Занятия с малышом - массаж, гимнастика

06 Мая 2011, Просмотров: 2235, Автор админ
Занятия с малышом – массаж, гимнастика.
 
Сложно найти человека, который бы не любил массаж. Особенно полезен массаж для детей, особенно первого года жизни. Но, чтобы массаж приносил пользу и был приятен малышу – нужно быть внимательными и осторожными.
Детский организм имеет некоторые отличия, и поэтому детский массаж несколько отличается от массажа для взрос­лого человека. К детям, особенно грудничкам, прием­лемы не все массажные приемы. Существуют и дру­гие отличия: массаж и гимнастику лучше проводить в игровой форме, а так как дети хорошо чувствуют настроение родителей, необходимы ласковая интона­ция, положительный настрой, теплые мягкие руки, тогда малыш не будет капризничать.
Существуют основные принципы массажа и гим­настики для детей.
 Так, например:
- нельзя заниматься гимнастикой натощак, сразу после еды или ночного сна;
- проводить занятия желательно на воздухе или в хорошо проветриваемом помещении (если позволя­ет возраст ребенка);
- движения должны доставлять ребенку радость, нельзя заниматься с плачущим ребенком;
- в жаркое время года гимнастика должна проводить­ся в более прохладные часы;
- упражнения для различных групп мышц долж­ны чередоваться.
Подобный режим нагрузок предусмотрен не толь­ко для здоровых детей, но и для больных. Как по­казывает практика, если больного долго держать в постели, без движения, у него разовьется мышечная атрофия, ухудшатся биохимические свойства крови, из костей будет вымываться кальций и т. д. Более взрослого ребенка надо заинтересовать такими спо­собами, как двигательные игры, потому что самосто­ятельные игры доставляют ребенку большую потреб­ность в движении.
 
Но вернемся непосредственно к новорожденно­му и его возможностям. Как известно, такие дети большую часть времени проводят в состоянии сна, приблизительно 20 часов, и совсем немного бодрству­ют. На время бодрствования не пеленайте ребенка. До 3-4 месяцев у ребенка наблюдается физиологи­ческий гитертонус: ручки и ножки согнуты в суста­вах и прижаты к телу, он не может сам поднять го­лову, но уже к концу 1-го месяца ребенок фиксиру­ет взгляд, ко 2-му месяцу, лежа на животе, сам поднимает голову и поворачивает ее в стороны, улы­бается. Чаще общайтесь с малышом, потому что лас­ковое общение вызывает у него положительные эмоции, у него возникает беспорядочное движение руками и ногами. Это стимулирует развитие дви­жений. У ребенка с момента рождения существует набор двигательных рефлексов (безусловных реф­лексов И. П. Павлова). Один из таких рефлексов можно использовать для развития свободной позы во время сна. Дети обычно спят «калачиком» или в «позе эмбриона», такое положение не обеспечивает достаточного мышечного расслабления. Как пока­зывают наблюдения, расположение ног зависит от положения рук. Если ребенок лежит на спине и кла­дет руки за голову, то ноги свободно выпрямляют­ся, если прижимает руки к груди, то ноги подтяги­ваются к животу. Следовательно, ребенку нужно «предложить» класть руки за голову, воспитывая навык свободной позы.
 
Помимо этих рефлексов у ребенка существует ряд кожных рефлексов, т. е. при раздражении кожи ребе­нок совершает непроизвольные движения. Например, при поглаживании вдоль позвоночника ребенок совер­шает кругообразное изгибание тела. При прикосно­вении стопами к опоре ребенок совершает «шаги». Эти рефлексы сохраняются до 3—4 месяцев. В это время необходимо использовать рефлекс сгибания и разги­бания. На подобных принципах и разработали комп­лексы развития для детей отечественные педиатры. Основной целью комплекса этого возраста является уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгиба­телей конечностей. Помимо непосредственно массажа, необходим комплекс следующих условий:
- ласковое общение во время процедуры;
- ребенок должен быть голенький;
- ежедневные теплые ванны и плавание;
- легкий поглаживающий массаж всего тела;
- стимулирование активизации (выполняет само­стоятельно) движений ребенка, связанных с работой
мышц разгибателей.
Многие педиатры рекомендуют купить ребенку большой яркий мяч. Он будет для него как игрушкой, так и первым тренажером.
