доктор. он опять ничего не ест!!!

06 Мая 2011, Просмотров: 9374, Автор админ

Это один из самых популярных вопросов среди мам наряду с проблемами с соплями, кашлем и «горшечно-памперсными делами». Если первых трех проблем у своего ребенка выявить все-таки не удалось, тогда уж к аппетиту то всегда можно придраться. Всем известное слово \"аппетит\" в переводе с латинского appetitus обозначает \"желание\". Это своеобразное ощущение, связанное с потребностью в пище. При длительном отсутствии пищи аппетит переходит в ощущение голода.

Аппетит – весьма широкий и универсальный критерий состояния здоровья ребенка, особенно в оценке матерью. Редко приходится сталкиваться с ребенком, который много ест. Чаще родителей и старшее поколение волнует истинное или кажущееся понижение аппетита. Почему многие дети плохо едят? Как правило, потому, что их родители всеми силами стараются заставить их есть хорошо. У щенков, например, не бывает проблемы аппетита. Не бывает ее и у детей в тех странах, где матери не знают правил питания и поэтому не беспокоятся. В шутку можно сказать, что для того, чтобы отбить у ребенка аппетит, нужны знания и много месяцев упорной работы. «Да что вы такое говорите - воскликнете Вы возмущенно – он у меня совсем ничего не ест!!!». Вы сами-то себя слышите? Одну воду что ли пьет? Быть такого не может. И даже в этом случае, не волнуйтесь - человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтобы не принимать пищу в течение нескольких дней.

Для того чтобы понять, чем вызвано нарушение аппетита, необходимо знать, от чего он зависит. Процесс пищеварения регулируется нервной системой, в головном мозге имеется специальный – пищевой -  центр, состояние которого определяет чувство голода или сытости. Если пищевой центр находится в состоянии возбуждения, человек испытывает чувство голода. Угнетение, торможение пищевого центра ведет к потере аппетита. Как возбуждение, так и торможение пищевого центра связано с изменением состава крови, которая омывает этот участок мозга. Обеднение крови питательными веществами приводит к возбуждению пищеварительного центра, откуда оно передается слюнным железам и железам, отделяющим желудочный сок, а также соответствующей мускулатуре. В результате пищеварительные железы выделяют сок, ребенок начинает энергично сосать, а дети более старшего возраста пытаются схватить бутылочку с молоком или тарелочку с едой. После еды наступает фаза торможения пищевого центра, что связано с изменением состава крови, а также с наполнением желудка, от которого, в свою очередь, идут сигналы к пищевому центру, вызывая его торможение. Это приводит к тому, что уменьшается выделение соков пищеварительными железами, возбудимость жевательной и другой мускулатуры. Если пища предлагается ребенку в этот момент, он от нее отказывается.

На самом ли деле ребенок не хочет есть? Возможно он просто не может этого сделать в силу различных причин? Это первый и важнейший вопрос. И, не ответив на него, ничего решить нельзя. Понятно ведь, что нежелание есть - это одно, а невозможность есть - это принципиально иная ситуация, и родительские действия в этих ситуациях разнятся весьма существенно.

Всем своим поведением ребенок демонстрирует готовность поесть. Жадно набрасывается на материнскую грудь, хватает ручонками и тянет в рот бутылочку со смесью, охотно усаживается за стол, просит поесть, в конце концов. Но непосредственно после начала процесса поглощения пищи принимается капризничать, беспокоиться и отказываться от еды.

Все это может быть обусловлено проблемами с поступлением еды – плоский или втянутый сосок, \"тугая\" грудь, недостаточно молока, маленькая дырка в соске. Проблемами в полости рта, когда сосание, жевание или глотание вызывает боль - молочницей и другими вариантами стоматита, воспалением десен в связи с прорезыванием зубов, просто зубной болью, воспалительными процессами в области глотки (тонзиллитом, фарингитом), когда малышу больно глотать пищу. Проблемами в кишечнике: у грудных детей, совсем не редка ситуация, при которой после начала сосания резко усиливается перистальтика (сократимость) кишечника. При повышенном газообразовании, при склонности к запорам, при наличии воспалительных процессов, упомянутая активная сократимость может провоцировать боли в животе. Нарушением дыхания - если у малыша \"забит\" нос, то в процессе сосания появляется весьма ощутимый дискомфорт, поскольку дыхание через рот становится невозможным, да и малышу постарше при насморке есть некомфортно. Вкусом еды - соленая, кислая, горькая и т.п., - кормящая мама селедочки с чесночком отведала, папа лично супчик поперчил. Индивидуальной непереносимостью конкретного продукта,  физическими характеристиками пищи - горячая, холодная, кусочки крупные, а жевать ребенок еще не научился, вот и давится. Как научить малыша жевать есть отдельная статья, в рамках данной останавливаться на этой проблеме не буду.

