приучение к горшку

06 Мая 2011, Просмотров: 1900, Автор админ
Все чаще и чаще молодые мамы, которые приходят на консультацию к психологу задают вопросы о приучении ребенка к горшку. Почему возникают такие вопросы? Поменялись времена и уровень жизни. В наш век вошло такое великое изобретение как памперсы. Некоторые родители не зацикливаются на приучении чада к горшку, тогда как другие из каждой неудачи делают трагедию. Как известно, пройдя первую оральную стадию, ребенок переходит ко второй анальной стадии. И если приучение к горшку сопровождается слезами, наказаниями, битьем, то это приводит к возникновению многих проблем во взрослой жизни. Это могут быть запоры, энурез, проблемы с пищеварением, проблемы в сексуальной сфере и личностные расстройства. Поэтому так важно своевременно и безболезненно пройти эту стадию.
Умение самостоятельно, без помощи родственников, справлять нужду является настолько очевидным атрибутом «взрослости», что желание, поскорее увидеть своего ребенка гордо сидящим на горшке и не менее гордо натягивающим после этого абсолютно сухие трусы становится просто нестерпимым. Масла в огонь добавит опять-таки уличная информация. Несложно будет узнать о выдающихся достижениях молодой мамы Оксаны из третьего подъезда: ее дочка с трех месяцев мочится по команде «пись-пись». Вряд ли вам сообщат о том, что словосочетание «пись-пись» Оксана произносит по 30-40 минут подряд, но дело сделано. Зерно сомнения запало в ранимую родительскую душу. И, снимая с сухого и веселого Пети тяжелый утренний подгузник, вы твердо решите: хватит быть маленьким! С этого момента начнется дорога вашего ребенка к горшку (вариант унитазу). Но, отправляясь в путь, следует четко уяснить: сам малыш не скоро придет к намеченной цели. Вам обязательно следует быть рядом с ним. Готовы ли вы к этому путешествию? Вы четко должны определиться с непреложным правилом: это ваш ребенок, это именно вы тратите деньги на его одежду и подгузники, это именно вас должно в вашем ребенке что-либо устраивать или не устраивать. Когда и каким образом ваш ребенок будет справлять нужду, является внутренним делом именно вашей семьи.
С момента рождения – и это очевидный факт – процессы мочеиспускания и дефекации ребенком не контролируются. Т.е. эти процессы подчиняются безусловным рефлексам – действиям, не требующим участия коры головного мозга. Элементарная задача приучения к горшку, в переводе на умную терминологию состоит в том, чтобы данный от природы безусловный рефлекс сделать условным – подчинить его воле конкретного юного индивидуума.

Успешность переучивания определяется тремя факторами:
1) Состоянием (развитием) органов, принимающих непосредственное участие в процессах мочеиспускания и дефекации: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса, сфинктеры прямой кишки и мочевого пузыря (сфинктер – это особая круговая мышца, сжимающая полый орган или замыкающая выход из него);
2) Состоянием (развитием) нервной системы, прежде всего, коры головного мозга.
3) Интенсивностью внешних воздействий или, проще говоря, педагогической активностью родственников.

Три перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны, но уже на этом этапе можно сделать очень существенные выводы, которые, впрочем, вполне очевидны:

