). У таких пациентов выражены деформации ребер и костей таза, угол отклонения позвоночника более 40 градусов, резко выражены нарушения в работе легких и сердечно-сосудистой системы, а также функционирование нервной системы.

 Лечение и реабилитация.

Сколиозы можно лечить путем операции и консервативно, тактика будет зависеть от степени выраженности дефектов, возраста пациента и наличия осложнений.

Консервативное лечение проводится в поликлинике или в специальных стационарах. Методы лечения многочисленны и достаточно эффективны – общеукрепляющее лечение, лечебная гимнастика, массаж, методы вытяжения, корригирующие положения, физиотерапевтические процедуры. Общеукрепляющее лечение включает в себя полноценное питание, витаминотерапию, общеукрепляющую гимнастику, массаж и методы закаливания.

Лечебная физкультура обеспечивает создание физиологических условий для восстановления правильного положения тела, развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц туловища, укрепление мышечного корсета. Она помогает стабилизации процесса, а на ранних стадиях возможно исправление имеющегося искривления. Помогает воспитанию и закреплению навыков правильной осанки, нормализует функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем ребенка. Обычно лечебная гимнастка применяется при 1 и 2 степени сколиоза, если он протекает благоприятно. Для детей старше  5 лет проводят групповые занятия, разделяя детей по возрасту, полу и степени выраженности сколиоза. С малышами занимаются индивидуально, так как упражнения довольно сложны по выполнению и координации движений, и нужно контролировать их правильное выполнение инструктором. Упражнения проводят трижды в неделю, остальные дни дети занимаются лечебной гимнастикой дома, под контролем родителей. Каждые три месяца врач ЛФК контролирует состояние ребенка, при необходимости, внося коррективы в занятия. Если в течение 2-х лет  регулярных занятий лечебной гимнастикой сколиоз не прогрессирует, а общее физическое развитие ребенка улучшилось, можно разрешить занятия спортом: плавание брассом, ходьбу на лыжах, игру в волейбол или баскетбол.

Если имеются признаки прогрессирования сколиоза, ребенка направляют на ортопедическую комиссию.

Для восстановления правильного положения тела используют корригирующую гимнастику, задачи которой:

 – создать крепкий мышечный корсет, укрепив мышцы, удерживающие позвоночник в вертикальном положении, что способствует более правильному и равномерному росту тел позвонков.

- укрепить мышцы спины (разгибатели), брюшного пресса и верхних конечностей.

- выработать у ребенка правильную осанку, чтобы статическая нагрузка на позвоночник распределялась равномерно. 

Корригирующие упражнения, специально подбирают каждому ребенку именно на те мышцы, которые наиболее ослаблены. Все специальные упражнения нужно применять на фоне общеукрепляющих. Все они по форме выполнения делятся на симметричные, ассиметричные и деторсионные. При выполнении их ни в коем случае нельзя увеличивать образовавшиеся патологические отклонения, «разбалтывать» позвоночник и увеличивать его гибкость, наоборот, нужно укреплять мышцы, фиксирующие позвоночник в нужном положении. Выполнять такие упражнения следует в положении, когда позвоночник максимально разгружен от статической нагрузки.

Противопоказанием для ассиметричных и деторсионных упражнений является прогрессирование сколиоза. Подбор ассиметричных упражнений должен проводиться врачом ЛФК со строгим учетом локализации процесса и характера действия упражнений на кривизну позвоночника.

Разгрузка позвоночника – необходимое условие для лечения. Положения тела при разгрузке эффективно воздействуют на зоны деформации, а также улучшают крово- и лимфообращение в окружающих мышцах и связках. Это достигается при помощи специальных упражнений:

- самовытяжение с опорой рук на крылья подвздошных костей (чуть ниже пояса, верхние выступы костей таза),

- подтягивания вверх, стоя на гимнастической палке,

- вис на гимнастической стенке,

- вытяжение позвоночника с отталкиванием мяча подбородком (лежа на животе).

Обязательным является включение на всех этапах дыхательных упражнений, так как сколиоз сочетается с нарушениями дыхательной и сердечно-сосудистой системы.