Неопытным родителям порой сложно самостоятельно определить, есть ли проблема с приемом пищи у ребенка, поэтому в случае сомнений обращайтесь к врачу.

 

Может! Но не хочет!

 

Исключив (самостоятельно или с помощью врача) перечисленные выше причины, затрудняющие сам процесс поглощения пищи, констатируем: может. И сосать, и жевать, и глотать. Но не хочет. И здесь возникает вполне закономерный вопрос: почему?

Потому что заболел…

Критерии гармоничного развития ребенка и отсутствия органических причин снижения аппетита:

- хорошее развитие, те есть малыш растет, прибавки по возрасту.

- высокая физическая и психическая активность, малыш радостный, играет, бегает-прыгает.

-переносимость нагрузок, соответствующих возрасту.

- уравновешенный характер, малыш не вялый и не гиперактивный.

- отсутствие рвоты и нарушений стула.

Естественно, что причин отказа от еды множество, но первое, что приходит на ум обеспокоенным родственникам – он чем-то заболел. И это, действительно, так. Ибо снижение аппетита - типичное проявление любой острой болезни и многих хронических. Этот очевидный факт требует разъяснений.

Для начала, рассмотрим болезни острые, т.е. внезапно начавшиеся, к которым можно отнести и большинство детских инфекций, и травмы, и отравления, и аппендицит, и многое другое. Именно в детском возрасте, речь чаще всего идет об острых инфекционных заболеваниях, как правило, вирусных инфекциях, с которыми организм ребенка в подавляющем большинстве случаев вполне способен справиться самостоятельно и без всякой посторонней помощи. Если принять указанное положение за аксиому, то станет понятным следующее: любые усилия родственников должны осуществляться в направлении, подсказываемом инстинктивными побуждениями.

Соматические (со стороны организма) причины снижения аппетита:

1.Нерациональное питание. Например, колбаса копченая для ребенка, докармливание в промежутках между временем обычного приема пищи, обильное употребление молока и сладостей.

2.Острые и хронические заболевания органов пищеварения: гастрит, гастроэнтерит, язвенная болезнь, гепатит и др.

3.Острые и хронические инфекционные болезни: все вирусные и бактериальные инфекции с повышением температуры тела, туберкулез, инфекция мочевыводящих путей, молочница.

4.Глистные инвазии – острицы, аскариды и прочие бяки.

5.Дефицит железа у детей раннего возраста даже без формирования анемии (нижняя граница нормы уровня гемоглобина в анализах крови).

6.Дефицит цинка.

7.Поражение мозга: аномалии обмена веществ, наследственные болезни,

8.Нежелание жевать (леность).

9.Диэнцефальный синдром при болезнях мозга. При этом дети могут оставаться очень активными.

10.Заболевания органов дыхания с дыхательной недостаточностью.

11.Заболевания сердечно-сосудистой системы с недостаточностью кровообращения (поражение мышцы сердца при тонзиллите, синусите, пороки сердца). При этом часто наблюдаются обморочные состояния при переходе из горизонтального положения в вертикальное, тошнота и рвота по утрам, ослабление концентрации внимания.

12.Хронические интоксикации: прием большого количества медикаментов, почечная недостаточность, передозировка витамина Д у грудных детей, болезни обмена веществ, лучевая терапия.

13.Эндокринные нарушения: изменение активности желез внутренней секреции.

 

А какое желание в начале острой болезни наиболее естественное? Отказ от еды. Хорошо это или плохо? Это нормально, поскольку отсутствие стремления к приему пищи обусловлено, прежде всего, биологической целесообразностью и симптом этот общий для всех. На первый взгляд, что-то здесь не логично. Надо ведь с болезнью бороться, силы нужны, энергия, как же можно в такой ответственный момент без еды? Но это только на первый взгляд.

