Профилактика задержки речевого развития у детей

06 Мая 2011, Просмотров: 2240, Автор админ
Наверное, каждая мама наслышана о задержке речевого развития (ЗРР) на примере знакомых. Как развивать речь. Какие анализаторы учавствувют в развитии речи детй. На что обратить внимание. 

Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком.

Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать ему наиболее благоприятные условия. Родителям необходимо объяснить, что сон, крик, движения отражают уровень развития Центральной нервной системы.
Крик, плач, гуление – это формы врожденные, а не подражательные. Они возникают, как филогенетическая речевая память. Глухие дети могут развиваться аналогичным образом.
Нарушение развития детей могут наблюдаться в случаях, когда мать малоэмоциональна и больше руководствуется разумом. Она заботится о младенце, но мало играет с ним, или не заражается одновременно радостью, не тискает его, не ласкает. Подобный тип общения может предрасполагать к появлению у ребенка невротических состояний, страза и аутических форм поведения.
Если новорожденный попал в группу риска из-за сложнопротекавшей беременности и осложненных родов, нужно с первых месяцев заниматься с ним, т.е. проводить тактильную стимуляцию губ, развитие слухового внимания, стимуляцию гуления, развивать моторику пальцев, вкладывая в них игрушку и называя ее.
Первые слова нормально развивающийся малыш произносит в 9 – 10 месяцев. В 1 год и 3 месяца он уже использует отдельные аморфные слова, играющие роль предложений («ням – ням»). В 1,5 года в основном его предложении может быть уже два аморфных слова. В сроки от 1 года 10 месяцев до 2 лет ребенок начинает говорить «Я!», а трехлетний малыш беседует с окружающими развернутой фразой, постоянно комментирует свои действия, задает вопросы.
Что касается ребенка с задержкой развития, то он слабо реагирует на общение с взрослыми и расположенные поблизости предметы, долго не дифференцирует «своих» и «чужих». Однако к оценке степени отставания речи стоит подходить очень осторожно. Дело в том, что развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов. Прежде всего, от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола,
окружающей среды, массы тела при рождении и т.д. И если в период от 1,5 до 2 лет ребенок хорошо развивается в других отношениях. Тогда возможно, что вся энергия уходит именно на это.
Период до трех лет является сензитивным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка способно привести к его отставанию. Сюда можно отнести различные соматические заболевания, психические травмы. Отрицательное влияние на ребенка часто оказывает стрессовое состояние матери и других членов семьи. В неблагополучных условиях малыш растет тревожным, пугливым, пассивным. У него задерживаются сроки нормального доречевого и речевого развития. Иногда родители, напротив, предвосхищают все желания ребенка, не дожидаясь просьбы, тогда у него нет стимулов к речи. К факторам риска также относится леворукость. Здесь необходимо заметить, что насильственная периорентация ребенка совершенно исключена. В данном случае просто нужно параллельно развивать правую руку.
С возрастом мозг ребенка увеличивается в объеме, возрастает. Зрелостью мозга называется образования связи между его клетками. Они должны с самого рождения получать как можно больше раздражителей, стимуляторов. Ребенок все впервые познает через кожные ощущения. Вся поверхность тела малыша служит познанию действительности. Если ребенок не будет ни к чему прикасаться, он не научится видеть и слышать. Поэтому игрушки у него должны быть самые разные, из всех видов материалов, отличающиеся по температуре. Ребенку нужно разрешить трогать абсолютно все.
Однако самый дремучий анализатор – обонятельный. Чувствуя запах, ребенок запоминает его, видит предмет, который так пахнет и слышит его название. Таким образом, с помощью обоняния ребенок познает действительность. Это знание связано у него со зрительным и слуховым анализаторами, которые активируют всю кору головного мозга. Поэтому ее зона, ответственная за обоняние должна активно стимулироваться
Следующим анализатором можно назвать вкус. Ребенок все берет в рот и нельзя запрещать ему делать это (если предмет не повредит здоровью). Вкус ассоциативно связан с источником. Если ребенок получает однообразную, невкусную пищу, значит, этому анализатору не хватает раздражителей и клетки соответствующей зоны будут дремать и не использоваться.
Еще один важнейший анализатор это зрение. С его помощью человек познает мир на расстоянии, т.е. определяет форму, цвет, размер, предметов и их положение в пространстве. Чем больше он видит предметов и явлений, и связывает их со словом, тем богаче его лексика
Слуховой анализатор отвечает за звуко - и словоразличение. Иногда ребенок по заключению взрослых, «плохо слушает», но если его постоянно окружают говорящие люди, в квартире все время работают радио или
телевизор, он не будет обращать внимание на то, что обращено непосредственно к нему. Кроме шумных игр, у ребенка должны быть и тихие минуты, во время которых он может послушать и классическую музыку, и поговорить сам с собой.
С первых же месяцев жизни надо развивать слуховое внимание ребенка, а затем и слуховую память, спрашивая его о том, что и где звучит. На следующем этапе надо переходить к развитию фонематического слуха.
В головном мозге большой участок управляет движениями кистей рук. Уровень речи ребенка находится в прямой зависимости от степени их развития. Следует заметить, что указательный палец, отведенный в сторону, - это первый жест разума, означающий, что ребенок начинает выделять объект из окружающего мира. Обязательно нужно развивать ловкость, точность, координацию, синхронность движений пальцев рук. С этой целью стоит использовать народные «пальчиковые» игры, игры с мозаикой, конструирование, шнуровку, застегивание пуговиц, обведение контуров, штрихование. Помогут здесь и самодельные мешочки, неплотно набитые фасолью, которую ребенок будет перебирать, перебрасывая мешочек из руки в руку и т.д.
Начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции необходимо проводить специальную гимнастику, направленную на укрепление мышц. Выработку полноценных движений, определенных положением органов артикуляционного аппарата. Лучше всего использовать игру как основную деятельность детей.
Таким образом, если стимулировать развитие всех органов чувств. Развивать мелкую и общую моторику ребенка, учить его прислушиваться к окружающим звукам, любить его и быть ласковым и терпеливым – он заговорит.

 

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
Медосмотр детей в 1 год 14.04.2014, 12:32 Малыш подрос - ему уже 1 год, пора проходить медицинский осмотр. Очень важно проводить своевременные осмотры у специалистов, чтобы предупредить ра... подробнее
группы риска в оценке здоровья 05.07.2011, 05:58 Известно, что в антенатальном периоде плод очень чувствителен к действию патогенных факторов внешней среды (болезни матери, пато­логическое течени... подробнее