Осваиваем трехмерное пространство

06 Мая 2011, Просмотров: 5179, Автор админ

Для начала всем следует понять, что развитие ребенка – это закономерный процесс, и подгонять его не только не имеет смысла, но и может быть вредно, особенно если за дело берется человек, имеющий смутные познания в детской физиологии.

Часто на мамских форумах можно прочитать такие фантастические факты о развитии их детей, как: «мой Андрюша держит голову с рождения», «моя Маша мама сказала в 2 месяца», «а мой Егорушка на горшок просился в 4 месяца». Начитавшись подобных историй, родители пытаются добиться от своего ребенка подобных результатов, «чтобы не хуже, чем у всех». Стоит ли так пытать своих детей?

В возрасте 5-6 месяцев большинство детей уже могут сидеть, на бедре или опираясь обо что-то ручками. Пятимесячный ребенок удерживает предметы полминуты, подносит их ко рту, мусолит свои ручки. Дети в возрасте 5 месяцев большое внимание уделяют осязанию и рассматриванию в руках разных предметов. Малыши охотно суют пальчики в разные отверстия, дырочки, колечки.  Им очень нравится стучать игрушками, бить ими по столу или другой игрушке. Для тренировки мышц рук малыша хороши резиновые и мягкие пластиковые игрушки, которые ребенок может сжимать и мять, разрабатывая, таким образом, кисть руки. Многие игрушки к тому же при сдавливании пищат, что очень нравится малышам.

Для более быстрого развития малыша чаще давайте возможность ему после полугода перемещаться по полу. Здесь малыш чувствует себя спокойнее, так как может поворачиваться и ползать свободно, не ударяясь о спинку или о стенки кроватки. На полу можно разместить различные мягкие подушки и валики, разложить игрушки и яркие картинки.

Вы должны тщательно подготовиться к тому, чтобы опустить малыша на пол — пол должен быть чистым, теплым, гладким, абсолютно безопасным. Вымойте пол с мылом или дезинфицирующим средством, выбрав такое, которое бы не вызвало раздражение нежной кожи ребенка. После этого промойте его чистой водой и дайте высохнуть.

Пол должен быть гладким, для этого хорошо подходит деревянный или ковролин, линолеум нежелателен, так как на нем легко поскользнуться. Покрытие должно плотно прилегать к поверхности пола. На пути малышу не должны встречаться предметы, которые могут упасть от незначительного толчка, а также всевозможные щепки, осколки, бусинки; различные провода и штепсельные розетки должны быть недоступны вашему малышу. Электронагревательные приборы также представляют опасность для ребенка. Острые углы мебели лучше накрыть одеялами или подушками. К полугоду ребенок нередко сидит без поддержки с полусогнутыми ножками, встает на четвереньки, а некоторые дети уже начинают ползать.

Необходимо стимулировать ползание, для этого помещайте перед малышом красивые яркие предметы, до которых ему хотелось бы добраться.

Каждый ребенок избирает свою индивидуальную манеру ползания — на животе или на четвереньках, боком или пятясь, на коленках или вытянутых ножках. Не волнуйтесь, если ваш ребенок так и не научится ползать. Обычно такие дети начинают рано ходить.

Ползание — важный этап развития малыша, который нельзя упустить. Причем невропатологи считают, что ползание оказывает гораздо большее влияние на дальнейшее развитие ребенка, чем первый шаг. Именно во время периода ползания, предшествующего первым шагам, устанавливается взаимосвязь между правым и левым полушариями головного мозга. У детишек, которые рано начали ползать, развиты оба полушария головного мозга, и преобладание одного над другим незначительно. Ранние \"ползунки\" отличаются всесторонним развитием и успехами, как в гуманитарных, так и в точных науках.

Кроме того, в 8-9 месяцев ползание обеспечивает наиболее оптимальное распределение физических нагрузок. Дело в том, что эмоциональное и психологическое состояние малыша тесно связано с физическими нагрузками. Работа мышц поддерживает тонус центральной нервной системы: чем меньше двигается ребенок, тем пассивнее его восприятие окружающего мира, тем неувереннее он себя чувствует. Отсюда в будущем появляется эмоциональная неустойчивость, замкнутость и безынициативность. При недостаточной нагрузке мышц замедляется развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, ухудшается кровообращение и нарушается обмен веществ. Кстати, у малоподвижных детей гораздо ниже иммунитет, они часто болеют и тяжело переносят даже легкую простуду.