Основные проявления острых болезней (боль, стресс, повышение температуры тела, нехватка кислорода) приводят к стандартной реакции - активизируется циркуляция крови в жизненно важных органах (головной мозг, сердце, легкие), а сосуды в органах менее значимых - сужаются. Сужение сосудов и значительное уменьшение активности кровотока особенно выражено в кишечнике. Снижается его перистальтика, меньше вырабатывается кишечных соков, они становятся более густыми. Понятно, что кишечнику, в такой ситуации, мягко говоря, не до еды. Расстройства кишечника (понос, боли, метеоризм) у детей могут возникнуть и часто возникают при любой болезни - даже термин специальный для этого существует - \"кишечный синдром\". Парадоксален, но легко объясним тот факт, что частота и выраженность кишечного синдрома прямо связаны не только с тяжестью заболевания, но и с усилиями родителей по кормлению заболевшего дитя.

Печень - важнейший орган системы пищеварения и в то же время главный борец с инфекциями. Именно печень - активный участник синтеза тех самых всем известных антител, что нейтрализуют вирусы и токсины бактерий. Опять-таки, печень - мощный фильтр, который останавливает и обезвреживает яды, продукты распада тканей. Понятно, что при острой инфекции нагрузка на печень высока, а потеря аппетита - важный защитный механизм, преследующий очевидную цель - дать печени возможность сосредоточиться на функциях, более необходимых, чем переваривание пищи.

Поэтому не нужно паниковать, если дитя отказался есть: отсутствие или снижение аппетита у заболевшего ребенка - норма. Чем серьезнее нагрузка на организм, тем более выражено снижение аппетита. По мере уменьшения нагрузки аппетит восстанавливается, и это один из симптомов, однозначно свидетельствующих о начале выздоровления.

Итоговые рекомендации по питанию больного ребенка могут быть сведены к двум простым правилам:

Кормим малыша по аппетиту, сколько съест – столько съест. И естественно, что попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы. Соответственно, вывод здесь однозначный: если снижение аппетита действительно симптом, т.е. один из признаков болезни, то не надо с этим симптомом бороться. Надо помочь организму справиться с конкретной болезнью, но основная тактическая и психологическая проблема как раз и состоит в том, что активное кормление больного ребенка вовсе не помогает ребенку выздороветь - скорее наоборот.

От чего зависит аппетит?

Совершенно другие мысли посещают любящих родственников в ситуации, когда никаких признаков болезни у малыша нет, но и аппетита нет тоже. Это пугает неопределенностью, ибо самое логичное объяснение таково: болезнь все-таки есть, просто мы ее увидеть не можем. На самом же деле, снижение аппетита очень часто имеет под собой вполне физиологическую, т.е. нормальную, естественную основу.

Индивидуальные особенности обмена веществ, и даже его колебания, свойственны и детям, и взрослым. Интенсивность выработки гормонов. Процесс роста не равномерен. На первом году жизни, в подростковом возрасте гормон роста, гормоны щитовидной и паращитовидной желез, половые гормоны вырабатываются в большем количестве, ребенок активно растет, усиливается и аппетит. Интенсивность роста зависит также от генетических особенностей. Если родители под два метра ростом, то малыш, скорее всего, будет кушать тоже немало.

Существуют и сезонные закономерности - зимой рост замедляется (меньше гормонов), летом - активизируется (больше гормонов). Понятно, что и аппетит летом улучшается.

Уровень энергозатрат. Питание, по сути, преследует две глобальные цели: во-первых, обеспечить организм веществами, необходимыми для роста и нормального функционирования внутренних органов; во-вторых, покрыть текущие затраты энергии, обусловленные, прежде всего, активностью ребенка. Здесь все вполне очевидно - чем больше ребенок тратит энергии, тем лучше аппетит.

