педагогический прикорм

06 Мая 2011, Просмотров: 4336, Автор админ
Знакомство с взрослой едой – важная задача для малышового организма. 
Я сама не сторонник данного вида прикорма, все таки для меня ближе схема введения, преподаваемая в медицинском институте, но любая схема имеет право на жизнь, просто нужно владеть по ней полной информацией. Вот ею я и поделюсь…
Этот вид с несколько странным (ну для меня, по крайней мере) названием сравнительно новый, но уже довольно известный. Он рекомендуется малышам, находящимся на грудном вскармливании. Педагогический прикорм или педприкорм - не схема в традиционном понимании, так как в нем нет конкретных рекомендаций относительно последовательности введения продуктов и их сочетаний.
Основной принцип педагогического прикорма в том, что давать ребенку взрослую пищу нужно только тогда, когда он сам ей заинтересуется и будет готов к ней. То есть в 5-7 (хотя справедливости ради нужно отметить, что и современная педиатрическая схема тоже придерживается срока не ранее 5 месяца) и никак не раньше. Как понять, появилась ли заинтересованность, готов ли малыш к новой еде? Сажать чадо за общий стол во время общесемейных трапез – в специальный стульчик, или держать на руках и наблюдать за ним.
Первым важным моментом является готовность ребёнка к потреблению чего-либо, кроме молока. Первым признаком такой готовности будет исчезновение выталкивающего рефлекса. Все детки примерно до 4-6 месяцев, а иногда и дольше, имеют этот самозащитный механизм – язычок старательно выталкивает из ротика пищу, которая не соответствует по вкусу молоку. Таким образом, организм уберегает свой пищеварительный тракт от неадекватной нагрузки. Когда организм готов попробовать свои силы в переваривании чего-то новенького, выталкивающий рефлекс, как утративший актуальность, угасает.
Вторым признаком будет появление жевательных движений дёснами. При этом наличие зубов – не обязательное условие (хотя к этому возрасту все таки у большинства уже появляется первый). Попадающий в рот и успешно прошедший вкусовой контроль продукт тщательно (о! очень тщательно!) перетирается маленькими старательными дёсенками и затем проглатывается.
Третьим признаком будет победа над гравитацией и наличие пальчикового захвата. Это означает, что ребёнок уже сидит или ползает, а также способен брать мелкие предметы, захватывая их между указательным и большим пальцами. С точки зрения Природы, такие физические навыки обеспечивают малышу возможность самостоятельно найти и взять «прикорм», а значит, непременно сопровождают потребность организма в новой еде.
И четвёртым, самым главным, признаком готовности к прикорму будет пищевой интерес. Малыш с самого рождения изучает многообразие мира. В какой-то момент (часто в 3-4 месяца) ребёнок обратит своё исследовательское внимание на еду в родительских тарелках. Она будет его очень увлекать, но увлекать так же, как и обои, игрушки и домашние животные. Малыш будет рассматривать еду, нюхать, брать руками (важно позволять!) и, возможно, даже пробовать на язык, затем старательно выплёвывая. Сейчас еда представляет для него исследовательский интерес.
