Массаж от месяца до четырех месяцев.

06 Мая 2011, Просмотров: 1939, Автор админ

Массаж — это метод рефлекторного и механического воздействия руками на ткани организма. Направление, в котором производится массаж, должно совпадать с направлением тока лимфы, т.е. верхние конечности следует массировать от кисти к плечу, к подмышкам; нижние — от стопы к паховым железам.

Массаж проводится в виде последовательных поглаживаний, растираний, разминаний и поколачиваний отдельных частей тела ребенка. При этом оказывается воздействие не только на поверхностные и глубоко расположенные ткани, но и рефлекторно на весь организм в целом.

Под влиянием массажа от кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему. В связи с этим улучшается контроль над работой всех систем и органов.

Массаж способствует регуляции периферического крово- и лимфообращения, повышает питание мышц, улучшает их эластичность и сократительную способность, освобождает кожу от излишнего скопления слущивающихся чешуек, улучшает деятельность сальных и потовых желез, способствует образованию в коже различных защитных веществ и очень важного для нормального развития ребенка витамина D (против рахита), повышает местный и общий обмен веществ в организме.

Массаж в грудном возрасте оказывает существенное влияние на развитие эмоций и речевых реакций.

Особенно полезен массаж детям с плохим аппетитом, малоподвижным, с вялыми мышцами, а также имеющим признаки рахита.

 

Приемы массажа.

Родителям следует научиться различным приемам массажа, так как эту процедуру лучше всего проводить дома самим.

При поглаживании (ведущий прием) ладонь скользит по коже спокойно, медленно, ритмично, с различной силой давления: вначале оно слабое, но по мере продвижения усиливается, а к концу опять уменьшается. Поглаживанием начинается и заканчивается массирование каждой части тела ребенка.

Вариант поглаживания — растирание отличается тем, что кожа вместе с глубоколежащими тканями растирается в различных направлениях, даже против тока крови и лимфы. При растирании массируют преимущественно кон нами пальцев; степень давления постепенно увеличивается.

Для глубокого массажа мышц применяется главным образом разминание, при котором мышечные пучки оттягиваются от костей и разминаются между пальцами («выжимание»); участки с труднозахватываемыми мышцами разминают большими пальцами.

Мышцы спины, ягодиц и бедер ребенка поколачивают короткими ритмичными ударами, выполняемыми тыльной или ладонной поверхностью кисти, ребром ладони или слегка согнутыми пальцами. Движения кисти должны быть свободными, легкими и нежными.

Матери нужно изучить приемы массажа в детской консультации под руководством врача и проводить его дома при периодическом контроле патронажной сестры.

Делая массаж, не следует пользоваться присыпками или вазелином, засоряющими кожу. Однако при чрезмерной сухости кожи ребенка массирующий, может смазать руки прокипяченным растительным маслом.

Массаж должен предшествовать гимнастическим упражнениям: прежде чем выполнять движения руками и ногами, следует их помассировать; в середине комплекса упражнений, до того как положить ребенка на живот и приступить к движениям, производится массаж спины; перед упражнениями в положении лежа на спине проделывается массаж живота и груди. Продолжительность каждого массажного приема 0,5-2 минуты.

Обычно массаж детям приятен, он создает у них радостное настроение, побуждает к активности и вместе с гимнастикой способствует нормальному развитию их организма. Поэтому в режим дня каждого грудного ребенка следует обязательно включать массаж.

Массировать ребенка нужно ежедневно, вначале без сочетания с гимнастикой, а в дальнейшем чередуя с ней. По мере роста ребенка время, отводимое на массаж, сокращается, а на гимнастические упражнения — увеличивается. К 5-6 месяцам массаж можно прекратить и заниматься только гимнастикой.

С преобладанием у детей напряжения (тонуса) мышц-сгибателей над разгибателями с ними проводят только рефлекторные движения, которые возникают в ответ на специально производимые раздражения. Ребенку не рекомендуются гимнастические упражнения, к выполнению которых его нервно-мышечный аппарат еще не подготовлен.

 

Комплекс для детей в 1,5-3 месяцев.

1. Массаж рук (поглаживание). Исходное положение (и. п.) — ребенок лежит на спине ногами к взрослому. Большой палец Правой руки вложить в левую кисть ребенка и слегка ее придерживать. Левой рукой поглаживать внутреннюю, затем наружную поверхность левой руки ребенка от кисти к плечу. Повторить 8-10 раз. Правую руку ребенка массировать правой рукой.

2. Массаж ног (поглаживание). И. п. — то же. Правую ногу ребенка положить на правую ладонь, а левой рукой поглаживать от стопы к паховому сгибу по задней, затем наружной поверхности голени и бедра. Повторить 8-10 раз. Левую ногу массировать правой рукой.

3. Массаж стоп (растирание). И. п. — то же. Правую ногу ребенка взять за голень левой рукой. Тыльной стороной пальцев правой руки растирать подошву стопы от пальцев к пятке и обратно. Повторить 10-12 раз.

4. Упражнение для стоп (рефлекторное). И. п. — то же. Концом правого указательного пальца нажимать на ступню ребенка чуть ниже основания пальцев, вызывая подошвенное сгибание. Затем этим же пальцем нажимать по всей наружной части подошвы стопы от пальцев к пятке. В ответ на это раздражение вызывается рефлекторное разгибание пальцев стопы. Повторить 4-6 раз.

5. Упражнение для туловища. И. п. — то же. Взять ребенка двумя руками за верхнюю часть туловища и легко покачивать его влево и вправо, не нажимая на ребра. Повторить 6-8 раз.