 

Восемь факторов \"неползания\".

Прежде, чем приступать к развитию навыков ползания, необходимо выяснить, почему ребенок не предпринимает попыток передвигаться на четвереньках. Специалисты выделяют восемь факторов, препятствующих развитию ползания.

1.Недоразвитие мышц или слабость мышечно-связочного аппарата (например, в результате рахита). Этот диагноз ставит врач-педиатр при регулярных осмотрах. Он же назначает соответствующее лечение и массаж. Если игнорировать советы врача и самостоятельно развивать у ребенка навыки ползания — это может привести к серьезным травмам связок и мышц.

2.Излишний вес. Детский скелет еще очень слабый и не в состоянии выдерживать нагрузки излишнего веса. Перекормленный, \"тучный\" ребенок отстает в физическом развитии, позже садится, позже начинает ползать и ходить. Такому ребенку просто-напросто тяжело двигаться.

3.Длительное пребывание в постели или в малоподвижном положении (в результате болезни, в стременах, гипсах и прочем). Детишки, которые в первые шесть-восемь месяцев жизни много болели, часто отстают в физическом развитии. В этом случае не стоит торопить события. Окрепнув, ребенок быстро научится ползать.

4Травмы конечностей. При имеющих место переломах конечностей, растяжении связок или сильных ушибах ребенку может быть больно ползать. В этом случае вам потребуется помощь врача-ортопеда и массажиста.

5.\"Тугое пеленание\". Находясь с первых дней жизни в удобных кофточках и ползунках, ребенок раньше учится чувствовать свое тело, больше двигается и, следовательно, раньше начинает ползать. Если вы сторонники \"тугого пеленания\" или оно рекомендовано ребенку по медицинским показаниям, как можно чаще выкладывайте ребенка без пеленок. Необходимо с рождения предоставлять малышу свободу движений.

6.Длительное пребывание в манеже или в ходунках значительно замедляет развитие навыков ползания.

Конечно, не стоит отказываться от спасительного манежа или ходунков (хотя, от последних все-таки стоит отказаться – но это мое личное мнение). Здесь самое главное не злоупотреблять и не запирать малыша за сеткой на целый день. Ребенок до года не должен находиться в манеже более двух часов в день и желательно не более 30-40 минут подряд. То же самое касается и ходунков.

7.Наследственная предрасположенность. Специалисты установили, что нормы физического развития передаются по наследству, причем мальчики чаще всего развиваются, как их отцы, а девочки походят на маму. Например, если папа сначала пошел, а только потом научился ползать, велика вероятность, что сын последует его примеру. Так что прежде, чем сетовать на своего ребенка, расспросите родителей о том, как развивались вы.

8.Лень, отсутствие интереса. Лень — качество врожденное. Только одним детишкам лень ползать, а другим играть погремушкой или слушать сказки. И задача родителей — разбудить у ребенка врожденное чувство любопытства, которое способно побороть лень.

 

Будем учиться ползать. Уже к пяти-шести месяцам кроха учится владеть своим телом и осваивает координацию. Он пытается переворачиваться со спины на живот и, наоборот, может схватить маленькую игрушку, подвешенную над кроваткой, приподнимается на ручках лежа на животе и способен потянуться рукой вперед. Это говорит о том, что организм ребенка готов к ползанию. Но одно дело физическая готовность организма и совсем другое — практические навыки. Распространенно мнение, что помощь в развитии навыков ползания необходима только ослабленным детишкам, отстающим в развитии, а здоровый малыш постепенно сам все освоит, главное — ему не мешать. Это неверно. Некоторые детишки, действительно, почувствовав в себе силы, пытаются самостоятельно передвигаться на четырех точках. Но большинству малышей все же необходима некоторая родительская помощь.

Конечно, со временем любой ребенок обязательно научится и ползать, и ходить, но сделать ему это будет гораздо сложнее, чем другим, с которыми родители активно занимались с самого рождения. Поэтому нежелательно пускать все на самотек – слушать соседку или бабушку «Вот ты сам пополз и ребенок пусть сам учится». Бывает, что ребенок в три-четыре месяца развивается в соответствии с нормой, и родители перестают с ним заниматься. В результате к полугоду у здорового от рождения ребенка появляются проблемы, и он по развитию существенно отстает от сверстников.

