введение прикорма - национальная программа по педиатрии

11 Мая 2011, Просмотров: 26548, Автор админ

Прикорм — введение в рацион питания ребёнка первого года жизни, кроме жен­ского молока (или в случае отсутствия женского молока его заменителей), любой дополнительной пищи животного и растительного происхождения, которая посте­пенно снижает потребление грудного молока (или его заменителей) и способствует переводу ребёнка на общий стол. Период прикорма — переходный этап от чисто молочного (лактотрофного) питания к дефинитивному (питанию «взрослого типа»). По мере введения в рацион ребёнка разных видов прикорма снижается потребление грудного молока. Вопрос о сроках окончания грудного вскармлива­ния с научных позиций также не изучен. Эксперты ВОЗ (2002) рекомендуют про­должать грудное вскармливание до 2 лет, а отечественные нутрициологи считают, что лактация должна прекратиться на втором году жизни естественным путём, лучше до 1,5 лет жизни ребёнка.

 

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИКОРМА

Во втором полугодии жизни сохраняются высокие темпы роста ребёнка, к 4-5 мес происходит удвоение массы, дети начинают активно двигаться и теперь им требуется большее количество энергии и пищевых веществ. На протяжении лактации в женском молоке снижается содержание белка (к 6 мес — до 7-8 г/л), незаменимых амино-, жирных кислот и других компонентов. Количество железа, цинка, меди, кальция, фосфора, магния и большинства витаминов, поступающее с женским молоком, с 5-6 мес становится недостаточным, эндогенные запасы пищевых веществ у ребёнка ограничены, поэтому может возникнуть дефицит этих элементов, особенно железа.

Таким образом, только молочное питание может обеспечить потребности ребёнка до 5-6 мес жизни, а затем возникает необходимость в дополнительных продуктах питания, помимо молока, с высокой энергетической плотностью и пищевой ценностью в небольшом по объёму количестве пищи. Такие дополни­тельные продукты питания носят название «продукты и блюда прикорма». Они компенсируют разницу между возрастающими потребностями ребёнка и тем коли­чеством пищевых ингредиентов, которые получает ребёнок из молока.

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРИКОРМА

• Дополнительное введение в организм ребёнка пищевых веществ, отличных от тех, что присутствуют в грудном молоке (или в его заменителях), и энергии для обеспечения возрастающих потребностей ребёнка. К ним относятся рас­тительные белки и жиры, различные группы углеводов, в том числе полисахариды, минералы, микроэлементы, витамины, пищевые волокна, балластные вещества и др.

• Освоение ребёнком навыков потребления густой, а затем и плотной пищи, освоение навыков кусания, жевания, а в дальнейшем — навыков самостоя­тельной еды.

• Обеспечение дальнейшего развития и тренировки пищеварительной системы, зубочелюстного и жевательного аппарата, моторной функции кишечника.

• Формирование вкусовых ощущений и привычек, а также навыков здорового питания за счёт использования разнообразных и полезных видов продуктов с новыми вкусами и ароматами.

• Приучение ребёнка к новым видам пищи для постепенного отлучения от груди матери (или кормлений заменителями женского молока) и перехода на семейное питание, что в дальнейшем способствует социализации ребёнка.

ОБОСНОВАНИЕ СРОКОВ ВВЕДЕНИЯ ПРИКОРМА

Сроки введения прикорма определяются, с одной стороны, возрастающими потребностями ребёнка, которые уже не могут быть удовлетворены только жен­ским молоком (или его заменителями), а с другой стороны, готовностью физиоло­гических систем организма ребёнка принять и усвоить новую пищу. Современные научные исследования позволяют сделать вывод о том, что в большинстве случаев функциональная активность пищеварительной, мочевыделительной, иммунной и других систем достигает уровня, необходимого для принятия новой пищи, не ранее 4 мес жизни, что и определяет самые ранние сроки введения прикорма.

Развитие нервной системы обеспечивает приём, продвижение и проглатывание более густой пищи: угасает рефлекс «выталкивания» языком, язык используется для продвижения пищи во рту, есть готовность к жевательным движениям, созре­вает эмоциональная реакция ребёнка на чувство голода и насыщения — активные целенаправленные движения головой, руками, показывающие отношение ребёнка к приёму пищи.

