причины нарушений речи

06 Мая 2011, Просмотров: 2896, Автор админ
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Причинами появления стойких речевых патологий у детей могут быть различные вредности, имевшие место в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка. К ним можно отнести:
1) НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ (умственная отсталость, психические заболевания, резкое нарушение обмена веществ, гормональные расстройства, нарушения речи у родителей);
2)ОСЛОЖНЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ;
3) ОСОБЕННОСТИ РОДОВ (стремительные или затяжные, ослож-нения акушерского вмешательства – щипцы, кесарево сечение, вакуум и пр., - приведшие к травме мозга, асфиксии плода);
4) ПОСТНАТАЛЬНЫЕ (послеродовые) факторы в период до двух лет;
5) ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ ОБЩЕНИЯ (длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, двуязычие в семье, социально – бытовая запущенность, неправильное воспитание).
Не каждый из приведенных факторов обязательно является определяющим для возникновения патологии развития. Однако нарушения дизонтогенетические, приводящие к недоразвитию определенных структур и фи-зиологических систем организма, а также экцефалопатические, ведущие к поражению зон центральной нервной системы, не могут пройти бесследно для ребенка. Кроме того, перинатальные факторы травматичнее постнатальных, так как действуют на менее сформированные клетки мозга. Нередки и комбинации нескольких вредностей, которые вызывают не только речевые, но и психолого-педагогические отклонения в развитии.
На каких этапах развития ребенка, и при каких условиях и обстоятельствах может происходить повреждение его речевого аппарата, приводящие к нарушениям речи? И только ли повреждения речевого аппарата могут приводить к появлению речевых расстройств или такие расстройства возможны и при наличии вполне нормального речевого аппарата?
Начнем с самого начала. Ребенок еще не родился и даже не «запрограммирован», а разного рода неблагоприятные факторы уже могут полным ходом «работать» на его речевую и иную патологию.
Это объясняется тем, что на состояние здоровья и речи будущего ребенка большое влияние могут оказывать неблагоприятная на-следственность и неправильный образ жизни будущих родителей. По наследству могут передаваться некоторые особенности нервно – психологического склада родителей, а также особенности строения периферического и центрального отделов речевого аппарата (например, особенности строения артикуляционных органов, вплоть до наличия нёбных расщелин, или своеобразное развитие некоторых структур головного мозга, имеющих отношение к осуществлению речевой функции).
Что касается предшествующих наступлению беременности обстоятельств жизни будущих родителей, то особую опасность здесь представляют следующие: профессиональные вредности, действующие очень массивно или в течение продолжительного времени (наличие радиационного излучения, работа с химически активными веществами, в условиях повышенной вибрационной нагрузки и т. п.), наркомания, алкоголизм и курение, ис-кусственное прерывание предшествующих беременностей и другие вредные факторы, действие которых приводит к физическому и нервно – психическому истощению будущих родителей.
Нормальный ход внутриутробного развития плода, а значит и нормальное формирование центрального периферического отделов речевого ап-парата, могут нарушаться вследствие воздействия следующих неблагоприятных факторов: токсикозы первой или второй половины беременности, острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная не-достаточность, эндокринные рас-стройства и т. п.) резус – конфликт, падения и ушибы, особенно в области живота во время беременности, профессиональные вредности, продолжающие действовать во время уже наступившей беременности, помимо от-меченных выше для будущей матери. В этот период недопустимы также тяжелые физические нагрузки и работа в ночную смену, курение матери и употребление ею алкогольных напитков, стрессовые ситуации, связанные, например, с распадом семьи, смертью близких и т. п., не доведенные до конца попытки прерывания беременности, неизбежно нарушающие дальнейший ход нормального внутриутробного развития плода.
Несколько подробнее о ВРЕДЕ КУРЕНИЯ МАТЕРИ во время беременности, доказанном специальными научными исследованиями. Согласно данным эхографии, сердечные ритмы ребенка непосредственно во время курения матери значительно ускоря-ются тогда, как спонтанные движения плода постепенно прекращаются – ребенок задыхается. Дети, рожденные от курящих матерей, в первые три месяца жизни особенно подвержены заболеваниям органов дыхания. Объем легких у них уменьшен примерно на 5%, а вес на 70 – 140 граммов. Если мать курила до 10 сигарет в день, то коэффициент интеллекта у ребенка на 9 пунктов ниже, поскольку табак уменьшает поступление кислорода и питательных веществ, тем самым от-рицательно влияет на развитие мозга. Содержащиеся в табачном дыме множество химических элементов могут нарушить развитие нервной системы ребенка уже во внутриутробном периоде.
Любые нарушения внутриутробного развития плода как бы заранее программируют и осложненное протекание родов. Это объясняется тем, что к моменту наступления родов плод нередко оказывается недостаточно со-зревшим и поэтому не может прини-мать полноценного участия в их нормальном протекании. Именно это и приводит к необходимости применения при родах различных вспомогательных средств со всеми вытекающими отсюда нежелательными последствиями.
В период РАННЕГО РАЗВИТИЯ на формирование его речи неблагоприятно могут сказываться следующие обстоятельства: травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга, воспалительные заболевания головного мозга (менингит, менингоэнцефалит), дизентерия, пневмония и др. за-болевания, резко ослабляющие орга-низм ребенка. Недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к снижению пли даже полной утрате слуха. Применение некоторых лекарств, избирательно воздействующих на слуховой нерв и вызывающих те же самые от-рицательные последствия. Приобретенные до формирования речи повреждения периферического отдела речевого аппарата (в частности, приобретенные аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм, постоянного сосания пальцев). Наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или их недостаточное внимание к его речевому развитию.


Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
Детские вакцины – от ротавирусной инфекции до гепатита А 12.02.2015, 05:15 Сегодня во многих источниках можно встретить лозунги отказа от вакцинации детей, так как прививки потенциально опасны. Но давайте рассуждать здрав... подробнее
Причины отсутствия аппетита у ребенка. 29.04.2014, 02:54 Ребенок капризничает, не хочет кушать? Родители сразу паникуют, а вдруг заболел. Часто нежелание есть бывает и у здорового малыша. Когда у... подробнее