Образ жизни

Не на выработку гормонов, ни на обмен веществ, При всем желании, мы не можем воздействовать не сможем, но регулировать то энергозатраты? Это же не сложно.  Мы уже определились: текущие затраты энергии обусловлены, прежде всего, двигательной активностью, но не только ею. Огромное значение имеет поддержание температуры тела - чем теплее и комфортнее, чем больше одежды, тем меньше энергозатраты, хуже аппетит. Соотношение интеллектуальных и физических нагрузок, распорядок дня, температурный режим - основные составляющие такого общеизвестного понятия, как \"образ жизни\". А как у вас с этим, а? Понятно, что и потребление пищи в этом списке, и взаимосвязь составляющих очень велика.

Давайте со стороны и по возможности объективно посмотрим на классическую в рамках нашего бытия ситуацию, когда родители здорового ребенка крайне обеспокоены отсутствием у него аппетита. В подавляющем большинстве случаев семья не испытывает недостатка в продуктах питания, ребенок не мерзнет -уж на шубку, носочки и обогреватель средства всегда найдутся. Ребенок мало бывает на свежем воздухе, недостаточно двигается. Не редкость дополнительные нагрузки в виде занятий (развивающие игры и т.п.). В свободное от учебы время ребенок играет на компьютере или смотрит телевизор. Узнаете обстановочку?  Удивительно не то, что в такой ситуации у ребенка нет аппетита. Удивительно, что это удивляет вас.

Цивилизация очень серьезно влияет на здоровье человечества. И это особенно актуально применительно к детям, ибо в самый ответственный период жизни, когда растут и формируется внутренние органы, когда на всю жизнь закладывается здоровье,  так вот именно в этот период ребенок растет в абсолютно неестественных условиях. Если здоровый ребенок отказывается от еды, то первое, с чего надо начать, - осуществить коррекцию образа жизни, чтобы активизировать затраты энергии. Это справедливо для любого возраста. Исключение перегрева, гимнастика, прохладная вода, активные игры, длительное пребывание на свежем воздухе - это одинаково важно и в 5 месяцев, и в 14 лет.

Итак, основное, что нужно сделать родителям, которых тревожит нежелание ребенка есть, - это установить причину плохого аппетита. И потом действовать! Возможно, требуется консультация врача, а может быть, дело не вашем чаде, а в том, как вы его растите. Еще раз повторюсь: не надо кормить ребенка насильно, необходимо, прежде всего, устранить причины потери аппетита.

 Классические ошибки родителей.

Ребенок не может изменить образ жизни самостоятельно. Это требует определенных и немалых усилий от родителей. Но, создав все условия для того, чтобы ребенок энергию не тратил, родственники искреннее огорчаются отсутствию у дитя аппетита. И пытаются не замечать очевидного, действуя в трех направлениях: ищут у ребенка болезни, пытаются успокоить собственную совесть, накормив дитя \"любой ценой\", и апеллируют к нормам.

Поиск болезней

Немножко повторимся: резкое снижение аппетита или полный отказ ребенка от еды возникают лишь при очень тяжелых, длительно текущих и опасных болезнях. И снижение аппетита при этом лишь один из многочисленных симптомов. Ситуация, при которой нет никаких жалоб, врач не видит никакой патологии при осмотре ребенка, нет изменений в стандартных анализах крови и мочи, но где-то таится скрытая болезнь, выраженная настолько, что это приводит к потере аппетита, - совершенно нереальна.

Тем не менее осознать тот факт, что отказ от еды обусловлен \"ненормальностями\" системы воспитания очень сложно - это равносильно тому, чтобы признать собственную родительскую несостоятельность или, что еще сложнее, пересмотреть сложившуюся в конкретной семье систему жизненных ценностей. Встать пораньше и вместе с ребенком заняться гимнастикой… Вместо просмотра очередной мелодрамы, прогуляться перед сном... Провести выходной не на диване, а на природе… Это очень непросто. Этим и заниматься не очень хочется. Это не с нами что-то не так, это с ним беда.

К врачу! Возможен такой диалог: - Доктор, он не ест! Плюется. Вчера уговорили поесть, чуть не вырвало. - Так может он не голодный? - Он у нас никогда не голодный! Если не предложишь, сам не попросит никогда. Он наверняка болен. Очень болен! Себя узнали. Правда????

Ситуация состоит в том, что: не всякий врач найдет в себе силы не поддаться на уговоры и не стать союзником родителей в процессе поиска болезней, вы ведь так на этом настаиваете.

