режим дня малыша

06 Мая 2011, Просмотров: 34965, Автор админ
Режим дня младенца – традиционная тема всех без исключения научно-популярных пособий по уходу за ребёнком. Поэтому я остановлюсь специально лишь на психологических вопросах, возникающих в связи с режимными моментами на первом году жизни ребёнка. Прежде всего – это проблема Вашего отношения к режиму.
Некоторые матери являются приверженцами строгого соблюдения режима дня, и особенно режима кормления. А другие предпочитают гибкий график, считая его более подходящим для ребёнка. Особенно часто на строгой пунктуальности в соблюдении режима питания настаивают врачи, уверяя мам, что нерегулярность ведёт к избалованности ребёнка, а строгое расписание – залог его здоровья и счастья.
Ещё совсем недавно детские врачи (особенно старой закалки) советовали матерям подходить к ребёнку только в точно установленные часы кормления, в остальное же время не обращать на него никакого внимания, и уж ни в коем случае не целовать и не ласкать, а иначе он избалуется. Большинство детей приспосабливается к строгому режиму, выпивая достаточно молока, чтобы выдержать перерыв до следующего кормления. Но всегда есть дети, которым в первые месяцы трудно свыкнуться с определённым режимом. Особенно это касается малышей, находящихся на грудном вскармливании. Возможно, они не могут высосать необходимого количества молока или засыпают, не успев насытиться, или это беспокойные дети, которых мучат газы. Как быть с ними? Стремление соблюсти строгий режим, как правило, приводит к тому, что ребёнок много кричит, а его мама постоянно пребывает в отчаянии. С психологической точки зрения будет наиболее правильно, если Вы сначала подчинитесь требованиям ребёнка, а затем постепенно установите режим, удобный для Вас и для него. Соблюдение гибкого режима с разумным количеством кормлений в более или менее определённые часы положительно сказывается и на ребёнке и на родителях, учитывая интересы обеих сторон и придавая совместной жизни своеобразный ритм.

В первые месяцы жизни организм детей постепенно приспосабливается к окружающей обстановке и привыкает к определенному режиму. Это происходит по мере развития у них коры головного мозга путем приобретения рефлекса на определенное время.

Для детей необходимо составлять режим дня, включая в него: питание, туалет, закаливание, физические упражнения, массаж и игры.

Примерный режим для ребенка от 1,5 до 3 месяцев: кормление 7 раз в день через 3 часа; бодрствование 5 раз по 1,5 часа; сон днем 4 раза по 1,5 часа, ночью — 10,5 часа.
С возрастом периоды бодрствования детей увеличиваются, поэтому в режим вносятся соответствующие изменения.
Примерный режим для ребенка 5-6 месяцев: кормление 5 раз в день через 4 часа; бодрствование 4 раза по 2 часа; сон днем 3 раза по 2 часа, а ночью — 10 часов.
В 9-10 месячном возрасте длительность дневного сна сокращается до 4-3,5 часа, а суточного сна до 14-13,5 часа. Дети уже могут не спать до 2,5-3,5 часа подряд.
Дети старше 9-10 месяцев спят днем 2 раза и бодрствуют 3 раза.

При переходе с одного режима на другой ребенку обычно требуется несколько дней, чтобы привыкнуть к новому распорядку.
Во время бодрствования детям необходимы полноценное питание, хороший гигиенический уход и закаливание. Гимнастика, способствующая росту и образованию двигательных навыков ребенка, включается в режим 1-2 раза в первой половине дня.

У детей от 1 года до 3 лет режим несколько иной. Дети спят днем только 2 раза. С 1 года 2-3 месяцев они уже бодрствуют 3-4 часа подряд. Постепенно период бодрствования удлиняется, и в возрасте 1 года 8-10 месяцев дети могут бодрствовать подряд несколько (4,5-5) часов. Конечно, распределение часов сна в течение суток может меняться.

Дети от 1 года 2 месяцев до 1 года 10 месяцев должны спать всего 13-13,5 часа, из них 3-3,5 часа днем.
Дети 1,5 года могут спать днем 1 раз. Дети старше 1 года 8 месяцев могут активно бодрствовать без признаков утомления 5-5,5 часа, а более старшие дети — даже 6,5 часа.