Подготовить маленького ползуна к освоению пространства помогают воздушные ванны (да и обычные тоже на пользу) и массаж. Причем не обязательно для этого посещать платного специального массажиста. Достаточно заниматься и дома. Очень важно к тому же заниматься физическим развитием ребенка с первых дней жизни, а не ждать, пока малыш немного подрастет. Под влиянием массажа, сделанного нежными мамиными или сильными папиными руками, в коже и мышцах улучшается кровообращение, обмен веществ и в результате они становятся более упругими и эластичными. Элементарные навыки профилактического массажа вам покажут перед выпиской из роддома или при домашнем патронаже. Если не показали – в интернете полно комплексов с картинками и подробным описанием. Грудничкам массаж делают два раза в день приблизительно по десять минут — утром и вечером перед купанием. Основными приемами \"домашнего\" массажа для грудничков является поглаживание и растирание. Все движения должны быть легкими, нежными и плавными, от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к паховой складке). Руки и ноги ребенка во время массажа не выпрямляют, а наоборот, слегка сгибают.

Полезно проводить и рефлекторную гимнастику, основанную на безусловных (врожденных) рефлексах. Так, проведение пальцами по позвоночнику вызывает его разгибание, при прикосновении к стопам малыш начинает отталкиваться. Регулярно выкладывайте ребенка голеньким на живот на твердую поверхность (например, на пеленальный стол). В таком положении ребенок учится приподнимать голову, потом опирается на руки и покачивается на выпрямленных руках и в результате начинает ползти. Положение на животе само по себе способствует укреплению мышц спины, шеи и плеч.

После трех месяцев к массажу добавляют простенькие физические упражнения: скрещивание ручек и ножек, круговые движения, присаживание, выгибание, повороты со спины на живот (сначала с помощью мамы, а потом и самостоятельные), и т.д. Как правило, научившись самостоятельно переворачиваться со спины на живот, ребенок предпринимает первые попытки к ползанию.

Но часто можно наблюдать ситуацию, когда физически развитый и здоровый малыш не предпринимает никаких попыток к ползанию, хотя физиологически он давно способен это делать. И наоборот, слабый, болезненный, но любопытный малыш активно ползает. Отсюда следует основной вывод — ребенку должно быть интересно ползти. Для того, чтобы у ребенка появилось желание двигаться дальше, родители должны лишь немного подтолкнуть его и дать ему стимул для дальнейших открытий. Самое главное заинтересовать. Положите кроху на живот, на твердую поверхность. Естественно, малыш должен быть сыт (но и не сразу после еды, иначе возможны срыгивания) и доволен. На небольшом расстоянии от ребенка положите красивую игрушку (желательно музыкальную или мигающую). Игрушка должна лежать не слишком близко, чтобы ребенок не смог достать ее рукой, но и не слишком далеко, чтобы, слегка приподнявшись на руках и качнувшись вперед, он смог ее достать. Пусть кроха сам потянется к ним, любопытство обязательно возьмет верх. Постепенно отодвигайте \"приманку\" все дальше и дальше.

Повод для беспокойства. В некоторых случаях родители не в состоянии справиться без помощи специалистов (невропатолога или ортопеда). Вот несколько основных моментов, которые должны вас насторожить и стать сигналом для немедленного обращения к врачу:

- К восьми месяцам ребенок не делает даже слабых попыток ползти. Не приподнимается на ручках и не пробует всем тельцем двигаться вперед.

- Учась ползать, малыш слишком долго (больше месяца) задерживается на одном этапе (например, научился раскачиваться на четвереньках и на этом остановился).

Восьми-девятимесячный ребенок ползает, отталкиваясь ногами, но, не приподнимаясь при этом на руках, или ползает, приподнимаясь только на одну руку, а вторую просто волочит по полу. При этом во время игры он пользуется двумя руками.

Ребенок ползает только задом. Многие дети сначала учатся ползти назад, а только потом вперед. Но если годовалый малыш, пытающийся делать самостоятельные шаги вперед, продолжает ползать исключительно задом, это серьезный сигнал тревоги.

 

Что считать нормой? Если в 1,5 года ребенок не умеет самостоятельно ходить, врачи и родители бьют тревогу. Для ползания в отличие от ходьбы не существует определенных рамок, определяющих норму и отставание от нормы. Одни дети сначала учатся ползать, а только потом ходить. А другие, наоборот, лишь научившись уверенно передвигаться на двух конечностях, начинают ползать. И то и другое — нормально. Хотя в идеале желательно, чтобы ребенок сначала освоил ползание, а только потом ходьбу.