Эти навыки появляются к 4-6 мес. Таким образом, до 4 мес ребёнок физиологи­чески не готов к введению прикорма. Раннее введение прикорма может привести к появлению кишечной дисфункции, пищевой аллергии, аспирации пищи, а также к снижению лактации вследствие уменьшения частоты и активности сосания мате­ринской груди.

Оптимальный возраст для введения прикорма с научных позиций точно не определён. Большинство педиатров варьируют сроки введения прикорма от 4 до 6 мес жизни ребёнка, а фактические сроки определяют индивидуально для каждо­го малыша совместно с врачом-педиатром, наблюдающим ребёнка, и его матерью. При этом следует учитывать не столько календарный возраст, сколько степень биологической зрелости ребёнка, его готовность к восприятию и усвоению более сложной пищи.

Чаще всего педиатры советуют начать введение прикорма с 5 мес жизни. Однако эксперты ВОЗ (2002) рекомендуют сохранять исключительно грудное вскармли­вание (т.е. кормление только материнским молоком, без допаивания водой, без введения соков) до 6 мес, так как имеются доказательства снижения заболевае­мости и более высоких темпов психомоторного развития у детей при такой дли­тельности. К сожалению, в России процент детей, находящихся на исключительно грудном вскармливании, пока ещё невелик.

Введение прикорма позже 6-7 мес также неблагоприятно сказывается на раз­витии ребёнка, так как происходит задержка формирования навыков потребления пищи более густой и плотной консистенции и отказ от пережевывания и глотания плотной пищи на длительный срок и др.

Во втором полугодии жизни формируются навыки жевания и кусания с доста­точно быстрыми изменениями в промежутке между 6-м и 10-м мес. Если обучения этим навыкам своевременно не происходит, то при попытке ввести густую или плотную пищу в более позднем возрасте возникает рвота, отказ от пережёвывания пищи на длительный срок, приверженность к жидкой или пюреобразной пище и привередливость в еде. Кроме того, своевременное формирование навыка жева­ния — один из компонентов правильного развития аппарата речи.

Обучение потреблению более густой и плотной пищи включает ряд последова­тельных этапов (по зарубежной терминологии — ступеней, или стадий). Структура и консистенция пищи меняются в зависимости от степени зрелости и возраста ребёнка.

Вначале (для детей 4-6 мес — I ступень) блюда прикорма должны быть гомогенными и иметь полужидкую консистенцию, чтобы не вызвать затруднений при глотании. На следующем этапе (для детей 7-9 мес — II ступень) их делают более густыми, пюреобразной консистенции, и начинают питание мел­кими мягкими кусочками не более 2-3 мм (протёртая пища). Затем (9-12 мес — III ступень) пища становится более плотной, размеры кусочков будут постепенно увеличиваться до 3-5 мм, пища только измельчается, но не протирается.

При составлении данных использованы «Методические рекомендации ВОЗ-ЮНИСЕФ» (2001) и рекомендации Американской диетологической ассоциа­ции (2004), содержащиеся в программе «Расти здоровым с первых дней».

 

ФОРМИРОВАНИЕ ВКУСОВЫХ НАВЫКОВ

Введения прикорма — процесс обучения, приобщения ребёнка не только к новой консистенции еды, но и к новым вкусам и ароматам. Вкусовые предпочте­ния ребёнка формируются на основании генетического фактора, питания беремен­ной, кормящей матери и самого ребёнка на первом году жизни.

Вкус и аромат продуктов и блюд прикорма новы для ребёнка. Однако науч­ные исследования показали, что ранние вкусовые ощущения, которые влияют на выбор пищи в последующей жизни ребёнка, формируются уже у плода в течение последних месяцев гестации через амниотическую жидкость и в первые месяцы постнатальной жизни через материнское молоко. Материнское молоко имеет раз­личные оттенки вкуса и аромата в зависимости от пищевых предпочтений матери и отражает пищевые особенности, свойственные национальным традициям и её культуре питания. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, быстрее привы­кают к новым вкусам и ароматам, так как они уже опосредованно с ними знакомы. При введении новых продуктов и блюд следует комбинировать знакомые ребёнку и новые пищевые вкусы и запахи. Это обеспечивает более лёгкий приём новой пищи. Установлено, что обычно требуется 8-10 попыток введения нового блюда для знакомства с ним, а закрепление нового вкуса и консистенции происходит после 10-15 «встреч».