Некоторое время спустя видим уже другую картину: 6-7месячный карапуз заворожено следит за движениями родителей во время трапезы. Он водит глазами от тарелки ко рту и обратно и, похоже, что-то понимает. Он тянется к маминой тарелке и, используя свой пальчиковый захват, берёт оттуда, к примеру, крупинку риса. Несёт ко рту, старательно жует, глотает, тянется за следующей. Вот полная готовность к прикорму и, собственно, сам прикорм – в самом его естественном и первозданном виде!
Постепенно младенец будет привыкать к процессу еды. В итоге ему захочется узнать, что же такое лежит в тарелках у мамы и папы. Заметив это, родители, должны предложить крохе заинтересовавшее его блюдо в количестве так называемой «микродозы». Это капелька на кончике чайной ложки или кусочек размером с горошину.
Начинают знакомство малыша с введения микродоз (микропроб) продуктов, именно знакомство, без цели накормить ребенка какой-то порцией. Микродоза для мягкой пищи это примерно столько, сколько помещается у мамы между подушечками большого и указательного пальцев, если она их сожмет, или на кончике чайной ложки. Для жидких продуктов - один глоток, наливается в маленькую чашку на донышко.
1. Ребенок может \"за один присест\" попробовать то, что ест мама и к чему он проявляет интерес в количестве до трех микродоз.
2. В руку малышу даются только твердые куски, от которых он сам много не отъест (твердые яблоки, морковки, сушки и т.п.)
3. Микропробы даются в течение 3-4 недель. За это время малыш уже может перезнакомиться со многими продуктами, употребляемыми в его семье, и научиться пить из чашки.
4. Прикорм никогда не замещает прикладывания к груди! Ребенок может знакомиться с новой пищей до, после и во время грудных кормлений. Часто дети запивают микропробы маминым молоком.
5. Постепенно количество пищи увеличивают, позволяя ребенку съесть больше.
6. Маме необходимо сохранить у ребенка интерес к еде, сохранить желание пробовать. От полугода до полутора лет ребенок должен познакомится со всеми продуктами, которые едят в его семье. Чтобы сохранить желание пробовать, мама должна до 8-11 месяцев ограничивать пищевой интерес ребенка: если ребенок съел 3-4 чайных ложки одного продукта, и просит еще, ему надо давать что-то другое.
7. Со стороны введение прикорма должно выглядеть примерно так: малыш выпрашивает кусочки, и мама его оделяет, иногда. В такой ситуации ребенок всегда с удовольствием знакомится с новой пищей и не переедает.
8. Ребенок должен учиться работать столовыми приборами. До 8-11 месяцев это ложки (их должно быть много, т.к. они все время падают), своя тарелка появляется у ребенка тогда, когда он начинает есть отдельно, обычно после 8-11 месяцев. До этого возраста малыш может есть сидя у мамы на руках и из ее тарелки.
9. Если ребенок устал есть, потерял интерес, необходимо унести его из-за стола.
 