Обычно здоровый ребенок в восемь-девять месяцев начинает ползать, а потом учится самостоятельно ходить. Положение на четырех конечностях полезно для еще неокрепших костей и особенно для позвоночника. Таким образом, кроха подготавливает себя к вертикальному положению. Можно сказать, что именно ползание дает основу для всех движений. Малыш, освоивший ползание, постепенно и естественно учится садиться из разных положений, вставать на четвереньки, на коленки и на ножки, ни на что не опираясь руками. Научившись уверенно передвигаться на четырех точках, малыш естественно переходит к движению на двух конечностях. Но даже если ваш малыш сначала пошел и только потом пополз, не мешайте ему. Пусть ползает, и чем больше, тем лучше.

Не переживайте, что, научившись ползать, ребенок будет залезать во все щели, и это приведет к дополнительным травмам. Контролировать ситуацию дети учатся под присмотром взрослых. Но не ограничивайте свободу ребенка, когда он осваивает просторы вашей квартиры. Родители должны только следить за безопасностью, но не препятствовать малышу узнать свои возможности.

Полугодовалого ребенка, который начал ползать, уже нужно учить слезать с дивана на пол. Положите малыша на живот и поворачивайте его ногами к краю дивана. Повторяйте это действие много раз подряд, пока ребенок твердо его не усвоит.

 

Сидение — достаточно сложный навык. Нередко происходит так, что дети, научившись ползать, еще не умеют сидеть. Некоторые учатся садиться с четверенек. Многие дети сидят, опираясь на ручку. Возможно, мышцы спины у них еще недостаточно окрепли. Таких детей можно научить сидеть без опоры, если регулярно заниматься с ними гимнастическими упражнениями.

Ребенок, который еще не умеет сидеть в полгода — не редкость. Если малыш может самостоятельно переворачиваться, лежать на животе, опираясь на предплечья, перемещаться перекатыванием по ровной поверхности, то не стоит волноваться — ребенок не спешит, он сначала должен натренировать мышцы.

В этом возрасте дети обычно совершенствуют уже приобретенные навыки сидения и ползания. Развитие мышц ребенка при ползании и координация движений стимулирует развитие головного мозга.

К вопросу о сидении

Немалые усилия родители прилагают для того, чтобы их ребенок как можно раньше начал сидеть, стоять и ходить. Для этого в ход идут разные средства. Малыша пытаются усаживать в подушки начиная с 4-5 месяцев. Аргументируя это тем, что ребенок сам хочет сидеть, но у него самого это пока не получается. Делать так категорически воспрещается. Позвоночник ребенка еще не готов к подобным нагрузкам. Всему свое время. Малыш должен научиться садиться и оставаться в сидячем положении самостоятельно. А это обычно происходит ближе к 6-7 месяцам.

Неоднократно поднимался вопрос в форумах о сидении и сажании. Вот, решила прояснить некоторые позиции: а именно, что значит \"ребенок сел сам\" и как можно сажать ребенка.

Давайте проясним понятие \"сел сам\". Дело в том, что в родительских интернет-сообществах большинство родителей уверено, что \"сел сам\" - это когда он полз-полз, а потом из положения на четвереньках сел. И что до этого момента ребенок не должен сидеть вообще никак: ни в шезлонге, ни под углом в 45 градусов, ни у родителя на коленях. И что его нельзя сажать сидеть самого, без подушек.

Так вот – проясняем. Если ребенок сел сам (из любого положения) – сидеть тогда малышу можно несмотря на возраст. Если ребенок сидит сам (когда его сажаешь на ровную поверхность без опор и подушек) - сидеть можно, но помогать ребенку менять позу, если он сидит достаточно долго, а ложиться не умеет или боится. Если вы ребенка сажаете, а он сидит недолго и падает на бочок - можно считать это упражнением на равновесие. Можно сажать ребенка в правильное – эргономичное кресло (типа шезлонга).

Держать на руках в позе сидя, если ребенок совсем не сидит сам, прислонив к себе - можно, не очень долго и меняя позы.