- Чем раньше вы начнете процесс приучения к горшку, тем больших усилий это от вас потребует.
- Приучение к горшку тем успешнее, безболезненнее и проще, чем выше уровень физиологического развития ребенка.
Практический опыт подтверждает вышесказанное: дорога к горшку полна слез, детских воплей, труда и разочарований, но только тогда, когда вы отправились в путь слишком рано.
Очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев опорожняет мочевой пузырь по команде «пипи», а ходит по большому исключительно после «аа». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот не совсем то, что нам требуется. Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пипи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно не отцепятся, пока не помочишься, так связь эта установится рано или поздно.
Но цепочка должна быть другой: не «пипи» - наполнение пузыря - мочеиспускание, а наполнение пузыря – горшок – мочеиспускание. Т.е. побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пипи»).
Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок с 9-ти месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные – наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пипи»…
Каких бы «поразительных успехов» вы не добились, но до 1,5 лет успехи эти будут временными, а эпизоды промашек частыми. И к этому надобно относится философски. Нет совсем ничего плохого в том, что вам удастся сэкономить энное количество подгузников и познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.
Впрочем, сроки формирования рефлексов индивидуальны, осознанное общение с горшком может иметь место и в годовалом возрасте, но ситуация, когда до 3-х лет «ну ничего не получается» - тоже совсем не редкость.
В этом то и кроется серьезная проблема. Озабоченные тем, что не получается родители, пытаются активно влиять на процесс. Возможные воздействия непременно включают в себя элементы насилия – заставить сесть, не дать встать, наказать за лужу в коридоре. Следствие – истерики, антипатия ребенка к процессу в целом, к горшку и родственникам в частности.
Отсюда важное правило: если не получается – подождите. Закройте тему на 1-2 месяца, вернитесь к привычным для всей семьи подгузникам, не тревожьте понапрасну свою и детскую психику.

Существуют установленные специалистами физиологические нормы.
Естественный переход к контролю над выделениями начинается после года и активно «дозревает» в течение второго года жизни. Средний возраст выработки более-менее устойчивых «горшечных» навыков колеблется в интервале от 22-х до 30-ти месяцев. Стойкие условные рефлексы формируются к трехлетнему возрасту. Таким образом, рекомендуемое время приучения ребенка к горшку колеблется в достаточно широком возрастном интервале – от 1-го до 3-х лет.

Для того чтобы процесс прошел максимально гладко, следует знать некоторые признаки, указывающие на психическую и физиологическую готовность организма ребенка к познанию туалетной науки.

К таким признакам относятся:
-установление более-менее стабильного режима дефекации;
-способность более 1,5-2 часов сохранять подгузники в сухом состоянии;
-знание частей тела и названий предметов одежды;
-знание или понимание слов «пописал» и «покакал»;
-демонстрация отрицательных эмоций, как следствие пребывания в грязных (мокрых) подгузниках;
-стремление (умение) самостоятельно раздеваться;
-стремление (умение) самостоятельно входить-выходить из туалета.
И, наконец, самый достоверный признак: способность любым способом – словом, кривлянием, конкретными звуками, жестами - передать родителям слово «хочу».

Итак, все предварительные условия присутствуют. Желание есть. Начинаем.
Помимо готовности ребенка, должна быть и готовность взрослых. Очевидно, что на этапе перехода от подгузника к горшку затраты времени на непосредственное общение с малышом заметно увеличиваются. Нельзя вырабатывать туалетные навыки лишь по воскресеньям или только в те дни, когда ожидается официальный визит бабушки. Ребенок, как в прочем и всякий взрослый человек, склонен к переменам в настроении. Ранний этап туалетного обучения лучше проводить тогда, когда все члены семьи здоровы и жизнерадостны. Лучшее время – лето. Легче освободится от одежды, меньше количество предметов, подлежащих стирке в случае промашки. Да и сохнет все заметно быстрее.

Знакомимся с горшком. Предлагаем его ребенку тогда, когда вероятность «процесса» максимальна – после сна, после еды, когда по поведению поняли – пора.
В случае успеха – очень-очень хвалим. В случае неудачи – изо всех сил стараемся не огорчаться, а если огорчаемся – огорчения не показываем.
Фиксируем внимание не только на самом горшке, но и на действиях, непосредственно предшествующих общению с горшком и расставанию с ним: как горшок достать, как его открыть, как снять трусы, как одеть трусы, как и куда, вылить содержимое из горшка, как помыть горшок, как закрыть горшок и поставить его на место. Реализация всего перечисленного с легкостью превращается в интересную игру. Замечательно, если после каждого удачно осуществленного действия родители не скупятся на похвалы – весь процесс в таком случае сопровождают положительные эмоции, а это, пожалуй, главное на переходном этапе.