Важно, чтобы питание было разнообразным. Во-первых, это обеспечивает поступление широкого спектра пищевых веществ и более сбалансированный состав рациона. А во-вторых, знакомство ребёнка с продуктами разнообразного вкуса в период введения прикорма облегчает приём новых видов пищи и повышает заинтересованность в новых продуктах и блюдах в дальнейшем. Вкусное и разноо­бразное питание вызывает положительные эмоции у ребёнка и улучшает аппетит.

Большие дискуссии вызывает проблема потребления соли и сахара детьми первого года жизни. С продуктами и блюдами прикорма в организм ребёнка посту­пает определённое количество природных Сахаров и солей натрия. Считается, что для детей первого года жизни этого достаточно. Дополнительно соль и сахар в блюда прикорма лучше не вносить. Это будет способствовать формированию правильных вкусовых привычек в дальнейшей жизни — использование полезных продуктов без избыточного содержания сахара и соли.

С введением прикорма число кормлений в среднем сокращается до 5, необходи­мость в ночных кормлениях отпадает, промежутки между кормлениями равномер­ны и составляют приблизительно 4 ч. Часы кормлений фиксируются более строго, чем при режиме грудного вскармливания, чтобы сформировать пищевой рефлекс, хотя составление режима питания каждого ребёнка требует индивидуального подхода. Желательно, чтобы отклонения от установленного времени приёма еды не превышали 15-30 мин, иначе нарушается ритмичная работа ЖКТ и секреция пищеварительных соков. Суточный объём питания составляет не более 1000 мл, к концу года — 1100 мл. Разовый объём порций более или менее одинаковый в тече­ние дня и соответствует физиологической вместимости желудка, т.е. около 200 мл, а к концу первого года может увеличиваться до 200-250 мл. Такую порцию пред­лагают ребёнку, но он сам определяет, какое количество еды хочет съесть.

 ПРЕИМУЩЕСТВА ПРОДУКТОВ ПРИКОРМА ПРОМЫШЛЕННОГО ВЫПУСКА И НЕДОСТАТКИ ДОМАШНЕГО ПРИКОРМА

В качестве продуктов и блюд прикорма могут быть использованы как блюда, приготовленные в домашних условиях, так и продукты промышленного производства. Часть домашних блюд прикорма по своим органолептическим свойствам и сохранности ряда микронутриентов (в первую очередь, легко разрушающихся витаминов и др.) превосходят продукты промышленного выпуска. В последние годы появились научные исследования, показавшие, что домашние блюда содер­жат избыточное количество белка, жира, сахара и соли, а также имеют дефицит таких микронутриентов, как железо, цинк, витамины А, Е и группы В. Продукты прикорма промышленного выпуска имеют целый ряд преимуществ по сравнению с домашним прикормом, поэтому отечественные нутрициологи, так же как и экс­перты по питанию ВОЗ, сегодня рекомендуют использование продуктов прикорма промышленного изготовления, если у матери есть средства и возможности их при­обретения.

Преимущества продуктов прикорма промышленного выпуска:

• высокое качество и безопасность экологически чистого исходного сырья;

• гарантированная химическая и микробиологическая безопасность;

• сбалансированный состав, обогащение биологически активными нутриентами (витаминами, микроэлементами, ПНЖК, пре- и пробиотиками и др.);

• большее разнообразие сырьевых компонентов, в том числе малодоступных в домашних условиях;

• оптимальная и гарантированная степень обработки и измельчения сырья, соответствующая возрастным особенностям жевательного аппарата и пище­варительной системы детей;

• герметичная упаковка и длительный срок хранения невскрытых продуктов даже при комнатной температуре;

• быстрота и легкость приготовления (продукты не требуют варки, их только разогревают или разводят водой нужной температуры).

Продукты прикорма, приготовленные из одного вида сырья, называются одно- или монокомпонентными, из двух или нескольких видов — поликомпонент­ными. Продукты, приготовленные из разных видов сырья, называются комбини­рованными (фруктовые пюре с зерновыми или молочными добавками, овощные пюре с мясными или рыбными добавками и др.).

Однокомпонентные продукты позволяют постепенно познакомить детей с раз­личными вкусами и отследить возможность возникновения пищевой аллергии. Поликомпонентные и комбинированные продукты более полезны, чем моноком­понентные, так как они имеют более широкий спектр пищевых веществ. Однако усвоение многокомпонентных и комбинированных пюре требует большей зрело­сти пищеварительного тракта, поэтому вначале всегда вводят монокомпонентные продукты, затем при отсутствии признаков пищевой непереносимости — поликом­понентные, а после них (после 6-7 мес) - комбинированные. Консервированные продукты питания имеют различную степень измельчения в зависимости от реко­мендуемого возраста введения продукта.