Итак, суть описываемого подхода заключается в том, что прикармливается ребёнок сам. От нас зависит только создание нескольких важных условий:
1. обязательно дождаться естественного пищевого интереса и других признаков готовности к усвоению взрослой еды.
2. брать малыша с собой за стол с самого раннего возраста. Для правильного формирования пищевого интереса ребёнку нужен живой пример. Самый значимый образец для подражания малыша – его любимые родители, поэтому малышу важно участвовать в семейных трапезах, наблюдая за поведением мамы и папы. Сначала он участвует в меру своих возможностей – сосёт грудь обедающей мамы, затем начинает активнее наблюдать и, наконец, пробует свои силы. Не обязательно брать с собой малыша за стол каждый раз, но хотя бы раз в день очень желательно. Кстати, для этого может пригодиться и слинг, и не нужно будет переживать за родное чадо – не упадет ли оно с дивана в ваше отсутствие.
3. обеспечить ему доступ к маминой тарелке, сначала для изучения её содержимого, а затем и для потребления. В этом процессе будет 2 трудных момента – первый приступ исследовательского интереса и первый приступ пищевого. Трудность заключается в том, что малыш исследует и пробует кушать еду… ну рукам конечно, и причем не больно то аккуратно!. Важно не запрещать и не напрягаться, помня, что это временно (часто не больше нескольких дней) и понимая, что обучение аккуратности в любом возрасте сопровождается мытьём и стиркой, но чем раньше, тем легче и быстрее достигается результат.
Почему именно мамина тарелка? Потому, что мама даёт крохе с грудным молоком свои ферменты, которые позволяет ему переварить съеденный совместно с мамой продукт. Если мама малышовых прикормов не ела, то дать ему необходимых ферментов она не сможет. Ферменты, поступающие с грудным молоком, существенно облегчают работу недостаточно зрелых ЖКТ и ферментативной системы ребёнка, поэтому идеальным положением вещей будет сохранение полноценного грудного вскармливания на весь период знакомства с новыми продуктами (примерно до 1,5-2х лет). Если ваше вскармливание сложилось не совсем гладко и стало смешанным, то приложите все усилия, чтобы хоть небольшое количество материнского молока малыш продолжал получать. Малышу-искусственнику знакомство с прикормами дастся труднее.
Естественно, в маминой тарелке должны быть продукты, соответствующие возрасту малыша – овощной суп, из которого кроха извлечёт отдельные ингредиенты, каши, чуть более проваренные, фрукты; позже – кисломолочные продукты, яйцо, твёрдый сыр и т.д. То, что крохе нельзя, мама может съесть, когда он спит.
4. позволять ребёнку регулировать своё питание самостоятельно – по количеству (очень важно!) и ассортименту съедаемого. Не кормите ребёнка насильно (мягкие уговоры и отвлекалочки – это уже насилие) и не ждите, что сам он будет съедать много. До года и даже до 1,5 лет основной пищей, удовлетворяющей на 75-90% потребности малыша, будет оставаться грудное молоко. Задачами же первых прикормов являются:
- знакомство ферментативной системы с ассортиментом продуктов, которые придётся в дальнейшем переваривать – привычным для данной местности и конкретной семьи.
- постепенная тренировка всех органов ЖКТ по перевариванию разной пищи. Полноценно переваривать поступления ЖКТ будет гораздо позже. Именно поэтому малыш ест понемногу – ровно столько, сколько сможет освоить его животик. Положив в него сверх потребности? вместо пользы приносим вред – переварится всё равно немного, а вот нагрузка на незрелые органы будет неадекватной.
Очень желательно, чтобы брал еду ребёнок сам и жевал её столько, сколько хочет. При кормлении ложечкой ребёнку гораздо труднее определить ту грань, за которой съедаемое становится излишним. Ложечкой мама вложит в детку больше – да, но надо ли?
Выбирать, что кушать, малыш тоже должен сам. У деток очень гармоничное чувствование своих потребностей, как в количественном, так и качественном отношении – доверяйте ему! Но, конечно, в разумных пределах – следим за содержанием нашей тарелки (там может быть только то, что малышу полезно), и при введении новых продуктов желательно соблюдать правило – 1 новый продукт в несколько дней.
5. не утруждайте себя перетираниями и не пользуйтесь часто готовыми прикормами однородной консистенции. Ребёнок готов и хочет знакомиться с той едой, которая положена взрослым (вспомните о жевании дёснами!). Если кормить ребёнка только (или преимущественно) однородными массами, то тщательное жевание по ненужности угасает (отсюда часто неумение и нежелание долго жевать, приносящее взрослому большой вред), а также невостребованным остаётся естественный механизм восприятия плотных комочков в пище как нормального явления. После его угасания следует рвотная реакция на любые комочки.
Перетёртая пища усваивается пока так же плохо, как и не перетёртая. Только отдельные кусочки в стуле малыша видно, а пюре на выходе даёт иллюзию переваренности – однородности. Просто помним, что оно и на входе было однородным, разница с результатом только в цвете.
Если же вы решили дать дольку яблока, корочку хлеба или еще что-то, от чего можно откусить большой кусочек, внимательно следите за «дегустацией» и при необходимости приходите на помощь.
При таком подходе со временем малыш познакомится со всеми традиционными семейными блюдами. Главное – не торопить события и не настаивать, если ребенок устал, капризничает, отказывается от еды. Унесите малыша до следующего раза, иначе рискуете отбить охоту пробовать в дальнейшем.
Следите также за тем, чтобы какое-то блюдо не стало для вашего сына или дочки очень любимым. А то будете вынуждены готовить его каждый день, что и не полезно, и надоедает. Если вы видите, что, скажем, картошку малыш ест особенно охотно, сделайте недельный перерыв, заменив ее другим гарниром.
 