6. Массаж живота (поглаживание). И. п. — то же. Правой рукой поглаживать левую половину живота сверху вниз и одновременно левой рукой правую половину живота снизу вверх. Повторить 6-8 раз.

7. Массаж груди. И. п. – то же. Пальцами и ладонями обхватить грудную клетку ребенка. По ходу межреберных промежутков передвигать руки от середины к бокам, слегка нажимая большими пальцами на грудные мышцы. Повторить 6-8 раз.

8. Рефлекторное разгибание позвоночника. И. п. — ребенок лежит на левом боку. Слегка нажимая двумя пальцами левой руки, проводить ими вдоль позвоночника, от крестца к шее. В ответ на это раздражение ребенок прогибает позвоночник. Повторить на каждом боку по 2-4 раза.

9. Массаж спины (поглаживание). И. п. — ребенок лежит на животе. Поглаживать обеими ладонями спину ребенка от шеи к ягодицам, а в обратном направлении (к голове) — тыльной стороной ладоней и пальцев. Повторить 6-8 раз.

10. Массаж ног (разминание). И. п. — то же. Держа левую ногу ребенка в правой руке, левой рукой разминать мышцы задней и боковой поверхности голени и бедра. Повторить 4-6 раз. Правую ногу массировать правой рукой.

11. Массаж ягодиц (похлопывание). И. п. — то же. Тыльной поверхностью пальцев обеих рук легко похлопывать по ягодицам. Повторить 10-12 раз, меняя руки.

12. Ползание (рефлекторное). И. п. — то же. Согнуть ноги ребенка и соединить стопы так, чтобы они упирались в ладонь взрослого. Подталкивать подошвы согнутых ног, в результате чего ребенок будет отталкиваться ими и стараться продвигаться вперед. Проделать 2-4 раза.

 

Комплекс для детей 3—4 месяцев

1. Массаж рук (растирание). И. п. — ребенок лежит на спине. Слегка придерживая правую кисть правой рукой, левой рукой производить круговые спиралевидные растирающие движения по направлению от кисти ребенка к плечу. Повторить 4-6 раз. Левую руку массировать правой рукой.

2. Скрещивание рук. И. п. — тоже. Дать ребенку захватить кольца, удерживая их, скрещивать руки перед грудью и отводить в стороны. Повторить 6-8 раз.

3. Массаж ног (разминание). И. п. — то же. Правая нога ребенка свободно лежит на правой ладони взрослого, которая придерживает ногу в области нижней трети голени. Тремя пальцами левой руки разминать мышцы передней и наружной поверхности голени и бедра от стопы кверху. Повторить 4-6 раз. Левую ногу массировать правой рукой.

4. Сгибание ног. И. п. — то же. Захватить ноги ребенка за голени (указательные пальцы сверху). Одновременно сгибать ноги, приводя бедра к животу, и разгибать. Проделать 4—6 раз.

5. Массаж живота. И. п. — тоже. Пальцы и ладони обеих рук положить под поясницу ребенка. Двигать руки по ходу косых мышц живота сверху вниз и сзади наперед до соединения их ладонями над лобком. Повторить 6-8 раз.

6. Массаж груди. И. п. — тоже. Согнутые пальцы рук передвигать по ходу межреберных промежутков от середины к бокам грудной клетки, производя движения, разминающие межреберные мышцы. Не нажимать на ребра. Повторить по 2-3 раза в каждом межреберье.

7. Рефлекторный поворот со спины на живот. И. п. — то же. Дать ребенку левой рукой захватить указательный палец, побуждая его поворачивать плечевой пояс, туловище и голову до поворота на живот. Проделать то же в другую сторону. Повторить 1-2 раза.

8. Массаж спины (разминание). И. п. — ребенок лежит на животе. Ладонями делать круговые и поступательные движения, энергично разминая мышцы спины от поясницы к шее. Повторить 6-8 раз.

9. Массаж ягодиц (пощипывание). И. п. — то же. Пальцами слегка пощипывать ягодицы ребенка. Повторить 10-12 раз.

10. Прогибание спины. И. п. — то же. Захватить одной рукой ножки ребенка сверху в области голеностопных суставов, другую руку положить на поясницу. Приподнимать ноги ребенка над столом, фиксируя другой рукой его туловище, избегая чрезмерного прогибание поясницы. Проделать 4-6 раз.

11. Ползание (с помощью). И. п. — тоже. Согнуть ноги ребенка и поставить его стопы так, чтобы подошвы упирались в ладонь взрослого; другую руку подвести снизу под грудку ребенка. Легко подталкивать подошвы ребенка, побуждая его к ползанию; рукой, лежащей под грудью, поддерживать малыша, слегка помогая ему продвигаться вперед. Повторить 3-4 раза.

12. Прогибание спины. И. п. — ребенок лежит грудью и животом на руках взрослого. Вытянуть обе руки вперед, приподняв их над столом. Такое положение ребенка вызывает рефлекторное разгибание спины, отведение головы назад и выпрямление ножек. Повторить 2-4 раза.

13. Переход в положение сидя (с помощью). И. п. — ребенок лежит на спине. Захватить обеими руками туловище ребенка с боков. Переводить малыша в положение сидя и осторожно опускать на спину. При опускании ребенка передвигать одну руку к его затылку и поддерживать голову, не допуская ушибов. Повторить 2-4 раза.

 

Продолжение следует.

 


Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
Первые дни дома 01.11.2011, 11:30 Рождение малыша – это ни с чем несравнимая радость в жизни любой семьи. Однако, как бы ни готовились молодые родители, у них все равно возникает множе... подробнее
Гигиена мальчика 06.05.2011, 01:12     ... подробнее