Для приготовления блюд прикорма и различных напитков, которые можно давать ребёнку как дополнительное питьё, следует использовать специальную питьевую воду для детского питания с гарантированным качеством. Такая вода не требует кипячения, но после вскрытия бутылки воду можно использовать без кипячения только в течение 2 сут. Обычная водопроводная вода, несмотря на очистку, не соответствует требованиям, предъявляемым к детскому питанию.

К специализированным продуктам питания промышленного выпуска для детей раннего возраста относятся:

• фруктовые, овощные, фруктово-овощные соки и нектары;

• фруктовые, фруктово-овощные, фруктово-зерновые, фруктово-молочные пюре;

• продукты прикорма на зерновой и зерно-молочной основе (молочные и без­молочные каши, растворимое печенье); • консервы на мясной, мясо-растительной и растительно-мясной основе;

• консервы на рыбо-растительной и растительно-рыбной основе;

• молочные продукты прикорма (творог, кефир, йогурт и др.);

• специальные детские чаи и отвары.

ПРАВИЛА ВВЕДЕНИЯ ПРОДУКТОВ И БЛЮД ПРИКОРМА

Организация питания детей требует обязательного выполнения правил введе­ния прикорма. Несоблюдение этих правил может привести к развитию пищевой непереносимости, а также к формированию отрицательных рефлексов на новые виды пищи на длительный срок.

• Начинать вводить новые блюда и продукты прикорма следует только здоро­вому ребёнку. Новые блюда не вводят при острых заболеваниях, изменении условий жизни (поездки, переезды), проведении профилактических приви­вок.

• Каждое новое блюдо или продукт прикорма следует начинать вводить с малых количеств, ежедневно увеличивая порцию и постепенно доводя её до нужного объёма.

• Введение нового вида прикорма возможно только после привыкания к пред­ыдущему. Недопустимо одновременное введение более одного нового блюда прикорма.

• Вначале всегда следует вводить блюда прикорма из одного вида продуктов (однокомпонентные), после привыкания к ним вводят поликомпонентные, а затем комбинированные.

• Консистенция блюд прикорма меняется постепенно, в зависимости от возрас­та ребёнка, проходя последовательные этапы: сначала гомогенная (4-6 мес), затем пюреобразная и мелкокусочковая (7-9 мес), к концу года (10-12 мес) более плотная и крупнокусочковая.

• Новые продукты прикорма лучше вводить в утренние часы, чтобы проследить за реакцией ребёнка. При этом следует наблюдать за поведением ребёнка, его самочувствием, характером стула, состоянием кожи и др. При появлении сим­птомов непереносимости продукт (или его компонент) исключают из питания минимум на 1 мес.

• Блюда прикорма дают перед кормлением грудью (или детской молочной смесью), когда ребёнок голоден. После кормления блюдами прикорма можно приложить ребёнка к груди для поддержки и сохранения лактации.

• Следует придерживаться рекомендаций по срокам введения новых видов при­корма и объёмам блюд и продуктов, но при этом учитывать индивидуальные особенности ребёнка.

• Блюда прикорма дают в тёплом виде, ребёнка приучают есть из ложки (с 4-6 мес), а с 7-9 мес — пить из чашки. Желательно, чтобы ребёнок сидел за специальным детским столиком со стульчиком.

• При введении прикорма следует проявлять по отношению к ребёнку ласковое внимание, терпение и настойчивость. При отказе ребёнка от нового продукта при первом введении его следует предлагать ежедневно в течение 8-10 дней для знакомства и продолжать введение до 10-15 дней для закрепления навы­ка потребления.

• Рекомендуется учитывать индивидуальные вкусовые предпочтения ребёнка и обеспечивать возможность самостоятельного выбора — какие продукты и сколько ему съесть.

• Блюда прикорма готовят непосредственно перед каждым кормлением. Остатки еды не подлежат хранению и повторному использованию.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И СРОКИ ВВЕДЕНИЯ ВИДОВ ПРИКОРМА

Для обеспечения здорового полноценного сбалансированного питания ребёнка второго полугодия жизни необходимо использовать широкий ассортимент про­дуктов, которые становятся основой для приготовления блюд прикорма. Все эти продукты можно разделить на 5 основных групп: фрукты/овощи, зерновые, мясо/ рыба/яйца, молоко/молочные продукты и жиры. В период введения прикорма важно постепенно включать в рацион питания ребёнка разнообразные продукты из всех 5 групп.