 
Комплексы занятий до года я выложу отдельным текстом.  А мы поговорим пока о занятиях после годика. Наступил, пожалуй, самый забавный возраст ре­бенка. В этом возрасте дети многое умеют, очень лю­бопытны, их интересует все, что нужно и не нужно. Ребенок сейчас очень подвижный и просто неугомон­ный. Это забавное зрелище. Некоторые родители ду­мают, раз малыш повзрослел, окреп и ему можно уде­лять меньше внимания. Это абсолютно неправильно. В этом возрасте дети требуют еще большего внима­ния. Здесь дело уже не обходится простым массажем и гимнастикой (хотя так и остается немаловажным фактором). С ребенком надо играть в разные подвиж­ные, развивающие как его тело, так и мышление игры. Если у вас нет возможности поставить дома детский спортивный комплекс, то к играм нужно подходить творчески, придумывайте для ребенка игры с разны­ми препятствиями, привлечением домашней обстановки, наилучшим занятием будет игровая тренировка на све­жем воздухе. Используйте естественные природные «снаряды», спуски, подъемы, горы, деревья, прыжки через лужи, канавки. В общем, растите его в духе та­кого городского «Маугли», но, конечно, под вашим чутким, но в то же время ненавязчивым руководством. Не забывайте, что хотя ребенок и повзрослел, он все еще мал и слаб, чутко реагирует на жару и холод. Не забывайте о том, что малыш развивается, как мы уже говорили выше, «скачкообразно», так что если вы заметили некоторые «торможения» (в пределах, конечно же, разумного), не «наседайте» на малыша — играйте с ним. Учите его играть самого. Помогайте ему, если у него не получается, направьте его фантазию на различные варианты игры, развивая дальнейшее воображение. Психологи говорят, что дети, не умеющие играть, просятся часто на руки или про­сто что-то требуют. Если ваш ребенок ведет себя по­добным образом, не кричите на него. Просто возьми­те его на руки, скажите ему несколько ласковых слов и в «разговоре» опуститесь вместе с ним на пол или кровать и «предложите» ему какую-нибудь игру, вов­лекая его в процесс. Если ребенок увлечется игрой, можете «мягко» выйти из игры, оставив малыша на­едине со своим миром. Игра — самое важное, что мо­жет быть в жизни ребенка. Дети хорошо играют друг с другом. Дети 2-3 лет вообще могут играть часами одни, без взрослых. Если они просто сидят, играя в игрушки, вовлеките их в какой-нибудь «веселый» процесс. Пусть они подвигаются. Они уже могут со­гласовывать действия, устанавливают свои правила. Все дети разные по своему характеру, и если один ребенок эмоционально командует, подавляя другого, мягко вмешайтесь в процесс и успокойте одного и активизируйте другого. В общем, внесите гармонию. Используйте подвижные и состязательные игры, по­мимо мышечной тренировки, они так же «ставят» ха­рактер малыша. А теперь перейдем непосредственно к массажу и гимнастике.
Как мы уже говорили, в возрасте от года до трех основой тренировок является игра. Поэтому в силу физиологических особенностей этого возраста осно­ву тренировочных игр составляют ходьба, лазание, игры с мячом, препятствием и тому подобные. Поэто­му для начала используйте такие простые задания, как, например, достать или найти спрятанную игрушку, кто быстрее добежит до цели и т. д. Ребенок, играя, «пре­одолевает» разные устроенные вами «препятствия». Если он ленится, вовлеките его, вырабатывайте состя­зательный характер.
Но это не значит, что если ребенок устал, то его надо заставлять, за этим моментом надо четко следить. Дети быстро устают, но также очень быстро восстанавлива­ются. Постепенно усложняйте ваши игры, но только после того, как вы убедитесь, что он освоил простые. Используйте подражательные игры, пусть он изобра­жает животных, с их походкой, повадками, это хорошая и увлекательная тренировка для мышц всего тела. Но все же — это не значит, что подобные тренировки дол­жны заменять массаж и гимнастику, так как правиль­ная и точная координация как и другие приобретенные постельные навыки вырабатываются гимнастикой.
В предыдущих периодах (до года) методика со­ставлялась так, что активные движения чередовались с массажем, который служил отдыхом, поэтому если ваш малыш привык к такому режиму, то продолжай­те сочетать массаж и гимнастику. Желательно делать массаж участка предварительно проработанными уп­ражнениями. Например, вы сделали упражнения для ног, после этого помассируйте ножки.
Если ребенок после упражнений «не дает» делать массаж,  заигрался и убегает или продолжает имитировать упражнения, постарайтесь «уговорить» его полежать, предложите ему что-нибудь или расска­жите ему сказку, или скажите, что «спортсменам» ну­жен перерыв между занятиями, в общем, что-нибудь придумайте, только не кормите его в этот момент бу­лочками, конфетами. Если у вас не получается совмещать массаж и гимнастику, то разбейте их. И делайте утром гимнастику, а массаж вечером.