Чего же делать не стоит? Нельзя сажать ребенка не умеющего сидеть \"в подушки\",  присаживать из положения лежа за руки ранее 5 месяцев или сажать в \"неправильное\" кресло, где он сидит с искривленным позвоночником, долго и в одной позе. Нельзя позой сидя заменять двигательную активность ребенка, т.е. пользоваться тем, что ребенку интересно находиться в этой позе и на этом основании не выкладывать его не пол, где он будет переворачиваться, ползать, вставать и т.д.

 

Постепенно дети начинают вставать у опоры. Они поднимаются на ножки сами, но они еще не могут самостоятельно опускаться обратно и падают. Долго стоять им тоже пока трудно. Следует научить ребенка падать на попу, так как это самый безопасный способ. Попробуйте сажать ребенка на дно кроватки, взявши его за руки. Повторяйте это много раз, пока поднявшись к опоре, он не приземлится правильно на пятую точку. Между тем, когда малыш встанет у опоры и начнет ходить вдоль нее, проходит разное количество времени — от недели до 2 месяцев. Это опять же зависит от того, насколько натренированы мышцы и вестибулярный аппарат ребенка. Не торопите малыша, он лучше вас знает, когда ему переходить к очередному этапу развития. Пока что малыш ходит вдоль опоры боком, перемещая ручки одну за другой, и боится оторвать их от нее. Вес малыша еще приходится на ручки, он как бы висит на опоре. Постепенно ребенок начинает ходить, отдаляясь от опоры, и его вес перемещается на ножки. Ручки все больше служат ему для поддержания равновесия.

Частым заблуждением родителей является то, что они считают, что ребенок может быстрее научиться ходить с помощью ходунков. Современные исследования доказывают, что дети, которые обошлись без ходунков, начинают ходить ничуть не позже, а то и раньше. А вот у детей, которых целыми днями держали в ходунках, чаще возникает косолапость и плоскостопие. В принципе, сильного вреда от ходунков не будет. Но только если сажать в них ребенка на непродолжительное время, не более 30 минут за день.

Не стоит учить ребенка ходить путем держания его за вытянутые вверх руки. Пользы от таких «упражнений» не будет. Если уж решили таким образом учить своего ребенка ходить, то держите руки на уровне плеч ребенка, а то и ниже. Чтобы малыш на них просто опирался, а не висел. Подолгу делать такие упражнения также не рекомендуется. Ребенок должен начать ходить самостоятельно. А это произойдет только тогда, когда его позвоночник будет готов к таким нагрузкам. Поэтому ускорять процесс не стоит. Сначала малыш будет ходить, придерживаясь руками за предметы мебели, а там и до самостоятельных шагов без поддержки недалеко.

Некоторые родители очень переживают, что их малыш не начал ходить в положенные сроки, и начинают активно УЧИТЬ ребенка ходить.

По статистике активные дети раньше начинают ходить, а спокойные - чуть позже. С природой, как говорится, не поспоришь. Но если знать, при каких условиях дети начинают ходить, то можно использовать эти знания, чтобы немного ускорить этот процесс (или хотя бы не тормозить).

Вот они: Опорно-двигательный аппарат ребенка должен быть достаточно развит для нагрузок, связанных с прямохождением. Поэтому, чтобы способствовать скорейшему развитию опорно-двигательного аппарата малыша, не ограничивайте, а наоборот, поощряйте его ползание, так как оно лучше любых тренажеров и гимнастик развивает мышечную систему ребенка.

Для того чтобы стимулировать желание ребенка ходить, должен существовать этот самый стимул, а вернее, стимулы. Например, ребенок хочет достать какую-то игрушку, но не может, потому что для этого ему надо оторваться от опоры и пройти несколько шагов. Окружите малыша интересными предметами и игрушками, пусть стремится их достать, потрогать, исследовать.

Перед глазами малыша должен быть пример людей, передвигающихся пешком. Поэтому почаще гуляйте с ребенком на улице, чтобы он наблюдал за идущими людьми, так как дома мы - взрослые - ходим мало, в основном стоим, сидим или лежим.

Откажитесь от использования детских ходунков. «Благодаря» ходункам, дети начинают позже ходить, так как у малыша в ходунках ослабевает желание научиться ходить самостоятельно.

Если ребенку создать простор для разнообразных движений, он быстро научится ползать на далекое расстояние, вставать, стоять и опускаться при все меньшем использовании опоры и к концу первого года жизни обычно уже может стоять, ни за что не держась. Дети впервые начинают стоять без опоры, когда стараются выполнить определенное действие с игрушкой.