В первом полугодии жизни при грудном вскармливании ребёнок, как правило, не нуждается в дополнительном введении жидкости. При искусственном вскарм­ливании, учитывая большую нагрузку осмотически активных веществ на орга­низм, ребёнку можно предлагать между кормлениями дополнительную жидкость из расчёта 15 мл на кг массы тела в сут. При введении прикорма осмотическая нагрузка увеличивается ещё больше (в 2 раза и более), поэтому ребёнку показано дополнительное введение жидкости к основному рациону в объёме 15-20 мл на кг массы тела в сут (в среднем до 200 мл). Потребность в воде в основном удовлетво­ряется за счёт жидкости, входящей в состав фруктов и овощей.

При составлении дневного и недельного рациона следует учитывать, какими нутриентами обеспечивают организм ребёнка продукты каждой группы. Это будет гарантировать удовлетворение всех потребностей ребёнка в энергии и пищевых веществах. При таком подходе ребёнок будет получать полноценные раститель­ные и животные белки (источники — мясо, рыба, молочные продукты, злаки); оптимальное количество углеводов (злаки, овощи, фрукты); полноценные рас­тительные и животные жиры (молочные продукты, мясо, рыба, сливочное и рас­тительное масло, желток); витамины, минералы, микроэлементы (продукты всех групп). Важнейшее значение для поддержания нормального биоценоза кишечника, формирования каловых масс, стимуляции кишечной моторики имеют раститель­ные пищевые волокна (злаки, овощи, фрукты). Их содержание в рационах детей раннего возраста должно быть строго сбалансировано. Если прикорм вводится до 5-6-месячного возраста, блюда, содержащие пищевые волокна, вводят с большой осторожностью, так как можно вызвать диарею и кишечные колики. Для ребёнка в возрасте от 6 до 12 мес количество пищевых волокон не должно превышать 5 г в день.

Один из самых широко обсуждаемых в современной детской диететике - вопрос о последовательности введения различных видов прикорма. С позиции доказа­тельной медицины данных о преимуществах последовательности введения того или иного продукта или блюда нет, признаётся лишь необходимость адек­ватного поступления с прикормом необходимых пищевых веществ, включая микронутриенты (железо, кальций, цинк, йод и др.). Поэтому в практике вскармливания детей первого года жизни есть существенные отличия в разных регионах мира.

Сроки введения различных видов прикорма и в России, и в зарубежных странах неоднократно пересматривались. Термин «рекомендуемый срок» означает тот возраст ребёнка, начиная с которого потребление данного продукта или блюда безопасно для основной массы здоровых детей. С учётом индивидуальных особен­ностей малыша возможно изменение срока введения того или иного вида прикор­ма по совету педиатра. Принятая в России примерная схема введения продуктов и блюд прикорма утверждена МЗ РФ в 1999 г. За последнее время в неё были вне­сены некоторые изменения, многие позиции по изменению схемы широко обсуж­дают на научных симпозиумах и в печати. С 2005 г. в России началась работа по формированию Национальной научно-практической программы «Питание детей грудного и раннего возраста», одним из аспектов которой стала оптимизация реко­мендаций по питанию здорового ребёнка, по организации прикорма, по срокам, последовательности введения и ассортименту продуктов прикорма.

Вопрос об оптимальных сроках введения соков многие годы дискутируется. При раннем введении соков у части детей, во-первых, могут возникнуть аллергические реакции. Во-вторых, могут возникнуть диспепсические нарушения, кишечные колики и др. Они связаны с недостаточной зрелостью ферментных систем, высо­кой осмоляльностью соков и наличием в них пищевых волокон, усиливающих перистальтику кишечника. Поэтому в последние годы сложилось представление о возможности выбора индивидуального срока введения для каждого ребёнка (с 4 до 6 мес) в зависимости от его зрелости, но не ранее 4 мес. При исключительно грудном вскармливании давать соки можно с 6 мес и позже даже после вве­дения в рацион других видов прикорма.