Указания на то, что надо жить по-человечески, а не дитя насиловать, скорее, приведут к поиску другого врача, чем к действительной коррекции образа жизни. При отсутствии реальных жалоб, вероятность обнаружения при осмотре ребенка тяжкой скрытой болезни - очень мала, но всегда могут помочь анализы и обследования. Это вылечится сложно, а найти заболевание, при современном уровне развития медицины, - элементарно. Вот и появляются на свет диагнозы, с одной стороны ничего не значащие, с другой - позволяющие расставить точки над \"i\", обозначить присутствие якобы болезни и предоставить родителям возможность отвлечься от темы аппетита в пользу искоренения обнаруженной хвори.

Проще всего сдать анализ кала - в нем обитает множество бактерий, количество какой-нибудь обязательно выйдет за отведенные ей нормы, и тогда станет ясно, что у дитя \"страшный дисбактериоз\" (нарушение баланса микроорганизмов, заселяющих кишечник). Можно мазок из горла взять: у 80% людей там живет стафилококк - чем не болезнь! Если произвести ультразвуковое исследование печени, а перед этим настоятельно обратить внимание врача на полное отсутствие аппетита, появятся, вполне реальные шансы обнаружить дискинезию желчевыводящих путей (нарушение функции желчевыводящих путей, отвечающей за поступление желчи в желудочно-кишечный тракт)… Перечень таких болезней велик и вполне способен удовлетворить потребности самых привередливых родителей.

А можно и не искать. Можно обратить внимание на болезни реально существующие, коих у любимого современного дитя достаточно - аллергии, хронический тонзиллит, аденоиды, частые простуды (которые принимают за снижение иммунитета) и т.д. и т.п. Другой вопрос в том, что никакой прямой связи между этими болезнями и аппетитом нет, но косвенных связей - сколько угодно. Да и как им не быть: малоподвижный образ жизни, дефицит свежего воздуха снижают не только аппетит, но и общие запасы здоровья.

Кормление \"любой ценой\" - самый распространенный способ решения проблем с пониженным аппетитом, родительская фантазия способна в этом направлении творить чудеса. Стратегическая задача - сломить сопротивление не желающего кушать ребенка, а тактические приемы - весьма и весьма разнообразны. Превратить процесс еды в процесс игры: ложка - автомобиль, а рот - гараж, у-у-у - поехали… Проходили такое, да?  Отвлечь: чтение книги, параллельный просмотр любимого мультфильма, пение бабушки, танцы дедушки. Вот самое любимое -  пообещать награду за пустую тарелку: прогулка, покупка игрушки, воскресный поход в цирк. Пригрозить: вот не буду тебя любить, вот придет папа с работы, ты у него получишь и т.д. во множестве вариантов. Как минимум половину, а скорее всего все это вы уже проходили.

Печальность такой ситуации состоит, прежде всего, в том, что аппетит - это ведь не только желание есть, это отражение самой возможности, готовности организма к перевариванию пищи. Накопились желудочный и кишечный соки, управились с работой печень и поджелудочная железа, освободился от большей части съеденного тонкий кишечник - вот и аппетит появился. А его-то как раз и нет! Следствие очевидно - значительная часть без аппетита съеденного, толком не переваривается и не усваивается. И формируется своеобразный замкнутый круг - система пищеварения перегружена лишней едой, а дитя продолжают активно кормить, жалуясь при этом на отсутствие аппетита. А потом начинают еще и на запоры-поносы жаловаться и на всякие прочие неприятности. А от чего все? Вот-вот.

Нормы. Наши любимые и обожаемые, им вообще стоит отдельный опус посвящать. Как вырастить ребенка, который укладывается в все 200 норм (раздел научной фантастики). Теоретической основой и поиска болезней, и стремления во что бы то ни стало дитя накормить, очень часто является ложная трактовка понятия \"нормы\". Ребенок бодр и весел, но вот в книге написано, что в годик он должен весить 12 кг, а наш еле до 10-ти дотянул. \"Я сама читала, что в таком возрасте дитя должно питаться 5 раз в сутки, а у нас 4 с трудом получается…\". \"На баночке со смесью ведь ясно указано: объем порции 180 мл. Никогда больше 150 не съедал\". И все перечисленное - реальные поводы для переживаний и суеты.