Так как ребенок уже ходит и выполняет в боль­шинстве своем много других движений, то соответственно задачи массажа направлены больше на укрепление связок, суставов мышц спины, ног. Больше уделяйте внимания упражнениям для пальцев рук, так как существует уже доказанный факт, что работа пальцев связана с работой мозга. Поэтому массируйте ему пальчики рук, давайте упражнения для них.  Напри­мер, застегивать и расстегивать пуговицы, «играть на пианино». Пусть он сам разворачивает конфеты или играет в старую русскую игру «Сорока-ворона» и т д.

Рекомендуемый российскими педиатрами план массажа для детей этой возрастной группы:
И. п. — лежа на животе, под голень положите не­большую подушечку.
1. Массаж спины. Поглаживание — от шеи до ягодиц — 2-3 раза, растирание (пробуйте разные приемы, но не жестко) — 1-3 раза, уделите внимание межреберным промежут­кам — 1-2 раза, разминание — также пробуйте раз­ные приемы, но удобнее сдвигание, накатывание — 1-2 раза, вибрация — пальцевой душ, легкие похлопывания- 2-3 раза, поглаживание.
2. Ягодицы. Поглаживание — удобнее круговое - 2-3 раза, ра­стирание — поочередно каждую ягодицу, другая рука фиксирует массируемый участок — 2-3 раза каждую, разминание — поперечное, основанием ладони — 2-3 раза, вибрация — пальцевой душ, рубление, пощипывание
3. Ноги (делают поочередно — сперва задняя по­верхность одной ноги, потом задняя поверхность дру­гой ноги). После этого переходят на передние повер­хности и общие поглаживания всей ноги, начинают бедро — задне-наружная поверхность, поглаживание — 1-2 раза, растирание — граблевидное, гребнеобраз­ное — 2-3 раза, разминание — 2-3 раза, поглажива­ние — 1-2 раза, голень — поглаживание — 1-2 раза, растирание — 1-2 раза, разминание — 2-3 раза, по­глаживание — 1-2 раза. При поглаживании и расти­рании делайте акцент на коленный сустав на все кос­тные выступы по краям подколенной складки — это укрепит колено. Так же этими же приемами акценти­руйте ахиллово сухожилие. Подошву удобней расти­рать гребнеобразно, разомните края стопы.
Передняя поверхность ног. И. п. — лежа на спине, под коленями — подушечка. Начните с общего поглаживания ноги. Бедро — передне-наружная поверхность. Поглаживание — 1-2 раза, растирание — 2-3 раза,  разминание — 3-4 раза, вибрация — «пальцевой душ», поглаживание.
Голень. Поглаживание — 1-2 раза,  растирание — 1-2 раза,  разминание — щипцеобразное  одной рукой (другой ру­кой фиксируйте ногу),  поглаживание — 2-3 раза.
Стопа. Поглаживание — 1-2 раза, растирание — 2-3 раза (граблеообразное), разминание - 2-3 раза (сдвигание, надавливание легкое). Промассируйте каждый палец Поглаживание всей ноги.
4. Массаж живота. Поглаживание — круговое, по косым мышцам — 2-3 раза, растирание подушечками пальцев по часовой стрелке, пощипывание вокруг пупка — 1-2 раза, по­глаживание.
5. Массаж передней поверхности грудной клетки. Поглаживание — 2-3 раза, растирание по межре­берным промежуткам — граблеобразное от грудины в стороны — 2-3 раза, поглаживание.
 
Теперь пора перейти к упражнениям для детей от 1 года до 3 лет.
Из всех нижеперечисленных упражнений составьте комплекс из 5-6 упражнений, который будет подхо­дит вашему малышу. Комплекс должен быть состав­лен так, чтобы в него включались упражнения, разви­вающие все группы мышц и чередовались друг с дру­гом. Примерно через 1-2 недели меняйте комплекс, включив в него другие упражнения по этому же прин­ципу. Зарядку лучше проводить по 10-15 минут (без учета времени отдыха), в хорошо проветренном по­мещении. Упражнения повторяйте по 3-6 раз, но опять же следите, чтобы нагрузка была адекватна ребенку, то есть не легкой, но и не тяжелой. Чередуйте упраж­нения стоя и лежа, для разгрузки спины и стоп. Уп­ражнения для туловища выполняйте медленнее, чем для рук и ног. Не забывайте следить за дыханием ребенка, дышать надо через нос, важно не задержи­вать дыхание.