Сроки введения фруктовых пюре выбирают индивидуально (с 4 до 6 мес) в зависимости от степени зрелости ребёнка и вида вскармливания. При исключи­тельно грудном вскармливании фруктовое пюре вводят после 6 мес жизни. Сейчас появились рекомендации о допустимости введения вначале фруктового пюре, а затем сока. В некоторых странах соки и фруктовые пюре назначают после того, как ребёнка приучили к овощам. После адаптации к этим продуктам и при их пере­носимости назначают основной прикорм.

Основной прикорм — это энергоёмкие продукты и блюда более густой конси­стенции с постепенно усложняющимся составом. Все блюда и продукты основного прикорма можно разделить на 2 группы. К первой относятся блюда, которые по пищевому составу и энергетической ценности могут заменить полный разовый приём грудного молока (энергетически значимый прикорм). К ним относятся: ово­щные пюре (рекомендуемый срок введения — с 5 мес), молочные каши (с 6 мес), пресные и кислые последующие детские молочные смеси, кефир и йогурт (после 8-10 мес). Ко второй группе относят не менее важные по пищевой и энергетиче­ской ценности продукты, но их на первом году жизни дают в небольшом количе­стве, которые служат дополнением к блюдам первой группы, и рекомендуемые их объёмы не следует превышать. К ним относятся: мясное (с 6-7 мес) и рыбное (с 8-9 мес) пюре, творог (после 6 мес), желток куриного яйца (после 6 мес), сливоч­ное и растительное масло (с 5-6 мес).

Уже упомянутые комбинированные блюда прикорма промышленного выпуска объединяют продукты перечисленных групп. Это энергоёмкие блюда прикорма, которые могут заменить полный разовый приём грудного молока (или его замени­телей). Эти продукты назначают в сроки, которые соответствуют срокам введения более позднего компонента, входящего в их состав.

Отечественные нутрициологи считают более целесообразным вводить в рацион питания здорового ребёнка вначале овощные пюре в среднем с 5,5-6 мес, а уже затем молочные каши. Если кашу вводят раньше овощного пюре, приучить ребён­ка к менее вкусному (по сравнению с кашей) овощному блюду гораздо труднее.

Введение овощного пюре следует начинать с одного вида овощей (однокомпонентное пюре), а затем и при домашнем приготовлении, и при использовании ово­щных консервов предпочтение следует отдавать пюре из нескольких видов овощей (поликомпонентным). Однако их вводят после того как ребёнок привыкнет к однокомпонентным пюре и при отсутствии симптомов пищевой непереносимо­сти. После 7 мес овощное пюре сочетают с мясными видами прикорма, а после 8-9 мес — с рыбными видами или вводят комбинированные мясо-растительные или рыбо-растительные консервы. Введение овощного пюре и адаптация к нему занимают 3-4 нед. Овощное пюре может частично или полностью заменить одно из кормлений грудью матери.

С другой стороны, практика организации прикорма в странах Европы показала, что включение в рацион несладких каш промышленного выпуска, обогащённых железом, цинком и другими компонентами, раньше овощного пюре — способ про­филактики дефицитных состояний у детей второго полугодия жизни. Кроме того.

применение каши без сахара облегчит привыкание к несладкому овощному пюре в качестве следующего вида прикорма.

Таким образом, выбор первого блюда основного прикорма требует индивиду­ального подхода. Большинству здоровых детей, а также детям со склонностью к избыточной массе целесообразно вначале ввести овощное пюре, а затем кашу. Но если малыш недостаточно прибавляет в массе, имеет неустойчивый стул, склон­ность к срыгиваниям, признаки рахита, анемии, рекомендуют вначале ввести кашу, а затем овощное пюре. Также обсуждают вопрос о преимуществах введения каши, обогащённой железом и другими компонентами, в качестве перового блюда прикорма детям на исключительно грудном вскармливании.

Сначала вводят каши из безглютеновых злаков — риса, гречи, кукурузы, чтобы не спровоцировать развитие глютеновой энтеропатии (целиакии). Первой реко­мендуют вводить наиболее легкоусваяемую рисовую кашу, затем гречневую, куку­рузную, овсяную и в последнюю очередь (не ранее 8-9 мес) манную.

