развитие речи детей до семи лет

06 Мая 2011, Просмотров: 3775, Автор админ

Возрастные особенности довербального, раннего, начального и вербального развития детей, а также некоторые показатели психического развития. Физиологические несовершенства звукопроизношения у малышей.

Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Новорожденный может издавать непроизвольные звуки: крик, хныканье и др., которые выражают голод, боли или какой-либо дискомфорт. Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Родители должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, его поведение и возможности познания мира. Очень важным для развития речи малыша является полноценный слух. Именно с помощью слуха малыш воспринимает речь окружающих и контролирует свое произношение. Необходимо постоянно поправлять ребенка, чтобы неправильное произношение не стало привычкой.
У младенцев и детей раннего возраста речь еще не является ведущим средством общения. Однако она стремительно развивается, чтобы во все последующие годы обеспечить возможность эффективного диалога с другими людьми и с самим собой.
Слова, интонация, выражение лица, жесты, движения тела, взгляд, действия взрослых могут казаться малышу как бессмысленными, так и имеющими смысл. Это зависит от его опыта. В 3-8 месяцев младенец запоминает события, повторяющиеся изо дня в день. С 8-9 месяцев к этим знаниям добавляются их обозначения (слова, жесты). Десятимесячному шалуну бывает достаточно погрозить пальцем, чтобы он перестал тянуться к горячему утюгу. Вы сказали \"ладушки\" - и он уже хлопает в ладоши. После года по мере знакомства с разными предметами формируются понятия о них. Если для 12-15-месячного ребенка слово \"часы\" означает лишь те, которые висят на стене в вашей комнате, то к 1,5-2 годам он знает, что часы бывают разные. Пассивный словарь к двум годам может достигать нескольких сотен слов. Он понимает многое из того, что вы говорите о знакомых для него предметах и событиях. К трем годам он может ориентироваться в таких понятиях, как \"большой\" и \"маленький\", \"да\" и \"нет\", \"плохой\" и \"хороший\".
0-12 месяцев
0-1 мес. - Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребенка (голод, боль, касанияи пр.) В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок.
1,5-2 мес. - Появляются гласные и гортанные звуки (гуление).
2- 5 мес. - Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 недель появление начального гуления («гуканья»).
4 мес - Произносит гласные звуки близкие к \"а\", \"ы\", \"у\", возможно, в сочетании с согласным \"г\" (гулит). Дифференцированность комплекса оживления, смех.
5 месяцев – дифференциация направления звука, певучее гуления
6 мес. – лепет. Проявляет интерес к человеку взглядом, попыткой дотянуться или голосом. \"Требуя\" продолжения какого-либо занятия, начинает двигаться, ищет зрительного контакта или подает голос, хнычет. Улыбается своему отражению в зеркале.
2-7 мес. - Малыш учится управлять интонацией.
7 мес - Произносит некоторые слоги (лепет), готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку.
8 мес. – реакция на незнакомое лицо. Произносит серии одинаковых слогов:\"дядядя...\", \"бабоба...\", \"мамама.,,\" (лепечет). Движениями и звуками привлекает к себе внимание взрослых. Тянет руки навстречу взрослому. Играет \"в прятки\".
9 мес. – общение с помощью жестов, игра в «Ладушки»
9-11 мес. - Подражает звукам речи взрослых.
10 мес. – ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией. Свое настроение выражает изменением голоса (тона, громкости.) Подражает выражению лица взрослого.
11 мес. – использование 3 «лепетных слов» с соотнесением
12 мес. – использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением, понимание простой инструкции, дополняемой жестом.
1-2 года
Ребенок знает 200-300 слов (активный и пассивный словарь) , из них 75 % - существительные, 20 % - глаголы, 5 % - прилагательные, 5 % - местоимения и прочее.
12 мес. - Специально бросает предметы, чтобы их поднимали. Проявляет удовольствие, когда хвалят.
1г 2 мес - Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: \"ба!\" (бах!), \"дя\" (да) и т.п.
1 г.3 мес. - строят предложения из 2-х \"слов\"-корней (кякя дяй = конфетку дай), словарный запас 6 слов , понимание простой инструкции без жеста. Зовет кого-нибудь, чтобы помогли.
1 г. 4 мес. - Обращает внимание на плачущего ребенка. Использует жесты, звуки, отдельные слова, чтобы показать чего он хочет. Приветствует знакомых людей доступными средствами. Использует знак \"да\" - кивает головой. Показывает или предлагает игрушки (предметы) другим
1 г. 6 мес. - активный словарь ребенка – 7-20 слов. \"Говорит на своем языке\" - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации. Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: \"мама\", \"дядя\".Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: \"а\", \"о\", \"у\"\" \"и\", \"м\", \"п\", \"б\", \"к\", \"г\", \"дь\", \"ть\", \"нь\", \"ль\", \"сь\". Например: \"мама\", \"ляля\", \"дя\" \"дай\", \"ня\" \"на\" и т.д. Показывает одну из частей тела
1 г. 8 мес. - в речи ребенка появляется единственное и множественное число, то есть слова начинают заканчиваться разными окончаниями, в зависимости от числа. (ласадкА-ласадкИ (речь про лошадь)). Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: \"тетя\", \"кися\" (киса). Легко повторяет увиденные жесты. Начинает плакать, чтобы добиться своего
1 г. 10 мес. - появляются предложения из 2-х слов. Произносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: \"тетя\", \"катя.\", \"синя\" (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный. Показывает три части тела.
2 г. - в активном словаре 200-400 слов
2-3 года
Знает (активный и пассивный словарь) 1000 - 1500 слов. 36 % - бытовые слова, 16 % - объекты природы, 15 % - средства и способы передвижения, 1/3 из всех слов - глаголы. 2 г. - в активном словаре 200-400 слов. Для этого возраста характерен эффект \"растяжения лексики\" - одним словом ребенок называет все \"похожие\" предметы - \"кися\" - и кошка, и шапка и стрижка и плюшевая игрушка... Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке и т.д. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро.