Дети 2,5-3 лет спят по 12-12,5 часа, из них днем 2-2,5 часа.
Переводить ребенка с одного режима на другой необходимо постепенно, учитывая, что приспособление к новому режиму продолжается в течение нескольких дней. Воздушные ванны, обтирания водой, прогулки на свежем воздухе и другие формы закаливания укрепят организм малыша. Установленный индивидуальный режим ребенка необходимо соблюдать точно, но не формально. В отдельных случаях (при плохом самочувствии ребенка, повышенной раздражительности, болезни и т. п.) необходимо разумно отойти от принятого порядка и обязательно показать ребенка врачу.
В понятие «режим» включается также соблюдение ряда гигиенических правил.

Для того чтобы ребенок рос здоровым, спокойным, чтобы в течение дня сон, еда, самостоятельная игра и общение со взрослыми нашли свое место и сменяли друг друга в наиболее целесообразной последовательности, необходимо создать у ребенка «привычку к определенному часу». Соблюдение научно обоснованного режима дня позволяет удовлетворить физиологические потребности ребенка в необходимой продолжительности сна, бодрствования, количестве кормлений и интервалах между ними. Режим дня организует поведение детей, создает у самых маленьких ощущение благополучия, вносит ритм в работу нервной системы. При его выполнении вырабатываются условные рефлексы на время. Благодаря этому организм как бы заранее подготавливается к той или иной деятельности. Так, при приближении привычного времени кормления начинают вырабатываться пищеварительные соки, а ко времени укладывания ребенок становится сонным. Это способствует лучшему усвоению пищи, быстрому засыпанию. Привыкая к определенной последовательности в течение дня, например, мыть руки перед едой или спать после обеда, ребенок принимает предложение взрослого как должное, без возражений и капризов, а иной сам сообщает о необходимости выполнить то или иное действие. «Теперь гулять пойдем», — говорит двухлетний мальчик после завтрака.

В первые три года жизни, как уже отмечалось, для ребенка характерен чрезвычайно быстрый темп развития. По мере того как малыш становится старше, возрастает работоспособность нервной системы. Это ведет к необходимости несколько раз на протяжении трех лет изменять режим дня.
На первом году жизни режим дня меняют трижды: в 2,5— 3 месяца, 5—6 месяцев и в 9—10 месяцев. Для детей второго года жизни устанавливаются два режима: до 1,5 лет ребенок спит днем два раза, а после 1,5 лет один раз. С 1,5 до 3 лет режим дня в целом не изменяется, но продолжительность дневного сна у детей второго года жизни должна быть большей по сравнению с детьми третьего года жизни. Прежде чем изменить режим, надо посоветоваться с врачом!

Режим дня ребенка от  5 мес до 9 мес
Кормление
I - 7.00
II - 11.00
III - 15.00
IV - 19.00
V - 23.00       
Сон дневной
I — с 9.00 до 11.00
II — с 13.30 до 15.00
III — с 17.30 до 19.00
Бодрствование
I — с 11.00 до 13.00
II — с 15.00 до 17.00
III — с 19.00 до 21.00         
Сон ночной
с 21.00 до 7.00 с одним перерывом на ночное кормление в 23.00
 
Режим дня ребенка от 9 мес до 1 года
Кормление
I - 7.00
II - 10.00
III - 14.00
IV - 17.30
V - 20.30       
Сон дневной
I — с 10.30 до 12.30
II — с 15.30 до 17.30
Бодрствование
I — с 7.00 до 10.30
II — с 12.30 до 15.30
III — с 17.30 до 21.00         
Сон ночной
с 21.00 до 7.00
 
Режим дня ребенка от 1 года до 2 лет
7.00 — 7.30                   — подъем,   одевание,   умывание
7.30 — 8.00                   — завтрак
8.00 —11.00                  — прогулка, игры на воздухе
11.00 — 13.00               — сон
13.00 — 13.30               — обед
13.30 — 16.00               — прогулка
16.00                             — полдник
16.30 — 18.00               — сон
18.00 — 19.00               — прогулка или игры дома, активные занятия
19.00 — 19.30               — ужин
19.30 — 21.00               — прогулка или спокойные игры дома
21.00 — 7.00                 — ночной сон
 
При составлении режима надо исходить из приведенных выше данных, но при этом учитывать индивидуальные особенности. Так, например, ослабленного, болезненного ребенка полезно несколько позднее переводить на новый режим. До 1,5 лет ребенок обязательно должен спать днем два раза. Чаще всего второй раз плохо засыпают легковозбудимые дети, т. е. те, которые в большей мере, чем другие, нуждаются в отдыхе. Иногда приходится делать небольшие отступления от режима: если ребенок утомился, зевает, уложить его пораньше. Ребенка первого года жизни, если он проснулся и плачет, можно накормить на 15—20 мин. раньше установленного времени. Однако, если подобные явления повторяются изо дня в день, надо посоветоваться с врачом, не изменить ли режим дня, и проверить, достаточно ли пищи получает ребенок.