Следует знать, что нормы ориентированы все-таки на некоего среднестатистического ребенка. Абстрактную цифру нельзя воспринимать и анализировать изолировано, без учета индивидуальных особенностей именно вашего дитя. Признаки здоровья очевидны - физическое и психическое развитие, двигательная активность, настроение, аппетит. Да, да, аппетит, но не книжными нормами обусловленный, а реальными потребностями, состоянием здоровья и образом жизни конкретного ребенка.

Еще один аспект - народные представления о нормальности или ненормальности ребенка. С одной стороны, соседи, знакомые, бабушки на лавочке и прохожие на улице имеют собственные мнения о том, как должно выглядеть сытое и здоровое дитя. Это было бы не так печально, если бы не другая сторона вопроса - вышеупомянутые соседи-прохожие сплошь и рядом не держат это мнение при себе, а охотно делятся им с родителями ребенка. Фразы: \"какой он у вас худенький\" или \"вы что, его не кормите?!\" - способны не только породить сомнения у самых здравомыслящих родителей, но и побудить их к незамедлительным действиям по откармливанию \"несчастного\" младенца.

Избирательный аппетит. Суть проблемы избирательного аппетита состоит в том, что ребенок предпочитает определенные продукты - их он ест с аппетитом, от других - отказывается. На первом году жизни избирательный аппетит очень часто отражает реальную потребность организма в определенных продуктах. Многие дети в возрасте 6-10 месяцев категорически отказываются от овощных блюд, предпочитая им молочные, - такая ситуация вполне естественна, может быть обусловлена повышенной потребностью организма в кальции, который нужен для роста костей и зубов и которого больше всего именно в молочных продуктах. Повторимся: это естественно, нормально и не должно служить поводом для суеты и попыток непременно накормить дитя овощным супом на основании того факта, что соседский ребенок этот суп ест. Ну и пусть ест. Они между прочим на вас так же смотрят.

Принципиальная особенность человеческой цивилизации, в отличие от животных, состоит еще и в том, что поглощение пищи из процесса биологически необходимого трансформировалось в один из самых популярных способов получения удовольствия.

Ребенок может не захотеть обедать, поскольку отсутствует естественная потребность в пище, но охотно согласится съесть что-нибудь сладенькое-вкусненькое. Даже когда аппетита нет вообще, от шоколадки мало кто отказывается… проверьте на своем чаде.

Когда же аппетит все-таки присутствует, а у дитя при этом имеется возможность выбора между супом, колбасой и манной кашей, то ребенок отдает предпочтение совершенно конкретным продуктам. Родители часто поощряют такое положение вещей (пусть ест, что хочет, лишь бы ел), а потом горько сетуют - дескать, наш, кроме жареной картошки и колбасы, ничего в рот не берет…  Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надумана, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами. Если вы, именно вы, решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение - не ругать, не причитать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное \"лекарство\", в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, - это чувство голода. Важно только, чтобы через 2-3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся. Сложность этого лечения - состояние здоровья того, кто кормит (мама, бабушки или их совокупность. Плюс еще подключают тяжелую артиллерию в виде деда и паиы, иногда в комбинации с ремнем). Сплошь и рядом, после двух подряд отказов от супа, кормящие мамы-бабушки нуждаются в неотложной психотерапевтической помощи и готовы согласиться на требуемую жареную картошку (как же дитя с голоду помирает!!!).

Еще одна проблема - когда избирательность аппетита состоит не в выборе самой еды, а в выборе способа поглощения пищи. Не хочет ложкой есть кашу или пить кефир из чашки - только из бутылки с соской. Охотно открывает рот, когда бабушка кормит супчиком, но самостоятельно взять в руки ложку отказывается наотрез. И в этом случае чувство голода способно помочь.