Обратите внимание на развитие правильности ходь­бы. При правильной ходьбе стопы должны быть расставлены нешироко и параллельно. Нагрузка опоры проходит через пятку и второй палец, внутренний край стопы приподнят. В противном случае ребенку грозит развитие плоскостопия или кривизны ног. Не рекомендуется детям до трех лет спрыгивать, так как это тоже большая нагрузка на неокрепший позвоночник и сто­пы. Сначала рассмотрим общеразвивающие упражне­ния.
Движения руками. И. п. — стоя. Техника выполнения: Предложить ребенку развести руки в стороны, вверх, вперед, опустить вниз, выполнить круговые дви­жения. Если он не понимает, покажите ему на лич­ном примере.
Хлопанье. И. п. — стоя с опущенными руками. Техника выполнения: Хлопать в ладоши впереди себя, над головой и сзади.
«Погреемся». И. п. — стоя, руки в стороны. Техника выполнения: Из этого положения выполнять обхватывающие движения своих плеч, похлопать себя по лопаткам, как бы «согреваясь».
Сгибание рук в локтях. И. п. — стоя, руки опущены.Техника выполнения: Ребенок сгибает руки в локтях, касаясь пальцами своих плеч.
«Бокс». И. и. — стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты на уровне груди. Техника выполнения: Выполняют поочередно, выпрямляя и сгибая руки вперед и к середине, имитируя бокс.
«Мельница».Ребенок одновременно с ходьбой совершает круговые движения руками вперед-назад. Махи в стороны — с ходьбой поднимать руки  в стороны и опускать вниз.
«Самолет». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч. Техника выполнения: Поднять руки в стороны и наклонять туловище вправо и вправо, совершать маховые движения руками.
«Прятки». И. п. — ребенок сидит на стуле, держа в руках 2 игрушки (желательно кольца). Техника выполнения: Попросите его поднять игрушки вверх, затем выступить вперед, а потом, наклонившись как может глубже, спрятать их под стул.
В этом комплексе в основном задействованы, как вы уже заметили, руки. Следовательно, используйте эти упражнения для развития мышц рук ребенка и плечевого пояса.
Приседания.И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, ребенок может придерживаться за стульчик, а лучше за ваши руки (чтобы вы контролировали правильность присидания). Техника выполнения: Малыш приседает и выпрямляется
«Подъемы прямых ног». И. п. — ребенок лежит на спине. Техника выполнения: Ребенок поднимает прямые по возможности нож­ки, стараясь коснуться стопами палочки.
«Велосипед». И. п. — ребенок на спине, ноги согнуты в коленях. Техника выполнения: Ребенок поочередно сгибает и разгибает ноги и стопы (имитируя езду на велосипеде). Если малыш не понимает, что вы от него хотите, выполните не­сколько пассивных движений, помогая ему своими руками.
Присаживания с фиксацией ног. И. п. — ребенок лежит на спине, вы придерживае­те его ноги в коленях. Техника выполнения: Попросите ребенка сесть из положения лежа. Если малыш сам не может выполнить это упражнение, сво­бодной рукой слегка тяните его за обе руки (можно за одну, но поочередно левую, правую).
Эти упражнения прорабатывают мышцы брюшно­го пресса.
Наклоны. И. п. — малыш стоит спиной к вам, вы придержи­ваете его за колени (чтобы не сгибались). У ног ре­бенка лежит игрушка или палочка. Техника выполнения: Попросите его поднять палочку и поднять ее вверх.
Напряженное выгибание. И. п. — вы сидите на стуле, ребенок лежит животом на ваших коленях, на полу перед ребенком иг­рушки. Придерживайте ноги ребенка (чтобы он не упал). Техника выполнения: Попросите ребенка наклониться, взять игрушку и  выпрямиться. После этого переверните малыша на спину и попросите его из этого положения достать Игрушку, прогнувшись назад (лучше, если у ребенка будет свисать в основном грудной отдел позвоночни­ка и 60-70% прогиба придется на него). Это сложное упражнение. Поэтому делайте мед­ленно 1-2 наклона, придерживайте ребенка, помо­гая ему выпрямляться, присматривайтесь к его реакции.
Прогиб спины. а) И. п. — ребенок на животе. Руки разведены в стороны, можно поддерживать за кольца. Техника выполнения: Попросите поднять голову, плечи, грудь, если ребе­нок не может или не понимает, дайте ему импульс, потянув за кольца; б) еще один вариант: И. п. — ребенок на животе, руки в упоре под грудью. Техника выполнения: Опираясь на руки, прогнуть спинку (не отрывая таза).