При назначении нового режима надо проследить за самочувствием малыша. Как правило, перевод на новый режим детей 3—6 месяцев проходит безболезненно. В 9—10 месяцев, когда ребенка начинают укладывать спать днем два раза, (до этого он спал днем три раза) на новый режим ребенка переводят постепенно: либо сокращают в течение нескольких дней продолжительность одного дневного сна, либо через два-три дня после перевода на новый распорядок, возвращаются к прежнему на один — два дня и затем снова устанавливают режим, соответствующий возрасту ребенка.

Необходимо соблюдать правильное чередование сна, бодрствования и кормления. На первом году жизни целесообразно установить такую последовательность, при которой сон непосредственно предшествует кормлению, а после кормления ребенок бодрствует. В таком случае малыш активен во время бодрствования, а утомившись, быстро засыпает, выспавшись, охотно ест. Неправильно думать, что ребенок должен засыпать у груди матери сразу после еды. К чему это приводит? Поспав после кормления, он просыпается, не ощущая сытости, начинает требовать еды раньше установленного по режиму времени, плачет и устает. Бодрствование его проходит неполноценно, при недостаточной активности (а ведь именно в эти отрезки дня он может многое узнать и многому научиться!). Ко времени кормления он уже утомлен, плохо ест и, не съедая положенной нормы, засыпает. Только при переводе ребенка на режим с одним дневным сном его укладывают после обеда.

Внимательное отношение взрослого к самочувствию ребенка, спокойный тон, побуждение его к активности способствуют тому, что малыш охотно принимается за еду, не противится одеванию, радуется, когда его купают. Это позволяет избежать капризов и многих огорчений во взаимоотношениях взрослого и ребенка, укрепляет их привязанность.

Важно создать у детей и соответствующий настрой: перед укладыванием спать исключить все, что может возбуждать, а ребенка, владеющего речью, предупредить о том, что ему вскоре предстоит делать. Например, предложить уложить куклу или мишку, напомнив, что и ему скоро надо отправляться спать.
 
СОН
Ребенку необходим крепкий и достаточный по продолжительности сон. Во время сна восстанавливается работоспособность нервных клеток мозга. Если ребенок выспался, у него хорошее настроение, он активен, деятелен. А когда малыш не доспал, он капризен, вял или, напротив, возбужден. При этом страдает не только его поведение во время бодрствования, но и сам сон: перевозбудившийся от недосыпания ребенок с трудом засыпает, когда наступает время следующего сна. Это может создавать ложное впечатление, будто он не хочет спать и нуждается в сокращении сна. Всячески оберегайте сон ребенка. Укладывайте его спать днем столько раз, сколько предусмотрено режимом дня, соответствующим его возрасту.
Не затевайте с ним шумных веселых игр. Переход от бодрствования ко сну должен быть постепенным. Не надо рассказывать перед сном новую сказку или историю, которая произведет на него сильное впечатление. Лучше посмотреть вместе с ним картинки или вспомнить уже знакомую сказку. Помните: возбужденный перед сном ребенок долго не может заснуть. Привычная обстановка, постоянная последовательность приготовлений: туалет, переодевание (так же, как и определенное время укладывания) помогают ребенку быстрее заснуть.

Для спокойного сна надо создать соответствующие условия. Нет необходимости приучать малыша спать при абсолютной тишине и в темноте. Малейший шум и свет в другой обстановке нарушат его сон. Однако ошибочно мнение, что ребенка надо приучать спать при ярком свете, включенном на полную громкость радио или телевизоре. Даже в тех случаях, когда дети внешне не реагируют на яркий свет или громкий звук, эти раздражители тем не менее действуют на мозг, и отдых становится неполноценным, Во время сна маленьких детей можно вполголоса разговаривать, свет полностью не гасить, но позаботиться о том, чтобы он не падал на лицо малыша.

Не следует приучать ребенка засыпать при дополнительных воздействиях: укачивании, похлопывании и др. Сон является естественной потребностью организма, вызываемой утомлением в период бодрствования, и нет нужды приучать малыша к каким бы то ни было «снотворным» средствам. Если же малыш пассивен, недостаточно деятелен в часы, отводимые для игр, у него не возникает потребности в отдыхе, он медленнее засыпает и хуже спит.
 