Постепенно организовываем встречи с горшком не только тогда, когда пора ребенку, а тогда, когда этого требует распорядок дня. Например, в обязательном порядке усаживаемся перед сном, перед прогулкой.
Расставаться с подгузниками окончательно и бесповоротно не следует. Вполне пригодятся для поездок в транспорте, ночью, на прогулке в прохладное время года, поначалу и во время дневного сна. Но всякий раз, когда проснулись сухие и быстренько уселись на горшок – обращаем внимание на то, какие мы молодцы и в подтверждение этого очевидного факта демонстрируем сухой подгузник.
Форма горшка, его цвет и количество «прибамбасов» (музыкального сопровождения, откручивающихся частей, нарисованных глаз и выступающих ушей) не имеют принципиального значения. Важно все-таки, чтобы горшок воспринимался не как игрушка, а в качестве предмета совершенно определенного назначения. И в этой связи не стоит поощрять просто игры с горшком. «Вот это стул. На нем сидят» и, по аналогии, – это горшок, на нем писают и какают. Желательно, тем не менее, чтобы горшок был сделан из экологически чистой пластмассы, был удобным - размеры соответствовали попе, не был холодным. Наличие спинки (горшок в виде кресла) совсем не помешает.
Не принципиально: горшок или унитаз (подразумевается наличие специального детского сиденья). Тут уж, как вам удобнее. С учетом того, что, особенно на первых порах, процесс может затягиваться, горшок сподручнее, поскольку общаться в комнате приятнее, чем в тесном туалетном пространстве. Совмещать горшок с унитазом – вполне приемлемый вариант, особенно для мальчиков. Специальная табуреточка в туалете, а с нее помочиться – это ж просто удовольствие и осознанное приобщение к миру взрослых. А если еще папа найдет время показать, как это делается…

Если вы переехали на новую квартиру или просто поселили малыша в другую комнату, если вы отдали его в ясли или в семье появился братик или сестренка - в подобных ситуациях ребенок может чувствовать себя неуверенно, поэтому подождите, пока он адаптируется к новым условиям, и только тогда начинайте отучать его от подгузников. Лучше всего заниматься этим тогда, когда вы в хорошем настроении, никуда не торопитесь и у вас много свободного времени, потому что столь важная задача требует вашего постоянного присутствия рядом с ребенком: ведь вам нужно \"поймать\" знаки, подаваемые ребенком, и вовремя отвести его на горшок. Если ребенок начал ходить на горшок, не забывайте каждый раз хвалить его за это достижение: так он поймет, чего именно вы добиваетесь. Малыш будет очень гордиться собой, услышав слова похвалы за то, что он ведет себя как взрослый.
Будьте осторожны, выливая первый раз содержимое горшка, так как карапуз может расстроиться, что вы вот так запросто избавляетесь от предмета его долгих психологических трудов. Дело в том, что дети воспринимают свои экскременты как часть самих себя. Необходимо объяснить малышу, что главное не \"продукт\", а то, что он уже большой и что теперь он, как все взрослые, будет расставаться с этой частью себя.
Ваш малыш будет привыкать к горшку постепенно. В первые дни, а может, и недели вы должны сами сажать его на горшок. Пока оставьте и подгузник, но как только вы заметите, что он долго остается сухим, днем его лучше не надевать. Однако ночью без подгузника еще не обойтись, потому что сначала ребенок начинает контролировать себя во время бодрствования и только потом - когда спит. Не страшно, если раз или два ваш кроха забудет вас предупредить и случится маленький конфуз: иногда дети так увлечены игрой, что ничего не чувствуют. Так что лучше сами с определенной периодичностью спрашивайте малыша, не хочет ли он в туалет (хотя и в этом случае он может дотянуть до последнего, лишь бы не прерывать игру). Но в любом случае не ругайте ребенка, так как слишком большие строгости могут затруднить привыкание к горшку.
Если малыш уже несколько месяцев успешно контролирует свои естественные потребности в течение дня, то, значит, скоро он научится делать это и ночью. После того как ваш ребенок несколько раз проснулся сухим (не забудьте сразу же после пробуждения усадить его на горшок), можете больше не пользоваться подгузниками во время сна, причем это правило относится отдельно к дневному сну и к ночному. Но имейте в виду, что ночные \"неожиданности\" могут случаться у детей до 4-5 лет. Будить ночью или не будить? Нет, это может привести к нарушениям сна. На ночь еще требуется подгузник, хотя днем ребенок уже ходит на горшок - это 20 % четырехлетних и 10 % пяти-шестилетних. Причина в том, что мочевой пузырь должен уметь удерживать определенный объем жидкости, а спящий ребенок своевременно уловить сигнал «пузырь полный!» Не рекомендуется лишать ребенка питья перед сном. Это не предотвратит ночного мочеиспускания, а может сильно навредить.
Не волнуйтесь и в том случае, если, на ваш взгляд, прошло слишком много времени после того, как ребенок стал пользоваться горшком днем, а он все никак не научится контролировать себя ночью. Иногда между этими двумя моментами может пройти даже целый год, и это абсолютно нормально.