Вначале ребенок стоит всего лишь несколько мгновений и, покачнувшись, быстро хватается за опору. Но это новое, более трудное движение доставляет ему удовольствие, он вновь и вновь отпускает перильца кровати или стул, за который перед этим держался, и постепенно научается длительно устойчиво стоять без опоры.

Если ребенку уже около года, он крепенький, здоровый, давно и хорошо ползает, встает и стоит лишь при незначительном использовании опоры, но сам не пытается стоять, можно ему помочь овладеть этим умением. С этой целью надо на несколько секунд оставлять его без поддержки и внимательно следить, чтобы он не упал.

Вставать и опускаться, не придерживаясь руками за опору, большинство детей начинают позже, чем самостоятельно стоять. Но иногда ребенок пытается встать на ноги и не умея еще устойчиво стоять. Сперва он встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, стоит мгновение, быстро теряет равновесие и, покачнувшись, опускается на пол. Опять встает, опускается, встает, и так несколько раз подряд.

К году ребенок обычно уже умеет длительное время стоять, спокойно вставать и опускаться, ни за что не придерживаясь руками. В девять-десять месяцев он быстро ходит вдоль неподвижных предметов, держась за них руками. Вскоре уже может ходить вдоль гладкой стены, только слегка упираясь в нее ладонями, а затем начинает и переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно один-два шага.

Родителей обычно интересует, можно ли водить ребенка, поддерживая его под руки. Водить можно, но не следует чрезмерно увлекаться этим. Надо следить за тем, чтобы, когда вы водите ребенка, он не наклонялся вперед или в стороны. Наклонное положение корпуса может привести к искривлению позвоночника. Кроме того, ребенку, который привык ходить при поддержке, сильно наклонившись вперед, будет трудно сохранять вертикальное положение, необходимое при ходьбе без опоры.

 Следует отметить, что, даже еще не умея самостоятельно ходить, ребенок идет с большим или меньшим удовольствием в зависимости от того, куда вы его ведете. Вы идете с ним в соседнюю комнату, он активно переступает, поворачиваете обратно – сопротивляется, не идет.

Если малыш свободно ходит, лишь слегка придерживаясь, а тем более отпускает опору и делает один-два шага самостоятельно, можно ему помочь овладеть ходьбой. Понятна радость родителей, когда их маленький сын или дочка первый раз делает три-четыре шага совсем самостоятельно. Если ребенок покачнется, теряя равновесие, надо мягким движением его подхватить, но не вскрикивать, чтобы не напугать его. Вскоре ребенок начнет сам, без всяких побуждений, самостоятельно ходить и будет быстро совершенствоваться в этом умении.

К концу года ребенок осваивает и некоторые другие движения: он присаживается и сидит на корточках, а затем уверенно встает; наклоняется, чтобы поднять с пола игрушку, и, взяв ее, выпрямляется и несет; влезает на невысокие предметы и слезает с них. Ребенок понимает названия почти всех движений и по просьбе взрослых может выполнить их.

Стимулировать раннее развитие детей, конечно же, нужно. Но методы должны быть в первую очередь безвредными. Существуют простые упражнения, которые будут стимулировать ребенка самого научиться что-либо делать, без помощи родителей. Например, для того чтобы ребенок стал быстрее ползать, перед ним на некотором расстоянии кладется интересная игрушка.

В эти месяцы и ловкость рук малыша также развивается. Ребенок постепенно начинает брать предметы пальчиками. Предоставьте малышу возможность брать разнообразные мелкие предметы — маленькие шарики и мячики, небольшие палочки, карандаши, коробочки (следите только, чтобы предметы нельзя было проглотить). Можете дать ребенку корзинку или коробку, полную небольших предметов — игрушек, кубиков, шариков. Пусть он учится доставать и складывать их обратно.

 

           

             

 


Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
Контактные линзы. 26.04.2014, 01:01 Сегодня каждый знает альтернативу очкам - контактные линзы. Они удобны, практически не заметны и, что очень важно, избавляют от комплекса плох... подробнее
Детский массаж – преимущества и техника 28.08.2014, 03:51 Прикосновения являются важным средством общения с ребенком. Они позволяют войти с малышом в контакт, позволяют ему чувствовать себя в безопасности... подробнее