Плюсы, минусы педагогического прикорма
В подобной практике есть как положительные, так и отрицательные стороны. Начнем с позитива. Родители вряд ли когда-то столкнутся с плохим аппетитом.
- ребенка не придется упрашивать съесть ложечку «за маму, за папу и любимую собачку»; малыш будет воспринимать еду как естественный, привычный процесс, который контролирует он сам, а не взрослые.
- легко – практически не требует времени, усилий, затрат (не нужно отдельно готовить для ребенка).
- сохраняет естественные механизмы саморегуляции в организме ребёнка.
- в сумме с грудным вскармливанием обеспечивает наиболее мягкий и плавный переход на взрослую еду для внутренних органов крохи.
- не требует промежуточных этапов и связанных с ними переучиваний (часто мучительных).
- способствует оздоровлению рациона семьи.
 
 
К минусам педприкорма можно отнести то, что такое кормление станет поводом строго следить за своим рационом, хотя бы на время введения прикорма. Как бы не был сейчас популярен здоровый образ жизни и правильное питание, в большинстве семей на столе регулярно бывает и жареное мясо, и маринованные грибочки, и копченная рыба. Мало кто может действительно изменить свой рацион. Кормить же полугодовалого карапуза всем этим точно не стоит, пусть и в микродозах.
- требует больше внимания и уважения к малышу, доверия его организму и устойчивости к сладкоголосой рекламе производителей детского питания.
 
 
Введение прикорма ребенку требует определенных знаний и опыта. Никаких проблем не будет, если малыш здоров, находится на правильно организованном грудном вскармливании, и его маме показали, как вводить такой прикорм. Это действительно нужно показывать, как и все, что касается практики, например, грудного вскармливания и ухода за малышом. Если маме не показывала другая опытная мама, как начинать прикармливать малыша правильно, она может допускать какие-то ошибки, даже не подозревая о том, что она их делает. У некоторых мам все получается успешно. Это мамы, которым повезло. Как повезло, например, мамам, ни разу не видевшим, как кормить малыша грудью правильно, но сумевшим наладить кормление. Можно совершать ошибки, связанные не собственно с кормлением, а с поведением малыша за столом. Например, малыш некоторое время ест, мягко говоря, не очень аккуратно, предпочитает брать рукой еду, класть ее в ложку, и потом нести ее в рот. Многие мамы считают такое поведение недопустимым, отбирают у ребенка ложку и начинают кормить его. У малыша пропадает желание есть самостоятельно. Ребенку может очень нравиться какой-то продукт и он может требовать себе еще и еще и мама ему уступает, получая на следующий день расстройство пищеварения у малыша. При правильном введении прикорма самочувствие малыша не ухудшается, животик не \"расстраивается”, он продолжает нормально развиваться. Если мама знает варианты нормального поведения малыша и адекватно их оценивает и вовремя корректирует при необходимости, из малыша никогда не вырастает ребенок, не умеющий себя правильно вести за столом, неаккуратный или с плохим аппетитом. К сожалению, то, что умели делать все женщины лет 150 тому назад, сейчас почти никто не помнит…
 