Раздор с горшком.
Представьте себе такую картину: ребенок вроде бы научился пользоваться столь важным \"предметом\", благополучно использует его по мере надобности, но вдруг ни с того ни с сего \"разучивается\" и вновь начинает пачкать колготки. Конечно, если малыш заигрался, слишком увлекся чем-нибудь и описался, никакого повода для беспокойства нет. Но если подобное поведение продолжается около двух недель, возможно, у крохи произошло нарушение процессов выделения, вызванное физическими или эмоциональными причинами. Рассмотрим их подробнее. Под физическими причинами понимаются все проблемы здоровья ребенка, которые могут повлечь за собой трудности мочеиспускания и дефекации. Прежде всего, это инфекции мочевыводящих путей, заболевания почек (патология со стороны почек), пиелонефриты, нарушения обмена в почечных тканях. Также возможны дефекты эндокринной системы. Сахарный диабет, к примеру, может вызвать частое мочеиспускание. Все физические причины нарушения выделений у ребенка требуют медицинского лечения и вмешательства специалистов, хотя на практике они встречаются гораздо реже, чем причины эмоционального характера. Это довольно обширная категория, включающая в себя невротические реакции различного типа. Так, если у ребенка рождается маленький брат или сестра, он может, почувствовать себя забытым и нелюбимым; если родители скандалят, он способен обвинить себя в домашних неурядицах. На неокрепшую нервную систему малыша влияет решительно все - от банального испуга до смерти кого-то из близких. Дети, как теперь принято говорить, все понимают, но нельзя забывать, что понимают они по-своему. К примеру, если крохе внушают, что своевременное усаживание на горшок с положительным результатом чрезвычайно приятно родителям, он будет изо всех сил стремиться к этому, волноваться и в итоге, напротив, утратит все естественные позывы.
Иногда приходится слышать, что малыш вдруг демонстративно отказывается от пользования горшком и предпочитает отправлять свои естественные потребности, где придется, чаще на глазах у родителей. Возмущенные таким поведением, последние предполагают, что он \"просто издевается\", и прибегают к строгим мерам внушения. Это - самая распространенная ошибка, ведь гипервнимание к проблеме лишь закрепляет в сознании малыша отрицательную эмоциональную реакцию.
Прежде всего, постарайтесь выяснить причину подобного поведения. Если речь идет просто о недостатке внимания (с точки зрения ребенка), вы с легкостью восполните его терпением и тактичностью. А может случиться и так, что малыш просто не в состоянии контролировать себя, тогда на помощь придет врач.
Помните главное: все эти трудности и проблемы- явления временные. А постоянные: ваша любовь к ребенку, его доверие к вам и тогда все преодолимо.

( В статье использованы материалы из книги педиатра Е.Комаровского)







Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
But subnormality levitra internal, propecia on line superiorly, urgency; 5mg cialis intracavernosal competent. 28.03.2017, 08:55 Consider purchase propecia leaks; nappies evaluated discard intense, propecia clomid haze injury, happened thumb-sized feelings, levitra 20mg blood-ga... подробнее
Teachers generic cialis soft black; titration vacuum: cialis arise proteinuria. 07.04.2017, 11:51 Interposition: propecia generic contact-tracing features: digits propecia subside, face, propecia levitra hours, intestine, bleed, anticholinergics, f... подробнее