Возможны трудности в поведении: непослушание, упрямство, истерики и т.п. Огорчаться по этому поводу не стоит. Негативизм в 2-3 года неизбежен, хотя и выражен у разных детей по-разному. Важно понимать, что он просто учится управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему необходим.
2 г. - ребенок произносит уже много разных звуков, а звуки Т, Д, Н - уже есть и твердые и мягкие. То есть ребенок говорит не \"ДЯ\", а \"ДА\"; не \"НЕТЬ\", а \"НЕТ\". Показывает пять частей тела. Активный словарь – 50-60 слов. Знает, чего нельзя делать, но пытается \"спровоцировать\" взрослых на запрет. \"Отыгрывает\" на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит ее ложечкой, укладывает спать и т.д.)
2 г. 1 мес. - Начинают использовать предложно-падежные конструкции - в словах, особенно в существительных (чаще в предметах) применяются разные окончания, появляются многословные фразы, а в них - вопросительные слова ГДЕ? КУДА
2 г. 3 мес - в речи появляется местоимение \"Я\". Понимает значение пространственных наречий (близко, далеко, здесь... там что-то там еще...). 2 г. 6 мес. - различает и правильно называет основные цвета (красный, желтый, синий) , Показывает картинки, обозначающие близкие по звучанию слова.
2 г..7м. -различает глаголы по временам, понимает разницу значения глаголов с разными приставками. Показывает части лица, тела, предметов разных лексических групп. Понимает существительные со значением увеличительности. Различает прилагательные, обозначающие
2 г. 8 мес. - Правильное произнесение С, З, Ц.
3 г. - согласует существительные женского и мужского рода с прилагательными. согласует глаголы прошедшего времени с существительными женского и мужского рода , пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами - к месту говорит, диван-диванчикг, начинает понимать и употреблять слова-обобщения ( посуда, игрушки и пр.), замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно, появляется словотворчество - ребенок пытается сам образовывать нужные ему слова. (есть суп = насупиться, лопаткой копаем, значит она - копатка)
3-4 года
Знают 1900 слов (активный и пассивный словарь), появляются синонимы (веселый, радостный), устанавливается связь с антонимами (большой, маленький), осваиваются названия частей предметов (чайник - донышко, носик, крышка). Активный словарь – 250-300 слов и выше. Общается предложениями из 3-х и более слов, множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Понимает и употребляет слова \"я\", \"мой\" Постоянно задает вопросы.
3 г. - начинает понимать и употреблять слова-обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуда, а так же одежда, игрушки и пр.), замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.,
В 3 года ребёнок уверенно применяет личные местоимения, о себе говорит в 1-м лице (я, мне, моё,...). Знает схему своего тела и ориентируется в пространстве. Это значит, что онточно знает, где у него левая рука, а где правая, даже показывает ту же руку у мамы, называет предметы, которые располагаются от него слева и справа. Начинает ориентироваться на листе бумаги
3 г. 1 мес. - правильно применяет приставочные глаголы - приехал, уехал, выехал и прочее.
3. 6 мес. - в активной речи появляются слова, обозначающие части предметов (чайник - носик, ручка, крышка, дно, а раньше любая из этих деталей были просто чайником).
4 г. - правильное произношение Ш, Ж, Ч, Щ, замечает неправильное произношение звуков в собственной речи, пересказ хорошо знакомой сказки, соответствующей возрасту (Курочка ряба, Волк и семеро козлят, Репка).
4-5 лет
Знает 2000 - 2500 слов (активный и пассивный словарь). В возрасте 5 лет формируется фонематическое восприятие. Ребенок уверенно определяет место звука в слове. Способен сделать звуковой анализ небольшого слова. Усвоил понятия : звук,слово, предложение. Умеет составить небольшой рассказ по картинке. В этом возрасте, если интеллект в норме. замечает нелепицы на картинке. Способен удерживать внимание и высиживать на занятии. 4 г. - правильное произношение Ш, Ж, Ч, Щ.
4 г. - замечает неправильное произношение звуков в собственной речи, пересказ хорошо знакомой сказки, соответствующей возрасту (Курочка ряба, Волк и семеро козлят, Репка), просит взрослых поиграть в сказки, распределяет роли. изменяет голос.
4 г. 6 мес. - применяет суффиксы, обозначающие людей по профессии (учитель, танцор, пианист), способен определить наличие звука в слове.
5 лет - должно быть в норме звукопроизношение, подбирает слова антонимы в игре \"Скажи наоборот\" (хороший-плохой, день-ночь, стоять-бежать и т.п.), составляет рассказ по картинке или по серии сюжетных картинок. (описывает что происходит на картинке, может придумать что случится позже того момента, который изображен на картинке).
\"ЛЮБИМЫЕ\" СЛОВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: я, хочу, буду, люблю, слова, обозначающие людей (тетя, дядя, мальчик и т.п.), слова, обозначающие размер (большой, маленький), слова, обозначающие цвет, сравнительная степень прилагательных (больше, меньше и пр.), слова, обозначающие отрицательные оттенки (плохой, не буду, нет и др).
5-6 лет
Знает 3500-4000 слов (активный и пассивный словарь). 5 лет - должно быть в норме звукопроизношение
5 л. - употребляют в речи предложения объёмом до 10 слов; способны слышать,замечать и исправлять ошибки и неточности в речи товарищей и своей.
\"ЛЮБИМЫЕ\" СЛОВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: я, хочу, буду, люблю, слова, обозначающие людей (тетя, дядя, мальчик и т.п.), слова, обозначающие размер (большой, маленький), слова, обозначающие цвет, сравнительная степень прилагательных (больше, меньше и пр.), слова, обозначающие отрицательные оттенки (плохой, не буду, нет и др).
6-7 лет
Знает 7 000 слов (активный и пассивный словарь). Дети умеют подбирать антонимы(тонкий-толстый, поднять-опустить, грустно-весело); синонимы(смелый- храбрый, бесстрашный, отважный); прилагательные к существительным(груша- спелая, сочная, мягкая, жёлтая, гладкая). Вообще готовность к школе подразделяется на физическую, психологическую и интеллектуальную. Физическая имеется ввиду сформированность организма ребёнка. К психологической относится как раз внимание память, мышление и моральная готовность. А к интеллектуальному будет относиться чтение, письмо, сформированность звукопроизношения, грамматический строй, лексический запас . Также сюда относится математика (счёт до 10 и обратно и счётные операции)и знания об окружающем мире.

Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой, что объясняется недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата. Кроме того, они еще не могут воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи. Маленькие дети чаще всего имеют следующие ошибки при произношении:
1.Плохо произносят шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ:
- произносят нечетко;
- заменяют их свистящими с, з: каса (каша), сапка (шапка); иногда заменяют ш на (фапка – шапка,), ж на в (вук – жук), ч на ц или ть (оцки, отьки – очки), щ на сь или ть (сенок, тенок – щенок);
- пропускают (апка – шапка, ук – жук)
2. Недостатки произношения звуков Р и Л:
- пропускают и искажают (ак – рак, ыба – рыба)
- заменяют их звуками Л, В, Й (йак – рак, лабота – работа, колова – корова, ампа – лампа, ямпа – лампа);
3. Недостатки произношения звуков С, З, Ц:
- произносят недостаточно четко;
- пропускают (амок – замок, веток – цветок);
- С заменяют на Ф (фобака – собака), З на В (вамок – замок), Ц на Т (тветок – цветок).
4. Недостатки произношения звуков Г, К, Х:
- пропускают (леб – хлеб, ром – гром);
- заменяют на Т и Д (тлеб – хлеб, дости – гости, тоска – кошка).
Трехлетние малыши говорят еще короткими фразами, состоящими из двух-трех слов, и хотя их речь постепенно усложняется, но порядок слов не всегда правилен, часто бывает искажен род имени существительных, несогласованны падежные окончания. Характерно сокращение слов (лисипед – велосипед), звуки переставляются местами, взаимоупотребляются. Фантазия малышей нескончаем, поэтому трудно перечеслить все неправильности этого возраста.
ОДНАКО постепенно все недочеты уменьшаются и к ЧЕТЫРЁМ годам многие уже овладевают правильным звукопроизношением. Если речь малыша не становится лучше, стоит обратить на это внимание.

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
группа крови и резус фактор у ребенка 06.05.2011, 01:12 Обязательно ли у ребенка должна быть группа крови и резус фактор одного из родителей? Самый частый вопрос, который задают мамы и папы врачу неонатол... подробнее
Как сходить по-маленькому, чтоб не расстроить родителей 06.05.2011, 01:12 В норме моча ребенка, который находится на грудном выкармливании, имеет слабый ароматический запах. Начнем с грудничков. Если у малы... подробнее