Наилучший эффект укрепления мышц можно получить при сочетании гимнастики с массажем. Массаж мышц спины, брюшной стенки значительно увеличивает кровоснабжение и питание мышц, улучшает их состояние. Массаж проводят в горизонтальном положении ребенка при полном расслаблении мышц. По выпуклой стороне сколиотического отклонения используют приемы лечебного массажа, рассчитанные на укрепление мышц – поглаживание, растирание, разминание. Особо уделяют внимание мышцам, прикрепляющимся к лопатке. С вогнутой стороны применяют приемы, направленные на растяжение и расслабление спазмированных мышц – растяжение, вибрация, разминание.

В комплекс лечения в условиях поликлиники входят методы физиотерапевтического воздействия, закаливающие процедуры – обтирание, обливание или душ после корригирующей гимнастики. Зимой рекомендуется ультрафиолетовое облучение.

Оперативное лечение проводится при сколиозах 2-4 степени, при прогрессировании патологии и сводится к фиксации позвоночника в положении максимальной коррекции. Однако. все оперативные вмешательства не полностью исправляют дефект, а лишь уменьшают дугу сколиоза. После коррекции все равно потребуется в дальнейшем длительное реабилитационное лечение всеми выше перечисленными методами.

 Профилактика сколиоза.

Основными профилактическими мерами являются организация профилактических осмотров детей и ранее выявление малышей с начинающимися деформациями, занятия с такими детьми в специальных группах и контроль за состоянием здоровья, организация специализированных школ, где осуществляется и лечение, и обучение таких детей.

При детских поликлиниках организуются кабинеты ЛФК, где занимаются дети, там же проводятся массовые осмотры детей перед поступлением в школу и в 4, 6 и 8 классах школы.

Важно правильно организовать режим больных детей в школе и дома. Основным исходным положением для разгрузки позвоночника ребенка является положение лежа. Постель ребенка должна соответствовать его росту, быть ровной, достаточно жесткой, с небольшой плоской подушкой (голова приподнимается не более чем на 5 см). надо приучить ребенка спать на спине или животе. Положение сидя в течение дня стараются максимально ограничить как самое тяжелое для позвоночника ребенка.

Самостоятельно висеть на турниках или гимнастических стенках запрещено. Это приводит при ослабленных мышцах спины к их перерастяжению и еще большему искривлению позвоночника.

Двигательный режим ребенка необходимо дополнить занятиями физической культурой в течение дня, но не перегружать – утром гимнастика, потом специальные занятия в школе, корригирующая гимнастика после школы (в поликлинике или дома), спортивные игры( без участия в соревнованиях).

Противопоказаны:

- виды спорта, увеличивающие статическую нагрузку на позвоночник – тяжелая атлетика, дальний туризм с ношением тяжелых вещей, прыжки в высоту и длину.

- виды спорта, «разбалтывающие» позвоночник – акробатика, хореография, фигурное катание, гимнастика.

Очень важно, чтобы ребенок сам научился распределять симметрично нагрузку на позвоночник, поэтому большое внимание нужно уделять выработке правильной осанки. Рекомендуется проверка осанки утром перед зеркалом: ребенок раздет до пояса, голова расположена прямо, плечи развернуты на одном уровне, живот втянут, опора равномерная на обе ноги. Желательно, чтобы сзади ребенка располагалась ровная плоскость, на которую он мог бы опираться затылком, лопатками, ягодицами и пятками. При такой опоре улучшается развитие мышечного чувства на положение своего тела. Запоминая это положение ребенок ходит 2-3 минуты по комнате и снова контролирует осанку у зеркала. Повторять упражнение нужно до тех пор, пока ребенок не научится правильной осанке во время ходьбы, стоя, сидя и при выполнении гимнастических упражнений.

 В целом, проблема сколиотической болезни на данный момент времени остается одной из самых актуальных в ортопедии и педиатрии. Только активная профилактическая работа, заинтересованность родителей и самих детей принесет ощутимые результаты. Поэтому крайне важно с раннего возраста контролировать развитие позвоночника вашего ребенка путем регулярных занятий гимнастикой, физкультурой и спортом, а также не пренебрегать регулярными осмотрами в поликлинике у врачей-ортопедов.

Источник: rastim-baby.ru/

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
Рвота у ребенка. Что делать? 06.05.2011, 01:13 У молодых родителей часто возникают вопросы о здоровье ребенка. Иногда при возникновении некоторых состояний у многих из них начинаются вопросы – чт... подробнее
Железодефицитные анемии. 06.05.2011, 01:13 Самым распространенным заболеванием крови является железодефицитная анемия. По данным ВОЗ более половины населения различных стран страдают железодефи... подробнее