Частный случай избирательного аппетита - еда в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать сладкое (конфетки, печенье, шоколадки и т.п.), то в интервале между обедом и ужином дитя вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий для того, чтобы исчезла потребность не только в ужине, но и в завтраке. С одной стороны, польза такого питания весьма сомнительна. С другой - в этом нет ничего опасного, но при условии, что родители не склонны драматизировать ситуацию и совершать уже упомянутые нами классические ошибки (заставлять есть, искать болезни и т.д.). Если отсутствие аппетита реальная проблема, следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями еда ребенком не обнаруживалась. Все конфеты, печеньки и всех кто малыша балует – под замок!!! Да и сок тоже не забудьте с газировкой. Их туда же. В них калорий как в порции второго с гарниром.

Ну что же, подведем некоторое резюме всему сказанному.

Отказ ребенка от еды, ни при каких обстоятельствах нельзя воспринимать, как трагедию. Не волнуйтесь - человеческий организм биологически приспособлен к тому, чтобы не принимать пищу в течение нескольких дней. Думаю, малыш же сдастся раньше.

Это взрослые превратили еду в привычку, в удовольствие. Завтрак, обед, ужин. Завтрак, обед ужин… И так годами. Без учета реальной потребности организма, просто потому, что время пришло, потому, что с детства внушили: надо! Детский организм, еще не испорченный нормами и благами цивилизации, живет по другим законам. Законам естественным, мудрым и целесообразным. Главный закон - количество еды эквивалентно количеству затраченной энергии. Природа имеет универсальный механизм реализации этого закона - аппетит. Обмануть природу можно, превратив еду либо в привычку, либо в способ получения удовольствия. Но это путь однозначно ошибочный, неестественный, способный, как это ни печально, провоцировать возникновение болезней. А ожирение это одна из них, причем очень актуальная.

Нельзя руководствоваться инстинктами. Нельзя кормить ребенка только потому, что его родственники испытывают потребность кормить. Не надо искать болезни. Не надо возводить тему еды в культ. Ребенок лучше, чем его родственники, знает, когда и сколько ему надо есть.

Не суетитесь. Оставьте в покое кастрюли, медицинские справочники и книги по детской кулинарии. Оторвитесь от телевизора. Идите гулять. Прыгайте, бегайте, дышите свежим воздухом - это и вам пойдет на пользу. Только, пожалуйста, не вспоминайте про еду. Ребенок сам вспомнит, можете не сомневаться. И все станет на свое место. И ваше инстинктивное желание насытить детеныша не будет противоречить естественным его потребностям. И это будет хорошо.

Ну так как же, как избежать ошибок?

Есть несколько правил, которых родители должны придерживаться в кормлении малыша.

1. С введением прикорма надо постепенно приучать ребенка к новым для него видам пищи. Перед кормлением грудью в течение нескольких дней дают пробовать несколько чайных ложек нового блюда, постепенно увеличивая его количество, и заканчивают кормление снова грудью.

2. Кормить детей любого возраста нужно стараться всегда в определенные часы, для того чтобы у них постепенно вырабатывался условный рефлекс, способствующий отделению пищеварительных соков еще до начала кормления, благодаря чему пища будет лучше перевариваться в желудке. К моменту кормления ребенок должен хорошо проголодаться, только в этом случае может возникнуть положительная реакция на еду. Однако грудных детей целесообразнее кормить не по часам, как было принято у наших мам и бабушек, а по требованию. Для малютки главный стимул для еды - голод, как наиболее сильный возбудитель выделения желудочного сока.  Детей постарше часто не уговоришь на обед по той простой причине, что они увлечены игрой, мультфильмами и т.п. Значит надо сделать так, чтобы и кушать тоже было интересно. В этом может помочь игра «накормим мишку», или забавная детская посуда. Купите ребенку кружечку в виде слоника или тарелочку в форме бабочки. Но интерес к такой посуде потихоньку угаснет, тогда слоника может сменить жираф, а бабочку – рыбка.

3. Ребенок должен садиться за стол в спокойном состоянии, а не разгоряченный и запыхавшийся после игры или зареванный после нанесенной ему обиды. Весьма важно, чтобы он не был возбужден, раздражен или утомлен. Если вы гуляете, то старайтесь за 20 - 30 минут до кормления ребенка вернуться с прогулки, если играете, то отвлеките его от возбуждающих игр, почитайте книжку. Нельзя внезапно прерывать игру малыша и сразу же после этого начинать кормление, т.к. как, не захотев отрываться от игры, малыш и есть будет с неохотой, или будет торопиться быстрее вернуться к игре и поет мало. Кроме того, ввиду особенностей центральной нервной системы ребенок не может быстро переключаться от одного вида деятельности к другому, а при попытке заставить его это сделать начинает капризничать, плакать.