ПРОГУЛКА
Прогулка важна для ребенка не только потому, что в это время ребенок дышит свежим воздухом. Во время прогулки малыш познает окружающий мир.
Дети первого года жизни дневной сон и часть бодрствования проводят на улице. Свежий воздух способствует быстрому засыпанию младенца. Малыши в возрасте от 1 года до 1,5 лет еще с трудом передвигаются в теплой одежде. Поэтому в холодное время года они мало гуляют, а потребность в свежем воздухе удовлетворяется во время сна на балконе или на улице. После 1,5 лет дети гуляют два раза в день. Надо, чтобы во дворе, в сквере, в лесу они много двигались, учились преодолевать небольшие препятствия, общались со сверстниками. Различные игрушки: машины, санки (в зависимости от времени года), совки, лопатки, формочки, мячи, обручи, велосипед — помогут ребенку провести время интересно и весело.
 
ХОРОШЕГО АППЕТИТА!
Залог того, что это пожелание сбудется — правильное кормление ребенка. У детей первого полугодия жизни обычно не возникает казусов с кормлением, если не нарушается режим. С 5—6 месяцев, когда врач назначает первый прикорм, кашу или пюре надо давать только с ложки, а не бутылочкой. Это поможет в дальнейшем (в 8—9 месяцев) перевести ребенка на так называемое «ползунковое» меню, приучить его к пище, более разнообразной по консистенции и вкусовым качествам. Если пищу ребенку дают через соску из бутылочки, у него задерживается развитие функций жевательного аппарата, образуется привычка принимать только жидкую пищу; попытка накормить его густой, если привычка укрепилась, может привести к рвоте. Ребенок в таком случае не получит полноценного питания, необходимого для его роста и развития.

Важно также вовремя приучить ребенка к пище, разной по вкусу. Это способствует развитию вкусовых ощущений и позволяет правильно составлять рацион ребенка. Если малыш неохотно ест новое блюдо или вовсе отказывается от него, не надо стараться подсластить пищу. Этим только поддерживается привычка к однообразной сладкой еде, и в дальнейшем кормить ребенка будет еще труднее. Лучше дать несколько ложек нового блюда в начале кормления, пока ребенок голоден, а потом докормить привычным.

Здоровые дети, если их правильно кормят, обычно едят с аппетитом. Если ребенок плохо ест, лучше пропустить одно кормление. Не следует прибегать к различным развлечениям, стараясь, как это делают иногда, незаметно вложить малышу лишнюю ложку каши. Для того чтобы пища хорошо усваивалась, внимание ребенка должно быть сосредоточено только на еде. Ее вид и запах способствуют отделению пищеварительных соков, которые обеспечивают ее переваривание.

Нельзя кормить ребенка насильно. Отказ от пищи обычно имеет причины: он может быть вызван непривычной обстановкой, новым блюдом, возможно, малыш не успел проголодаться или нездоров. В любом случае не следует принуждать ребенка есть, так как это лишь вызовет у него протест и закрепит отрицательное отношение к еде. При этом маленький ребенок начинает бояться кормления, плакать, отворачиваться от ложки, а постарше ищет возможности спрятаться, чтобы избежать приема пищи. В таких случаях кормление может сопровождаться рвотой.

Для того чтобы поддержать у ребенка аппетит, надо прежде всего спокойно относиться к вполне естественным колебаниям в его поведении, не давать слишком больших порций, побуждать к проявлению активности. Самым маленьким подносить ложку ко рту, когда он открыт, а не вкладывать ее насильно, «пробиваясь» сквозь сомкнутые губы.

С 7—8 месяцев малыша приучают пить из чашки, придерживая ее вместе с ним; в 8—9 месяцев учат во время обеда «откусывать» хлеб.
Годовалый ребенок может брать чашку со стола и, удерживая ее, самостоятельно пить. В этом возрасте его начинают учить во время обеда пользоваться салфеткой, самостоятельно садиться за стол.
 
 

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

23 Февраля 2017г, 22ч 04мин

Очень познавательно.



Читайте также
Подтяжка лица в домашних условиях 03.04.2017, 03:09 Подтяжка лица в домашних условиях http://kok7.ru/wp-content/uploads/2017/03/main-125329-8fa5ef167de10b86c56a53140d32aeac-158x158.jpg О том, какие ме... подробнее
Колики у новорожденных 19.05.2011, 09:59 Одной из главных проблем, с которой сталкиваются молодые родители уже с первых недель рождения малыша, являются колики новорожденных. На это понятие... подробнее