Наиболее целесообразно применять молочные инстантные каши промыш­ленного выпуска. Они обогащены основными витаминами, кальцием, железом, цинком, йодом и другими необходимыми веществами, что предупреждает раз­витие дефицитных состояний у детей старше 6 мес. Вначале используют каши, приготовленные из одного вида злаков, а после привыкания к ним (с 6-7 мес) можно вводить каши из 2-3 и более компонентов. С 6-7 мес можно использовать комбинированные продукты — крупы с овощами или фруктами. В последние годы появились каши промышленного выпуска с про- и пребиотиками, оказывающими положительное влияние на состав кишечной микрофлоры.

Молочная каша (до 150 г) и фруктовое пюре (50 г) могут частично или полно­стью заменить ещё одно из кормлений грудью матери. Введение молочной каши и адаптация к этому блюду занимают 2-3 нед. Таким образом, к 7-8 мес можно полностью заменить 2 кормления грудью матери (или заменителями женского молока). Однако для сохранения лактации по желанию матери можно приклады­вать ребёнка к груди после приёма блюд прикорма.

Согласно рекомендуемой схеме мясо вводят в ежедневный рацион питания ребёнка с 7 мес, так как именно к этому сроку созревают ферментные системы ЖКТ, обеспечивающие протеолиз белков мяса.

Однако, по мнению экспертов по питанию ряда европейских стран, введение мясного прикорма оптимизирует баланс железа в организме, поэтому оптимальным сроком введения мясного при­корма считают возраст 5-6 мес.

Вопрос остаётся спорным и требует дополнительных научных исследований. Многие отечественные педиатры соглашаются с рекомендациями о введении мяса с 6 мес, особенно, учитывая наличие консервированных мясо-растительных пюре, в которых содержание мяса невелико, что позволяет избежать избыточной белко­вой нагрузки при более раннем введении мяса. Вопрос о сроках введения с 6 или 7 мес решают индивидуально.

Итак, с 6-7 мес вводят в рацион мясное, а с 8-9 мес - рыбное пюре (2 раза в нед вместо мяса), сочетая эти виды прикорма с овощным пюре. С введением мясного пюре кормление приобретает вид обеда (мясо + овощи). С 8-9 мес в дневной раци­он питания могут быть введены в небольшом количестве овощные супы, завершая формирование обеда на первом году жизни. С 10-11 мес мясо дают в виде фрика­делек, а к концу первого года — в виде паровых котлет или суфле. Рекомендуется широко использовать в рационах детей мясные консервы, которые делятся на чисто мясные (содержание мяса составляет около 60-70%), мясо-растительные (содержание мяса 20-30%) и растительно-мясные (содержание мяса 10-15%), а также рыбо-растительные консервы (10-20%).

При всех положительных качествах рыба относится к сильным потенциальным аллергенам, поэтому её вводят с особой осторожностью, наблюдая за реакцией ребёнка. Если ребёнок относится к группе риска по развитию аллергии, введение рыбы откладывают до 12 мес и позже (сроки индивидуальны), а если уже имеет проявления аллергии, введение рыбы вообще не показано.

В соответствии с принятой схемой детям после 6 мес можно вводить творог (вначале сочетают с женским молоком, а затем с кисломолочными смесями), а затем желток куриного яйца, добавляя его в кашу или овощное пюре. Однако в последние годы развернулась дискуссия, касающаяся вопросов перегрузки рацио­на питания детей второго полугодия жизни белком, особенно при искусственном вскармливании. С этих позиций представляется целесообразным более позднее введение творога — с 8 мес при естественном вскармливании и значительно позже, может быть даже после одного года, — при искусственном.

На первом году жизни используют нежирные (от 4 до 10%) виды творога, вна­чале без добавок, а позже с фруктовыми наполнителями. В качестве блюда при­корма следует использовать специализированный детский творог промышленного выпуска. Творог, приготовленный в домашних условиях, а также творог промыш­ленного выпуска, приготовленный по технологии для взрослых, не подходят для детей второго полугодия жизни.

С 6-7 мес в рацион вводят печенье, а затем сухарик белого хлеба, с 8 мес - пше­ничный хлеб. Относительно новый продукт — ле

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
Правильно питаемся после года. часть 2 06.05.2011, 01:12 При составлении меню очень важно правильно сочетать продукты. Если, например, на завтрак дается каша, то на обед или ужин лучше приготовить овощные ... подробнее
Прикорм шаг за шагом 14.11.2011, 09:28 в несколько сокращенном варианте вышла в "мама, папа, дети" (http://mpdm.ru/nomer/2011-15/pervaja-degustatsija/. Возраст вашего крохи приближаетс... подробнее