4. Чтобы настроить малыша на еду, перед каждым кормлением соблюдают определенный «ритуал» - приготавливают место для еды, моют руки, повязывают салфетку. В возрасте 1,5 - 2 лет и старше надо приучать ребенка к сервировке стола, предлагая ему убрать все на своем столике, вытереть его, постелить клеенку и салфетку, принести стул и посуду. Выполнение таких поручений закрепляет эту привычку и впоследствии становится обязанностью ребенка, создает у него определенную настроенность и способствует появлению желания есть, улучшает аппетит. Кстати, если садик, куда ходит ваш малыш действительно хорош, то там обязательно обучают даже самых маленьких накрывать на стол, а не просто держать вилку.

5. Никогда не давайте между кормлениями (например, во время прогулки) или перед ними различные сладости и мучное, даже сладкий чай, так как они снимают возбудимость пищевого центра.

Изменение аппетита у детей требует проведения целого комплекса мероприятий. Проводятся они по рекомендации педиатра и других специалистов, если у малыша выявлены те или иные патологические состояния.

Основные этапы устранения изменений аппетита у детей. сразу же оговорюсь, что все. О чем речь пойдет ниже, относится к нарушениям аппетита вследствие каких-то проблем в здоровье.

Лечение основного заболевания. Во время выздоровления после болезни аппетит постепенно восстанавливается. Не следует насильно кормить ребенка в этот период, так как это может в последующем привести к отвращению к еде.

Диета. Разрабатывается с учетом массы тела ребенка. При снижении массы тела расчет в количестве белков, жиров и углеводов, калорий проводится по верхней границе рекомендуемых возрастных норм. При избыточной массе тела ребенка, такие расчеты проводят, ориентируясь на нижние границы показателей.

Психотерапия. Необходима при психогенных причинах отказа ребенка от еды или повышенной потребности в еде.

Немедикаментозные методы. Широко применяется фитотерапия, гомеопатия, рефлексотерапия.

Витамины. Назначает врач с учетом признаков гиповитаминоза и возраста ребенка.

Физические упражнения. Необходимы для повышения общего тонуса организма, нормализации развития костной и мышечного системы. Обязательны для детей с ожирением.

Лечение изменений аппетита у детей требует времени и огромного терпения родителей!

При кормлении детей необходимо соблюдать такие основные правила:

-не заставлять малыша кушать;

-создать условия, при которых ребенок сам попросит еду;

-не обсуждать при ребенке его аппетит;

-учитывать особенности вкуса малыша;

-менять компоненты блюд с учетом желания ребенка;

-постараться заменить продукты, от которых ребенок отказывается, на другие, близкие по качественному составу и калорийности;

-избегать однообразия меню. Основные блюда должны повторять 1-2 раза в неделю.

-при плохом аппетите давать малышу очень маленькие порции блюд, стимулируя просьбу ребенка добавить ему еще еды;

-не заставлять ребенка есть то, от чего он отказался накануне,

-с едой не должно быть связано никаких неприятных ассоциаций;

-не допускать \"перекусы\" в промежутках между едой, особенно питье сладких напитков;

-вводить новые блюда постепенно, без нажима и по желанию ребенка;

-приучить ребенка кушать самостоятельно с двух лет;

-не применять никаких сказок и подкупов во время кормления малыша;

Постоянная ссылка на новость:

Добавить в закладки:

Оценить материал:
Минус 0 Плюс

Комментарии

Комментариев нет



Читайте также
как заработать в интернете новичку с нуля 07.04.2017, 11:35 Постоянно не хватает денег, захотела и я подзаработать в сети интернет. С трудом купила эксклюзивную технологию настройки даже трёх прибыльных источн... подробнее
Иммунитет ребенка часть первая 03.02.2012, 02:35 Как работает иммунитет, откуда болезни?Зимой самой актуальной темой всех форумов становится вопрос укрепления иммунитета ребенка. Термин – «снижение и... подробнее