Эта серия упражнений направлена на укрепление мышц спины.
Повороты в стороны. а) И. п. — ребенок сидит на коленях, слева или справа лежат игрушки. Техника выполнения: Попросите его переложить игрушки в другую сторону
б) И. п. — ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки в стороны. Техника выполнения: Ребенок наклоняется в стороны, касаясь руками пола.
Ходьба на руках. И. п. — ребенок опирается на руки, вы поддержи­ваете его за голень. Техника выполнения: Ходьба на прямых руках.
Этот блок упражнений тренирует весь торс.
Бросание мяча. а)И. п. — ребенок стоит, в руках держит по маленькому мячику. Техника выполнения: Выполняют броски мяча поочередно правой и левой рукой, чем дальше, тем лучше; б)еще один вариант. Выполняется так же, но основная задача не дальность, а попадание в цель (корзину, рисунок на обоях и т. д. )
Катание мяча. И. п. — ребенок сидит на полу, ноги разведены и стороны, посредине ног мяч. Техника выполнения: Малышу надо прокатить мяч вперед, держа его в руках.
«Волейбол». Техника выполнения: Бросьте мяч от себя, а ребенка попросите поймать мяч и бросить обратно.
Это были общие упражнения для всех групп мышц, теперь рассмотрим предложенные российскими специалистами специальные упражнения, вырабатывающие правильные навыки и координацию.
І. Упражнения для выработки правильной ходьбы.
1) ходьба по узкой дорожке. На полу или на земле обозначьте узкую дорожку мелом или веревкой), приблизительно 30 см (по мере владения дорожку сужайте до 20-10 см). Пусть ребенок пройдет самостоятельно по ней туда и обратно;
2)более сложный вариант. Ходьба по доске или лавке на высоте 10-30 см;
3)ходьба с препятствиями. Натяните веревки на высоте 15-20 см или положите на полу разные предметы, и пусть ребенок перешагивает через них (под вашим контролем). Более сложный вариант ходьбы с препятствиями — это препятствия на \"узкой дорожке\" (ребенок преодолевает предметы, не шлходя за границу обозначенной дорожки).
 II. Упражнение лазание.
1) дома заинтересовывайте ребенка залазить на кресло, кровать и т. д. (самостоятельно) и слазить с них, полезно перелезать через препятствия, подлазить под них;
2) если в доме есть лесенка, побуждайте забираться на нее и спускаться. Пусть на детской площадке
поднимается по ступенькам, шведской стенке, перелезает через бревна и т. д.
III. Упражнение на равновесие.
1) ходьба по наклонной доске. Один край доски на полу, другой на высоте 20-30 см. С помощью или без ребенок поднимается и спус­кается по доске;
2) пусть он пытается встать на низкий табурет или ящик, постоять и слезть. На улице используйте подъем и спуск по склонам (горки на детской площад­ке, качели, карусели и т. д. ).
IV. Ползание.
Это также полезное упражнение, даже если ребе нок умеет ходить. Натяните веревки на высоте 30-50 см и, заманивая его игрушкой, вынуждайте подползать под препятствием. По мере освоения снижайте высоту. После этого упражнения пусть малыш вытягивается стоя, например, достанет игрушку, которую вы держите высоко в руках.
Если вы сами не Можете составить комплексы из вышеперечисленных упражнений, то можете пользоваться уже составленными нашими педиатрами комплексами для конкретных возрастных периодов.

В современном мире и жизни в магаполисе, человеку как ни когда требуется спортивная разрядка. Увы не всегда и не везде можно получить "естественный" фитнес, ввиду распространенности сидячего образа жизни. Занятия йогой это одно из лучших направлений в области спортивно-оздоровительных занятиях. Занятия йогой в Санкт-Петербурге в сочетании с квалифицированным инструктором и наставником центра "NEWTONE" это даст наилучший результат. На ваш выбор занятия в 5-ти разных студиях: Студия Mind&Body, Студия групповых занятий, Студия Бокса, Студия GYM и Детская студия.
Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
половое развитие девочки 06.05.2011, 01:12 Не секрет, что психика ребенка формируется еще в утробе матери в зависимости от того, насколько дружелюбно относятся друг к другу и к нему его родит... подробнее
первый месяц жизни ребенка 06.05.2011, 01:12 ВНИМАНИЕ!!!! Описанные ниже показатели и достижения детей возраста до года не следует воспринимать как абсолютные нормативы. Не паникуйте и не трево... подробнее