Признаки неправильно введенного прикорма: ребенок ест в течение некоторого времени очень хорошо, а потом отказывается пробовать и есть что-либо. Значит, ребенка перекормили, он переел. Выход из ситуации: дней 5 брать ребенка с собой за стол, ничего ему не предлагать, не давать и с аппетитом есть в его присутствии.
Очень часто мамы не справляются с введением прикорма как раз потому, что им очень хочется накормить малыша другой едой. В сознании современных мам прочно сидит убеждение, что грудное молоко по своему качественному составу не очень надежная жидкость и его необходимо дополнять другой пищей. Совершенно игнорируется тот факт, что молоко – совершенный продукт, созданный эволюцией именно для выкармливания человеческих детенышей, абсолютно полноценный по своей усвояемости и питательности. Исследованиями доказано, что раннее введение другой пищи ухудшает усвояемость питательных веществ из молока, а полноценно усваивать эти вещества из другой пищи ребенок начинает только после года. Пищевое поведение малыша – не искусственно придумано, а обусловлено особенностями развития его организма, прежде всего желудочно-кишечного тракта. Мамы должны помнить, что их задача не накормить ребенка едой, а познакомить его с ней и поддерживать в ребенке интерес к еде. Если вы хотите, что бы в будущем у малыша был хороший аппетит, никогда не старайтесь накормить ребенка после того, как он потерял интерес к процессу еды. Маме, потратившей полдня на изготовление пюре или открывшей готовую баночку, тяжело смотреть, как ребенок убегает, съев две ложки. Так и хочется его поймать, отвлечь книжкой, игрушкой или телевизором, лишь бы рот открывал. Не делайте этого! Малыш, имеющий возможность приложиться к маминой груди никогда не будет страдать от голода и жажды! Если грудное вскармливание организовано правильно, то все что ребенку нужно, он доберет из маминой груди.
 
Как же быть с кусочками пищи, если пища малыша не пюре, он же может подавиться?
Еду для малыша не надо измельчать, но начинать надо с маленьких кусочков-микродоз. Если ребенку дается что-то от чего он потенциально может откусить большой кусок, ребенок сидит у мамы на коленях и мама следит за ним и как только большой кусок откусывается, мама делает палец крючком и его отбирает изо рта. Ребенок активно учится и постепенно обучается жевать своими, пока еще, беззубыми челюстями, а потом и зубастыми.
 
Как быть, если малыш выплевывает даже совсем маленькие кусочки, или пытается их отрыгнуть, вместо того, чтобы глотать?
Многие дети именно так себя и ведут: неделю-две выплевывают все кусочки и периодически \"давятся”, потом начинают выплевывать кусочки \"через один”, половину – глотают, потом, наконец, начинают глотать все кусочки. Маме надо проявлять терпение и не настаивать. В тоже время ребенок обязательно должен наблюдать, как едят другие люди, не выплевывая кусочки.
 
Когда же прикорм перестает быть просто знакомством с новыми продуктами и начинает заменять кормления?
Грудное вскармливание и переход на пищу с общего стола – параллельные процессы. Замещений кормлений прикормами не происходит. Дело в том, что основные кормления из груди у ребенка 6-ти месяцев и старше связаны со снами. Малыши много сосут при засыпании на дневные и ночной сны, прикладываются к груди при пробуждении с дневных снов и утром, сосут ночью, особенно ближе к утру. А знакомство с прикормом и еда с общего стола происходят во время маминых завтраков, обедов и ужинов. Относительно большие порции еды ребенок ест уже в возрасте около года и старше. Но и в этом возрасте малыши часто могут запивать пищу молоком из груди. Витамины и прочие полезные вещества ребенок продолжает получать с грудным молоком в достаточных количествах и в оптимальных для усвоения формах, при условии, что его грудное вскармливание правильно организованно, а мама не испытывает недостатка в питательных веществах.
 
Как же быть с солью, сахаром, специями, и, возможно, вредными веществами (например, нитратами), содержащимися в пище взрослых, которую будет пробовать малыш? В детском питании всего этого нет, и поэтому оно может быть полезнее для малыша, чем еда с общего стола?
Пища действительно содержит соль, сахар, нитраты и многое другое. И детское питание содержит. Детское питание сделано так, что ребенок усваивает его без адаптации к продуктам, его составляющим. Нет адаптации пищеварительной системы ни к вкусу, ни к консистенции, ни к составляющим. Задача мамы не накормить ребенка другой пищей, что можно сделать детским питанием, а продолжить медленный процесс адаптации желудочно-кишечного тракта ребенка к другой пище. Эта адаптация началась тогда, когда ребенок начал глотать околоплодные воды, вкус которых изменялся в зависимости от питания матери, и продолжилась с началом питания грудным молоком, вкус и состав которого меняется не только в течение суток, но даже во время одного кормления, а питается мама не детским питанием. Пока ребенок ест маленькие количества пищи, он адаптируется к ее составляющим: и к соли, и к сахару, и к нитратам, а также к другим ее компонентам. А когда он будет съедать значимые количества пищи, он уже вполне будет способен со всем этим справляться.
 
Нужна ли ребенку дополнительная жидкость в связи с началом введения прикорма?
Основную жидкость малыш продолжает получать из грудного молока. Интересоваться собственно водой и питьем ребенок начинает обычно после года. Обычно малыш интересуется содержимым маминой чашки и пробует его, если налить ему в чашечку немножко питья, на донышко.
 
Питание и воспитание. 
Подведем итог. Основная задача ребенка до 3-х лет – познакомиться с рационом питания его семьи и научиться вести себя за столом, как «хороший» взрослый. В плане рациона ребенок подстраивается под традиции своей семьи. Все, что делает за столом взрослый, учится делать ребенок. Он учится кушать то, что едят все в его семье, за общим столом. Учится пользоваться ложкой и вилкой, салфетками, говорить «спасибо», просить добавку, убирать за собой посуду… Всему этому он может научиться, глядя на взрослых, и подражая им. Все, что взрослый не делает, не должен делать ребенок. Эти нормы поведения мама задает малышу с первых дней введения прикорма и знакомства с пищей взрослых. По мере формирования мелкой моторики ребенок учится управляться столовыми приборами, и кушать очень аккуратно.
Для решения этих педагогических задач в формировании пищевого поведения ребенка есть несколько простых правил:
* Правила поведения ребенка на кухне и за столом устанавливает мама.
* Мама ест первая, не обремененная заботой о накармливании ребенка.
* Отдельно для ребенка ничего не готовится, еда не перетирается в пюре.
* Еда должна быть разнообразная, богатая белками и углеводами.
* Диета для кормящей мамы и её грудничка может быть только в случае медицинских показаний.
* Нет ограничений в прикладываниях к груди. Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы.
* Малыш получает твердыми кусочками ту еду, которая приготовлена на всю семью, и которую ест мама.
* Напитки, и вообще жидкость ребенок пробует в небольших порциях.
* Количество съедаемой пищи увеличивается у ребенка только в зависимости от его «запросов», постепенно и очень медленно.
* Ребенок ест за общим столом, вместе со всеми.
* Между основными усаживаниями за стол ребенок кусочничает.
* Взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке.
* Еда на столе должна быть в ограниченном количестве.
* Малыш не должен видеть, что еда выбрасывается.
* Мама не должна позволять малышу играть с едой, размазывать её, кидать, плевать... Еда используется только «по назначению».
* Если ребенок не съел свой кусок, или оставил еду в тарелке, мама молча доедает это сама, демонстрируя ценность пищи.
* Если Ваш грудничок пока не проявляет интерес к еде, наберитесь терпения, и не трогайте дитя!
 
Кстати, пока готовила материал, несколько пересмотрела свое мнение на счет этого вида прикорма.
Вот так!!!

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

ShawnPaify 15 Мая 2017г, 05ч 39мин

Perfect instrumental background music for romantic and sentimental films, presenting your business, new products or your company in general with an optimistic and motivational touch. Visit site:

https://audiojungle.net/user/commercial_music

https://audiojungle.net/user/corporate_sound

https://audiojungle.net/user/elijah_studio

https://audiojungle.net/user/ie_sound

https://audiojungle.net/user/momentumofmelody



Читайте также
Маленький обжора 18.12.2011, 10:39 "Маленький обжора"   Многих родителей умиляют малыши, уплетающие за обе щеки борщик с батоном, конфетки и бабушкины пирожки, имеющие отме... подробнее
грибы - деликатес или...? 06.05.2011, 01:12 Грибы, конечно же, для большинства людей - деликатес. Кроме того, это – продукт богатый белками, микроэлементами, витаминами. Но, накалывая на вилочку... подробнее